г.Москва |
|
19 июля 2021 г. |
А40-212384/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Е.В. Бодровой, |
|
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "РЕГИОНТРАНССЕРВИС" на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.04.2021 принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-212384/20, по иску ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ИНН: 7708737517) к ООО "РЕГИОНТРАНССЕРВИС" (ИНН: 5009093400) о взыскании основного долга в размере 113 011 руб. 93 коп., пени в размере 20 704 руб. 76 коп.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ООО "СУЩЕВСКИЙ ВАЛ" задолженности в размере 113 011 руб. 93 коп., пени в размере 20 704 руб. 76 коп.
Решением суда от 27.04.2021 исковые требования ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" удовлетворены.
ООО "РЕГИОНТРАНССЕРВИС" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (Подрядчик) и ООО "РегионТрансСервис" (Заказчик) был заключен договор от 1 июля 2015 г. N ТОР-ЦДИЦВ/57 (далее-Договор) на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
В соответствии с п. 1.1 Договора, Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны).
На основании заключенного Договора эксплуатационными вагонными депо Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" были произведены текугцие ремонты грузовых вагонов N N 95341178, 93000289, 59760694 собственности (аренды) ООО "РегионТрансСервис", указанных в расчете исковых требований.
Отцепка в ремонт была произведена в соответствии с условиями Договора и требованиями Инструкции осмотрщику вагонов по причине технологических неисправностей деталей вагонов.
Текущий отцепочный ремонт вагона (TP) выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей с подачей на специализированные пути. В зависимости от состояния грузового вагона, места обнаружения его отказа и отцепки, текущий отцепочный ремонт подразделяется на текущий ремонт ТР-1 и текущий ремонт ТР-2. Текущий ремонт вагона ТР-2 - это ремонт груженого или порожнего грузового вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
Согласно п. 1.4 Договора основанием для отцепки грузового вагона в ТР-2 являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденные на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 21 -22 мая 2009 г. (далее - Инструкция).
На основании п. 2.1.1 Инструкции, осмотрщики вагонов по внешним признакам выявляют возможные неисправности боковых рам, неисправности на поверхности катания колесных пар, в буксовых узлах, тележках, определяет не отпустившие тормоза отдельных вагонов, работу привода генератора. При обнаружении неисправности или их иных признаков осмотрщик фиксирует данные вагоны, выписывает уведомление формы ВУ-23 М (ВУ-23) на ремонт грузового вагона (п. 2.1.5 Инструкции).
Согласно п. 4.1.1 Договора, ТР-2 проводится в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N РД 32 ЦВ-056-97, утвержденного МПС России 02.09.1997 г. (далее - Руководство N>РД 32 ЦВ-056-97), других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов, в частности, в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N 717-ЦВ-2009, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.2010 г. N2425р (далее -Руководство N717-ЦВ-2009).
В соответствии с п. 2.4. Руководства N NРД 32 ЦВ-056-97 и Руководства N N717-ЦВ-2009, при текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
По факту отцепки вагонов ОАО "РЖД" по спорным вагонам был выполнен ряд работ: контрольные и регламентные операции, отцепка вагона, а также работы, которые входят в объем ТР-2. Стоимость выполненных ОАО "РЖД" работ составила 113 011 (сто тринадцать тысяч одиннадцать) руб. 93 коп.
Цена выполненных работ согласована сторонами в Договоре и приложениях к нему. Проведение таких работ при наличии признаков неисправности вагонов -законодательно установленная обязанность ОАО "РЖД", входящая в объем ТР-2, является предметом Договора.
Пунктом 4.3.1 Договора предусмотрено, что Заказчик осуществляет оплату проведенного ремонта грузовых вагонов и связанных с ним работ (услуг) в соответствии со сроками и условиями, установленными разделом 2 Договора.
Однако, ООО "РегионТрансСервис" оплата произведенных работ не произведена.
Таким образом, размер задолженности ООО "РегионТрансСервис" перед ОАО "РЖД" по Договору составляет 113 011 (сто тринадцать тысяч одиннадцать) руб. 93 коп. ОАО "РЖД" обратилось в адрес ООО "РегионТрансСервис" с претензией от 22.01.2020 г. N 574/СКДИ о добровольной оплате суммы задолженности и пени, однако данная претензия была оставлена без удовлетворения.
В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Как установлено частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 702 Гражданского Кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 1 статьи 711 ГК РФ. заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатит кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
; В соответствии с п. 5.1 Договора в случае нарушения сроков оплаты ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним услуг, предусмотренных п. 2.3 и п. 2.5 Договора, Заказчик уплачивает пеню в размере 0, 07 % от цены выполненных, но не оплаченных в срок работ (услуг), за каждый день просрочки в течение 10 календарных дней с даты предъявления Подрядчиком соответствующего требования.
Пунктом 2.3.1. Договора предусмотрено, что Заказчик ежемесячно производит перечисление авансовых платежей на расчетные счета СП ЦДИ в размере 100% (сто процентов) расчетной стоимости работ по проведению ТР-2 грузовых вагонов на основании выставленного Подрядчиком счета в течение 5 (пяти) банковских дней с даты его получения Заказчиком, но не позднее 25 (двадцать пятого) числа месяца, предшествующего месяцу проведения ТР-2 грузовых вагонов, при этом, счет на оплату должен быть предоставлен Подрядчиком не позднее 20 (двадцатого) числа месяца, предшествующего месяцу проведения ТР-2 грузовых вагонов.
В соответствии с представленным расчетом, сумма пени за неисполнение договорных обязательств по Договору составляет 20 704 (двадцать тысяч семьсот четыре) руб. 76 коп.
Проверив расчет пени, суд первой инстации пришел к выводу о том, что арифметически он произведен верно, период просрочки определен с учетом фактических обстоятельств возникшего между сторонами спора, у сторон разногласий относительно правильности исчисления пени не возникло.
Грузовой вагон N 95341178 был согласован 25.11.2020, то есть после подачи искового заявления ОАО "РЖД", в связи с чем считаем, что взыскание договорной неустойки в размере 4 941,62 руб. за неисполнение обязательств по оплате выполненных работ является законным и обоснованным.
Доводы ответчика, что ремонт вагонов был произведен не в соответствии с договором и указами РЖД, отклоняется на основании следующего.
В соответствии с п. 1.1 Договора, Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны).
Согласно п. 1.4 Договора основанием для отцепки грузового вагона в ТР-2 являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденные на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 21-22 мая 2009 г. (далее - Инструкция).
На основании п. 2.1.1 Инструкции, осмотрщики вагонов по внешним признакам выявляют возможные неисправности боковых рам, неисправности на поверхности катания колесных пар, в буксовых узлах, тележках, определяет не отпустившие тормоза отдельных вагонов, работу привода генератора. При обнаружении неисправности или их иных признаков осмотрщик фиксирует данные вагоны, выписывает уведомление формы ВУ-23 М (ВУ-23) на ремонт грузового вагона (п. 2.1.5 Инструкции).
Согласно п. 4.1.1 Договора, ТР-2 проводится в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N РД 32 ЦВ-056-97, утвержденного МПС России 02.09.1997 г. (далее - Руководство NРД 32 ЦВ-056-97), других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов, в частности, в соответствии с требованиями Руководства! по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N 717-ЦВ-2009, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.20110 г. N2425р (далее - Руководство N717-ЦВ-2009J).
В соответствии с п. 2.4. Руководства N NРД 32 ЦВ-056-97 и Руководства N N717-ЦВ-2009, при текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
Отцепка вагонов производилась по внешним признакам возможной неисправности деталей, В соответствии с порядком и на основании, установленными пунктами 2.1.1. И 3.2.1, 3.4.1., 3.6.1, 3.8.1. Инструкции осмотрщику вагонов, запрещающих эксплуатацию вагонов с указанными неисправностями обязывающими ОАО "РЖД" произвести отцепку вагона при подозрении на их наличие.
Материалами дела подтверждается; наличие оснований для отцепки спорных вагонов в ТР-2, т.к. указанные в уведомлении ВУ-23 неисправности предусмотрены инструкцией осмотрщику вагонов как неисправности, не допускающие следование вагона в составе поезда. Таким образом, ОАО "РЖД" обоснованно отцепило вагоны в ТР-2 исходя из нормативно установленной обязанности для определения наличия возможной неисправности грузового вагона.
По факту отцепки вагонов ОАО "РЖД" по спорным вагонам был выполнен ряд работ: дефектоскопия, контрольные и регламентные операции, отцепка вагона, а также работы, которые входят в объем ТР-2.
Цена выполненных работ согласована сторонами в Договоре и приложениях к нему. Проведение таких работ при наличии признаков неисправности вагонов - законодательно установленная обязанность ОАО "РЖД", входящая в объем ТР-2, является предметом Договора.
Таким образом, именно законодательно возложенной на ОАО "РЖД" обязанностью поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии непрерывно и постоянно в процессе; его эксплуатации, обусловлены порядок проведения технического обслуживания и текущего ремонта вагонов, а именно их предупредительный характер в законодательно установленных случаях (например, наличие внешних признаков возможных неисправностей деталей и узлов, указанных в Инструкции осмотрщику вагонов, повреждение которых влечет непосредственную угрозу безопасности). ОАО "РЖД" обоснованно отцепило вагоны в ТР-2 исходя из нормативно установленной обязанности для определения наличия возможной неисправности вагона.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.04.2021 по делу N А40-212384/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "РЕГИОНТРАНССЕРВИС" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-212384/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "РЕГИОНТРАНССЕРВИС"