г. Москва |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А40-181089/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.04.2021 по делу N А40-181089/20 (93-1312) судьи Позднякова В.Д.
по заявлению ТУ Росимущества в городе Москве
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", 2) Департамент городского имущества города Москвы
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Немов Д.А. по дов. от 09.04.2021; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в городе Москве обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в уведомлении от 02.09.2020 N 77/011/232/2020-1642/1 об отказе в осуществлении государственной регистрации прав.
Решением суда Арбитражного суда г.Москвы от 02.04.2021 заявленные требования удовлетворены; на ответчика возложена обязанность осуществить учетно-регистрационные действия.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого отказа регистрирующего органа.
От ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Другие отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Представитель ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в судебном заседании по доводам, изложенным в отзыве, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Управление, заявитель и третье лицо - Департамент городского имущества города Москвы своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ. Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав позицию третьего лица, считает, что отсутствуют основания для отмены решения (изменения) суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТУ Росимущества в городе Москве (далее - Территориальное управление) обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением N 77/011/232/2020-1642/1 об осуществления действий по государственной регистрации права собственности РФ на недвижимое имущество - объект "Металлическое хранилище", расположенного по адресу: г.Москва, ул.Большая Внуковская, д.2Б, стр.3, с кадастровым номером 77:07:0016002:1181.
Сообщением от 02.09.2020 N 77/011/232/2020-1642/1 Управление Росреестра по Москве уведомило Территориальное управление об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество - объект "Металлическое хранилище".
Отказывая в регистрации права федеральной собственности, государственный регистратор сослался на то, что выписка из РФИ не является правоустанавливающим документом.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением с указанными выше требованиями.
Судом проверено и установлено, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п.4 ст.198 АПК РФ заявителем не пропущен, с чем согласен и апелляционный суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ТУ Росимущества в городе Москве требований.
Удовлетворяя требования заявителя, суд обоснованно руководствовался следующим.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2006 N 159-р утвержден перечень органов военного управления, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, имущество которых подлежит передаче Росаэронавигации (Федеральной аэронавигационной службы), а военнослужащие -прикомандированию к указанной службе, в том числе 280 зональный центр единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации (войсковая часть N 22576), базировавшийся по адресу: г. Москва, ул. Большая Внуковская, д.2Б, имущество которого подлежало передаче в казну Российской Федерации с последующим закреплением на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российском- Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД").
Указом Президента Российской Федерации от 11.09.2009 N 1033 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации" функции Росаэронавигации (Федеральной аэронавигационной службы) перешли к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации).
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.05.2015 N 915 "О высвобождении и прекращении права оперативного управления федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации недвижимым имуществом" в казну Российской Федерации были переданы объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г.Москва, ул. Большая Внуковская, д. 2Б.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве от 20.02.2018 N 254 (далее - Распоряжение) за ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на праве хозяйственного ведения закреплены высвобожденные объекты недвижимого имущества по адресу: г.Москва, ул.Большая Внуковская, д. 2Б.
Вышеуказанные объекты приняты по акту приема-передачи от 22.05.2018 на баланс филиала "Московский центр автоматизированного управления воздушным движением" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (далее - филиал "МЦ АУВД"), осуществляющего аэронавигационное обслуживание Московской зоны, включающей воздушное пространство города Москвы, Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей.
В числе объектов федерального недвижимого имущества, указанным Распоряжением за ФГУП "Госкорпорация по ОрЗД" на праве хозяйственного ведения закреплен объект: здание "Металлическое хранилище", расположенное по адресу: г. Москва, ул.Большая Внуковская, д.2Б, стр.3, с кадастровым номером 77:07:0016002:1181, номер реестра федерального имущества В12510020790 (далее -Объект).
На момент издания Распоряжения право собственности Российской Федерации на Объект зарегистрировано не было.
В соответствии с п.1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление) объекты государственной собственности, указаныe в приложении N 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п.2 раздела II приложения N 1 к Постановлению имущество вооруженных сил, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР разграничено в федеральную собственность.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на Объект возникло в силу закона на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно статье 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим Лицам.
В соответствии с п.2 ст.299 ГК РФ имущество, приобретённое учреждением по договорам или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве действует на основании Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве" (далее -Положение), утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 г. N 67.
В соответствии с п.4.1 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении, федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы, в том числе составляющие казну Российской Федерации.
Согласно п.4.1.1 Положения Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Таким образом, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости расположенный по адресу: г. Москва, ул. Большая Внуковская, д.2Б, стр.3, не соответствует Закону о регистрации и нарушает права и интересы заявителя.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на Объект нарушает права собственника в части распоряжения Объектом, не позволяет провести мероприятия по оформлению права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный под Объектом, а также распоряжаться данным земельным участком, препятствует осуществлению государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на Объект, что в свою очередь не позволяет выполнить работы по проектированию и оснащению объектами наземной инфраструктуры, необходимыми для обеспечения аэронавигационного обслуживания Московской зоны с использованием новой структуры воздушного пространства.
При этом доказательств спора между Москвой и Российской Федерацией на вопрос принадлежности имущества регистрационным органом не подтверждено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в уведомлении от 02.09.2020 N 77/011/232/2020-1642/1 об отказе в осуществлении государственной регистрации прав, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя и третьих лиц.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Территориальным управлением требований.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2021 по делу N А40-181089/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181089/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"