г. Санкт-Петербург |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А26-1866/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18818/2021) ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2021 по делу N А26-1866/2021 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго", адрес: 185035, Республика Карелия, пр. Ленина, д. 22 А, ОГРН: 1151001015736, ИНН: 1001304003 (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик, Управление, административный орган) о признании незаконным постановления N 25-244/376-332/ПС от 25.02.2021 года, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 24.05.2021, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, прекратить производство по делу. Податель жалобы указывает на процессуальные нарушения при проведении проверки. Ссылается на отсутствие события правонарушения. Полагает возможным применить положения о крайней необходимости, предусмотренные статьей 2.7 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.09.2020 г. прокуратурой г. Сортавала с привлечением государственного инспектора отдела по государственному энергетическому надзору по Республике Карелия Северо-Западного Управления Ростехнадзора Шлокина Н.Ю. проведена проверка соблюдения единой теплоснабжающей организацией ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" требований законодательства в сфере безопасности тепловых установок и сетей. По результатам проверки была составлена справка N б/н от 23.09.2020 г.
В ходе проверки в деятельности ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" по состоянию на 23.09.2020 г. были выявлены следующие нарушения обязательных требований, установленные ПТЭТЭ:
1. В ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" в Сортавальском участке отсутствует ежегодный график проведения шурфовок, плановые шурфовки не проводятся, что является нарушением пунктов 6.2.34,6.2.37,11.1 ПТЭТЭ.
2. В котельных ГУЛ РК "КарелКоммунЭнерго" в Сортавальском участке не проводится инструментальная проверка сопротивления заземляющих контуров металлических дымовых труб -один раз в год, весной перед грозовым сезоном, что является нарушением пункта 3.3.10 ПТЭТЭ.
3. В котельных ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" в Сортавальском участке не пересмотрены производственные инструкции, что является нарушением пунктов 2.8.7 ПТЭТЭ.
4. В котельных ГУН РК "КарелКоммунЭнерго" в Сортавальском участке на табличках установленных на предохранительных клапанах в котельных отсутствуют данные о сроках проведении испытаний и сроках проведении следующих испытаний, что является нарушением пункта 3.3.10 ПТЭТЭ.
5. В котельных ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" в Сортавальском участке в котельной пос. Хилюля, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок не ведутся паспорта тепловых сетей, что является нарушением пункта 2.2.5 ПТЭТЭ.
6. В котельной ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" в Сортавальском участке в пос. Хилюля, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок не ведутся паспорта котлов, что является нарушением пункта 2.2.5 ПТЭТЭ.
7. В котельной пос. Калаамо, Сортавальском участке, ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" на оголовке кирпичной дымовой трубы имеются разрушения кирпичной кладки, что является нарушением пункта 3.3.1 ПТЭТЭ.
8. В котельной пос. Калаамо, Сортавальском участке, ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" имеется течь кровли, что является нарушением пункта 3.3.1 ПТЭТЭ.
9. В котельной пос. Калаамо, Сортавальском участке, ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" имеются разрушения стеновой панели в месте примыкания к стене соседнего здания, что является нарушением пункта 3.3.1 ПТЭТЭ.
10. В котельной пос. Калаамо, Сортавальском участке, ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" не закончены работы по замене участка тепловых сетей по ул. Лесной, что является нарушением пункта 11.5 ПТЭТЭ.
В связи с выявленными нарушениями прокурора города Сартавала 14.01.2021 вынесла постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому действия Предприятия квалифицированы по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановление и материалы проверки в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Управление.
Постановлением Управления N 25-244/376-332/ПС от 25.02.2021 о назначении административного наказания Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Предприятия, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения и принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 года N 132-ФЗ, подлежат обязательному исполнению до вступления в силу правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в статье 23.2 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 мая 2016 года N 132-ФЗ).
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным приказом Минэнерго России от 24.03.03 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), тепловая энергоустановка - это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Эксплуатация - период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.
Сфера регулирования Правил N 115 определена пунктом 1.1 данных Правил, в соответствии с которым Правила эксплуатации устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Согласно пунктам 12, 13 Устава основной целью деятельности ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" является обеспечения надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия, для достижения которой Предприятие осуществляет организацию теплоснабжения на территории Республики Карелия, производство тепловой энергии, поддержание тепловой мощности, передачу теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, развитие систем теплоснабжения.
В ходе проведения проверки Прокуратурой выявлены нарушения, отраженные в Справке о выявленных нарушениях при эксплуатации котельных и тепловых сетей, участвующих в обеспечении теплоснабжения потребителей тепловой энергией от 23.09.2020.
Факт выявленных в ходе проверки нарушений установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что образует событие вмененного правонарушения.
Вопреки доводам подателя жалобы, судом установлено, что акты, подтверждающие проведение шурфовок в Сортавальском участке, ни в ходе проверки прокуратуре, ни при вынесении оспариваемого постановления представлены не были.
По факту непроведения Предприятием в котельных Сортавальского участка инструментальной проверки сопротивления заземляющих контуров металлических дымовых труб судом установлено, что техническое задание на проведение данных мероприятий Предприятием подготовлено 24.02.2021, после проведенной проверки прокуратурой г. Сортавала.
Так же, материалами проверки подтвержден факт отсутствия на табличках, установленных на предохранительных клапанах, данных о сроках проведения испытаний и сроках проведения следующих испытаний.
На момент проверки паспорта тепловых сетей не велись, так как из представленного Предприятием паспорта тепловой сети п. Хелюля в разделе 9 отсутствуют записи с 26.05.2019 по 01.09.2020, т.е. паспорт не заполнялся.
При этом из представленных копий паспортов не усматривается их надлежащее ведение.
Довод Предприятия о несвоевременном завершении работ подрядчиком по замене участка тепловых сетей по ул. Лесной п. Кааламо правомерно не принят судом первой инстанции.
Согласно договору подряда N 84аэф-20/223-ФЗ от 22.06.2020 ООО "Энерготехстрой" срок завершения работ на участке тепловых сетей по ул. Лесной п. Кааламо 22.07.2020.
Однако 31.08.2020 между Предприятием и ООО "Энерготехстрой" заключено дополнительное соглашение N 1, по которому данный договор считается действителен до 08.10.2020.
Предприятие, действуя разумно и осмотрительно, зная о наступлении отопительного сезона, приняло условия ООО "Энерготехстрой" по завершению работ на тепловых сетях после начала отопительного сезона
Начало отопительного сезона в срок не является основанием для освобождения Предприятия от ответственности за допущенные при содержании тепловых энергоустановок нарушения установленных требований.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Учреждения во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами двух инстанций не установлено.
Так, решение прокуратуры г. Сортавала о проведении проверки от 22.09.2020 N 69, ввиду отдаленности расположения прокуратуры от Предприятия, доведено до Предприятия 23.09.2020 по средствам электронной почты на адрес: guprkkke@mail.ru. Исходя из этого Предприятие уведомлено о предстоящей проверке не позднее дня начала, указанного в решении о проведении.
Проверка была выездная, при проведении проверки присутствовал представитель Предприятия.
Справка Управления от 23.09.2020 N б/н о выявленных нарушениях при эксплуатации котельных и тепловых сетей, участвующих в обеспечении теплоснабжения потребителей тепловой энергии является средством фиксации выявленных в ходе проверки Предприятия нарушений законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020/2021.
Справка Управления от 23.09.2020 N б/н содержит отметку о присутствии при проведении проверки начальника Сортавальского участка теплоснабжения Предприятия Петрова А.В. и его личную роспись. Таким образом, Предприятию стали известны выявленные нарушения до вынесения постановления прокуратурой г. Сортавала.
Об отсутствии у Петрова А.В полномочий на участие в проверочных мероприятиях Предприятия в ходе проверки не заявлялось.
В адрес Предприятия 29.12.2020 направлялось уведомление от 25.12.2020 N 07-15-2020 (отправление с почтовым идентификатором 18679053121094) о том, что 14.01.2021 прокуратурой г. Сортавала будет рассматриваться вопрос о привлечении юридического лица (ГУП РК "КарелКоммунЭнерго") к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ. Уведомлением разъяснялись права, предусмотренные ст. ст. 25.1, 30.1 КоАП РФ (ознакомление со всеми материалами дела, дача объяснений, представления доказательств, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами).
При рассмотрении дела от Предприятия поступили возражения (письмо ГУП РК "КарелКомунЭнерго" от 25.02.2021 N 01-08/1614-10) по делу об административном правонарушении. Возражения рассмотрены, но не удовлетворены, так как на момент проведения проверки нарушения имели место быть и зафиксированы документально.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае назначенное Предприятию административное наказание в минимальном размере в сумме 20 000 руб. отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Ссылка Предприятия на действия в состоянии крайней необходимости отклоняется, поскольку обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения и его действия не отвечают признакам и условиям, при наличии которых согласно статье 2.7 КоАП РФ возникает состояние крайней необходимости, позволяющее освободить заявителя от ответственности.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 мая 2021 года по делу N А26-1866/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1866/2021
Истец: ГУП Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго", Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору