20 июля 2021 г. |
дело N А84-814/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.07.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гордон А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПОГЕЙ" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 02.04.2021,
принятое по иску Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, 299011, город Севастополь, улица Ленина, дом 2)
к обществу с ограниченной ответственностью "АПОГЕЙ" (ОГРН 1149204070278, ИНН 9201501613; 299057, город Севастополь, улица Летчиков, дом 3-В),
о досрочном расторжении договора,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:
- департамента экономического развития города Севастополя (ОГРН 1149204005235, ИНН 9204002771; 299011, город Севастополь, улица Ленина, дом 2),
- управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (ОГРН 1147746357164, ИНН 7707830464; 299011, город Севастополь, улица Кулакова, дом 56)
в присутствии:
от департамента экономического развития города Севастополя - представителя Плешко Е.К. по доверенности от 29.12.2020 N 41,
от управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю - представителя Груниной Н.А. по доверенности от 23.11.2020 N 01-55/49,
в отсутствие представителей истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Севастополя обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к обществу с ограниченной ответственностью "АПОГЕЙ" (далее - ООО "АПОГЕЙ") с иском о досрочном расторжении договора от 21.12.2015 N 91 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя.
Определением от 19.02.2021 исковое заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу, к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: департамент экономического развития города Севастополя и управление Федеральной налоговой службы по городу Севастополю.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 02.04.2021 исковые требования удовлетворены. Расторгнут договор от 21.12.2015 N 91 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя, заключенный между Правительством Севастополя и ООО "АПОГЕЙ".
Не согласившись с решением от 02.04.2021, ООО "АПОГЕЙ" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела. Апеллянт указывает, что в основу решения суда положены результаты плановой документарной и выездной проверки департамента экономического развития города Севастополя в отношении ответчика в период с 16.09.2019 по 17.09.2019, однако отсутствует оценка документов, рассматриваемых в период проверки, на основании которых сделаны заключения о нарушении ответчиком подпунктов 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6.6, 2.3.6.7 пункта 2.3 Договора. Судом не дана оценка результатов документарной и выездной проверки департамента экономического развития города Севастополя в отношении ответчика в период 16.09.2019 по 17.09.2019 на предмет достаточности. Не приведен расчет размера среднего заработка работников ООО "АПОГЕЙ", на основании которого сделан вывод о том, что ответчик не исполнил условия Договора N 91 в части обеспечения выплаты заработной платы своим работникам в сумме 35000,00 руб.
Определением суда от 16.06.2021 апелляционная жалоба ООО "АПОГЕЙ" принята к производству.
Правительство Севастополя представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что уклонение участника свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) от исполнения своих обязательств по Договору является длящимся, что свидетельствует об игнорировании ответчиком выполнения своих договорных обязанностей по капитальным вложениям, по созданию рабочих мест и выплате заработной платы, ввиду чего Правительство Севастополя обратилось с иском в арбитражный суд о расторжении Договора. Акт проверки был исследован судом первой инстанции, содержанию акта дана надлежащая правовая оценка.
В отзыве на апелляционную жалобу управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю указало, что актом документарной проверки в отношении участника свободной экономической зоны от 24.09.2019 N 83/ДП-91/19, составленным департаментом экономического развития города Севастополя, выявлены нарушения со стороны ООО "АПОГЕЙ" обязательств, установленных подпунктами 2.3.3, 2.3.4 пункта 2.3 Договора N 91, - капитальные вложения в размерах, уставленных Договором N 91, не подтверждены, а также подпунктами 2.3.6.6, 2.3.6.7 пункта 2.3 Договора N 91, в части создания рабочих мест и выплаты среднемесячной заработной платы в установленных размерах, что является достаточным основаниям для расторжения договора в судебном порядке.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, департамент экономического развития города Севастополя указал, что из представленных в материалы дела документов следует, что ответчиком принято к учету недвижимое имущество, в качестве объектов основных средств, расположенное по адресу г. Севастополь, ул. Маячная, д. 33, пом.6, стоимостью 3250000,00 руб., расчет за вышеуказанные помещения произведен посредством предъявления векселя ООО "АПОГЕЙ" номинальной стоимостью 3250000,00 руб. В ходе проведения проверки ООО "АПОГЕЙ" не предоставило департаменту экономического развития города Севастополя доказательств предъявления векселя к оплате, его погашения. Кроме того, в ходе проверки выявлено, что условия договора в части осуществления капитальных вложений, обеспечения выплаты заработной платы не ниже 35000,00 руб., создании 10 рабочих мест ответчиком не исполнены, данные выводы сделаны на основании представленной ответчиком отчетности по формам 6НДФЛ и 4-ФСС. Расчет показателей средней заработной платы и количества созданных рабочих мест находится в акте проверки, приобщенном к материалам дела. Результаты проверки ООО "АПОГЕЙ" не оспорило; акт проверки от 24.09.2019 N 83/ДП-91/19 является допустимым и достоверным доказательством.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 15.07.2021 представителей не направили.
До начала судебного заседания от ООО "АПОГЕЙ" поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с тем, что его представитель не может принять участие в заседании Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, поскольку участвует в заседании Арбитражного суда города Севастополя по делу N А84-6596/2020.
Рассмотрев ходатайство ООО "АПОГЕЙ" об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Из смысла указанной нормы следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является правом, а не обязанностью суда.
Заявляя ходатайство об отложении судебного заседания по причине невозможности явки своего представителя, ООО "АПОГЕЙ" не реализовало право поручить представительство по делу другому лицу либо обеспечить явку руководителя общества.
Правовая позиция ООО "АПОГЕЙ" последовательно изложена в апелляционной жалобе, а также в процессуальных документах, поданных в суде первой инстанции; новые доводы в апелляционной жалобе ответчик не заявил, до начала судебного заседания 15.07.2021 дополнительные письменные пояснения в обоснование своих доводов не представил.
В ходатайстве об отложении судебного заседания апеллянт не указывает объективные причины, не позволяющие суду апелляционной инстанции рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие апеллянта.
Руководствуясь статьями 158, 159 АПК РФ, суд апелляционной инстанции в целях недопущения необоснованного затягивания судебного процесса в удовлетворении ходатайства ООО "АПОГЕЙ" об отложении судебного заседания отказал.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ООО "АПОГЕЙ" и Правительства Севастополя.
В судебном заседании представители третьих лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "АПОГЕЙ" по доводам, изложенным в отзывах на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между Правительством Севастополя и ООО "АПОГЕЙ" (Участник) в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ) заключен договор от 21.12.2015 N 91 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя (далее - Договор).
Договор заключен на срок существования свободной экономической зоны (СЭЗ) до 31.12.2039 (пункт 3.2 Договора).
ООО "АПОГЕЙ" зарегистрировано в Едином реестре участников свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя 29.12.2015 с присвоением регистрационного номера записи 92Б2015000090, что дает ему право в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 377-ФЗ на особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ.
Помимо особого режима деятельности в рамках СЭЗ, также условиями Договора закреплены за Участником обязанности, направленные на реализацию последним задекларированного инвестиционного проекта.
Согласно содержанию пункта 1.3 Договора целью инвестиционного проекта является модернизация и развитие существующего инвестиционно-строительного предприятия ООО "АПОГЕЙ".
В соответствии с пунктом 1.5 Договора предполагаемый срок реализации инвестиционного проекта 25 лет.
Пунктом 1.4 Договора установлено, что общий объем капитальных вложений Участника, предусмотренных инвестиционной декларацией, составляет не менее 3200000,00 руб., которые будут направлены на приобретение офисного помещения.
В соответствии с подпунктом 2.3.3 пункта 2.3 Договора Участник обязуется в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, осуществить капитальные вложения согласно следующим этапам:
1-й этап - I квартал 2016 года, капитальные вложения в размере 3200000,00 руб.
Согласно подпункту 2.3.6 пункта 2.3 Договора Участник обязуется выполнить следующие условия реализации инвестиционной декларации:
2.3.6.1. - выполнить цель задекларированного инвестиционного проекта;
2.3.6.2. - осуществлять в рамках реализации инвестиционного проекта деятельность в свободной экономической зоне согласно задекларированному виду деятельности;
2.3.6.3. - осуществить капитальные вложения по каждому из видов деятельности, которые задекларированы в рамках инвестиционного проекта, определены пунктом 1.2 Договора;
2.3.6.4. - реализовать инвестиционный проект на территории города федерального значения Севастополя;
2.3.6.5. - выполнить объем капитальных вложений, планируемых в рамках инвестиционного проекта, в соответствии с задекларированными сроками;
2.3.6.6. - создать не менее 10 рабочих мест в срок до IV квартала 2018 года включительно;
2.3.6.7. - обеспечить выплату заработной платы персоналу в размере не менее задекларированной средней заработной платы в сумме 35000,00 руб. в месяц при условии обязательного соблюдения установленного законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с подпунктом 2.3.9 пункта 2.3 Договора Участник обязан ежеквартально не позднее 20-го числа первого месяца соответствующего квартала, представлять в Уполномоченный орган ежеквартальный отчет о деятельности Участника на территории СЭЗ.
Департаментом в соответствии с требованиями пункта 9 Порядка осуществления контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.08.2016 N 509 (далее - Порядок осуществления контроля), по местонахождению ООО "АПОГЕЙ" направлено письменное уведомление от 29.08.2019 N 2709/01-15-01.3-16/02/19 о дате, времени и месте проведения проверки, с перечнем документов, необходимых для подтверждения выполнения Участником условий Договора.
ООО "АПОГЕЙ" представило в Департамент заверенные копии документов, затребованных для проведения документарной проверки.
В период с 16.09.2019 по 17.09.2019 Департаментом экономического развития города Севастополя (далее - Департамент), осуществляющим полномочия, связанные с функционированием свободной экономической зоны, а также осуществляющим контроль выполнения обязательств инвесторов по заключенным договорам, проведена плановая документарная и выездная проверка, организованная в отношении ООО "АПОГЕЙ" на предмет исполнения последним условий Договора.
Проверки подлежали сведения о выполнении ОО "АПОГЕЙ" обязательств по Договору и инвестиционной декларации, включающие в себя следующее:
- объем капитальных вложений в первые три года с момента заключения Договора должен составлять не менее 3,2 млн. рублей (подпункт 2.3.4 пункта 2.3 Договора) и в соответствии с графиком осуществления ежегодного объема капитальных вложений (п. 1.7.2 Инвестиционной декларации) приобретение офисного помещения.
- количество вновь созданных рабочих мест (подпункт 2.3.6.6 пункта 2.3 Договора) - не менее 10 (десяти), обеспечение выплаты заработной платы персоналу в размере не менее задекларированной средней заработной платы - 35000 руб. в месяц, при условии обязательного соблюдения, установленного законом минимального размера оплаты труда (подпункт 2.3.6.7 пункта 2.3 Договора).
- ежеквартально не позднее 20-го числа первого месяца соответствующего квартала предприятием представляется отчет о деятельности на территории свободной экономической зоны (подпункт 2.3.9 пункта 2.3 Договора).
По результатам проверки Департаментом в отношении ООО "АПОГЕЙ" составлен акт от 24.09.2019 N 83/ДП-91/19 (далее - Акт проверки), которым зафиксированы нарушения со стороны ООО "АПОГЕЙ" обязательств, установленных подпунктами 2.3.3, 2.3.4 пункта 2.3 Договора N 91 - капитальные вложения в размерах, уставленных Договором N 91 не подтверждены, а также подпунктами 2.3.6.6, 2.3.6.7 пункта 2.3 Договора N 91, в части создания рабочих мест и выплаты среднемесячной заработной платы в установленных размерах.
По факту выявленных нарушений Департаментом вынесено предписание от 24.09.2019 N 46 ПР/83/ПЛ-91/19 об устранении выявленных нарушений со сроком его исполнения до 25.12.2019.
Поскольку документы, подтверждающие выполнение ООО "АПОГЕЙ" обязательств, установленных подпунктами 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6.6, 2.3.6.7 пункта 2.3 Договора, от ООО "АПОГЕЙ" не поступили ни в адрес Правительства Севастополя, ни в адрес Департамента, с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Правительство Севастополя направило ООО "АПОГЕЙ" посредством почтовой связи (РПО N 29902943030661) претензию от 27.03.2020 о досрочном расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя.
Претензия получена ООО "АПОГЕЙ" 15.04.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Правительства Севастополя с иском в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 421, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом N 377-ФЗ и исходил из того, что ответчик обязательства по Договору не исполнял надлежащим образом, уклонение от исполнения обязательств носило длительный характер, в связи с чем требование истца о расторжении договора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Закон N 377-ФЗ устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, определенный в статье 2 настоящего Федерального закона, и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан (статья 1).
Статьей 13 Федерального закона N 377-ФЗ установлено, что участник свободной экономической зоны вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны.
Налоговым кодексом Российской Федерации для организаций - участников СЭЗ установлены налоговые преференции по сравнению с другими субъектами хозяйственной деятельности.
Вместе с тем в соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 4 статьи 14 Закона N 377-ФЗ при установлении в ходе контроля за выполнением участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне факта занижения объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным указанным договором, осуществления в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной указанным договором, или нарушения других условий реализации инвестиционной декларации, предусмотренных указанным договором, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя вправе потребовать в судебном порядке расторжения такого договора.
Распоряжением Правительства Севастополя от 23.11.2017 N 550-РП "О координации вопросов организации и функционирования свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя, полномочиях на подписание договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне и признании утратившими силу распоряжений Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 513 -РП, от 06.07.2017 N 297-РП", на Департамент экономического развития города Севастополя возложены полномочия по управлению СЭЗ на территории Севастополя и контролю выполнения обязательств инвесторов по заключенным договорам.
Поскольку срок действия Договора до 31.12.2039, его исполнение должно обеспечиваться участником СЭЗ на протяжении всего этого срока.
Департаментом проведена проверка в отношении ООО "АПОГЕЙ", по результатам которой составлен акт от 24.09.2019 N 83/ДП-91/19.
Согласно акту при проведении проверки установлены нарушения со стороны ООО "АПОГЕЙ" обязательств, закрепленных подпунктами 2.3.3, 2.3.4 пункта 2.3 Договора N 91.
Так, согласно подпункту 2.3.4 пункта 2.3 Договора минимальный объём капитальных вложений в основные средства ООО "АПОГЕЙ" должен составлять не менее 3200000,00 руб.
В рамках проводимой проверки Департаментом проанализированы сведения, содержащиеся в оборотно-сальдовой ведомости ООО "АПОГЕЙ" по счёту 01 "Основные средства" и первичной документации по гражданско-правовым сделкам, а именно: договор купли-продажи нежилого помещения от 29.12.2016; акт приёма-передачи недвижимого имущества; акт о предъявлении векселей к оплате; простой вексель на сумму 3250000 руб., выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
В ходе анализа указанной документации Департаментом установлено, что ООО "АПОГЕИ", за период осуществления хозяйственной деятельности в качестве участника СЭЗ приняло к учёту как объект основных средств нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Маячная, дом 33, пом. 6, стоимостью 3250000 руб., приобретенное по договору купли-продажи от 29.12.2016.
Расчёт за вышеуказанное помещение произведён посредством предъявления ООО "АПОГЕЙ" простого векселя с суммой платежа 3250000,00 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Закона N 377-ФЗ под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал предприятия, в том числе затраты на приобретение основных средств.
Простой вексель - это простое и ничем не обусловленное обещание векселедателя уплатить векселедержателю или его приказу определенную сумму.
Документы, подтверждающие предъявление векселя к оплате, отсутствуют.
Таким образом, осуществление ООО "АПОГЕИ" минимального размера капитальных вложений документально не подтверждено, что свидетельствует о нарушении подпунктов 2.3.3, 2.3.4 пункта 2.3 Договора.
В соответствии с подпунктом 2.3.6.6, 2.3.6.7 пункта 2.3 Договора ООО "АПОГЕЙ" обязалось создать не менее 10 (десяти) рабочих мест в срок до IV квартала 2018 года и обеспечить выплату заработной платы персоналу в размере не менее задекларированной средней заработной платы - 35000 руб. в месяц.
Из акта проверки следует, что Департаментом проанализированы сведения, содержащиеся в штатных расписаниях Участника, сведения ежеквартальной отчетности (6-НДФЛ) за 2016 - 2018 года, а также 6 месяцев 2019 года, сведения о среднесписочной численности работников ООО "АПОГЕИ" за 2016 - 2018 года, сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС за 6 месяцев 2019 года и установлено, что в 2016 году среднесписочная численность работников составляла 4 человека, в 2017 году - 4 человека, в 2018 году - 4 человека, 6 месяцев 2019 года - 6 человек; средняя заработная плата работников в 2016 году - 24048,58 руб., в 2017 году - 14049,65 руб., в 2018 году - 17281,63 руб., за 6 месяцев 2019 года - 11221,09 руб.
В апелляционной жалобе ООО "АПОГЕЙ" ссылается на то, что Департаментом не приведен расчет размера среднего заработка работников ООО "АПОГЕЙ" на основании которого сделан вывод о том, что ответчик не исполнил условия Договора в части обеспечения выплаты заработной платы своим работникам в сумме 35000,00 руб.
Однако, расчет средней заработной платы произведен на основании данных налоговой отчетности, копии которой были представлены ООО "АПОГЕЙ" в Департамент, в рамках проведения последним проверки исполнения обязательств по Договору.
Средняя заработная плата по предприятию за период с 2016 года по 2019 год рассчитана на основании данных ежеквартальной отчетности 6-НДФЛ, сведений о среднесписочной численности работников, сведений по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС.
Результаты произведённого расчёта количества созданных рабочих мест размер средней заработной платы, начисленной работникам ООО "АПОГЕЙ", представлены в Таблице N 1 акта проверки, который приобщен к материалам дела.
Из материалов дела не следует, что ООО "АПОГЕЙ" в период с 2016 года по 2018 год созданы новые рабочие места, в количестве, установленном подпунктом 2.3.6.6 Договора.
Среднемесячная заработная плата, начисленная работникам ООО "АПОГЕЙ" за период с 2016 по июнь 2019 года ниже минимального размера, установленного подпунктом 2.3.6.7 Договора, что также является нарушением условий Договора.
Ответчиком при рассмотрении дела по существу в арбитражном суде первой инстанции в порядке, предусмотренном статьями 41, 65, 70 АПК РФ, акт проверки не опровергнут, следовательно, акт проверки является относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ ООО "АПОГЕЙ" самостоятельно риск несет осуществления им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать возможные негативные последствия допускаемых нарушений Договора.
Результатом деятельности Участника в соответствии с инвестиционной декларацией ООО "АПОГЕЙ" является модернизация и развитие существующего инвестиционно-строительного предприятия ООО "АПОГЕЙ".
Выполнение участником СЭЗ условий Договора направлено на развитие экономики региона, различных видов инфраструктуры, создание современных конкурентоспособных отраслей в пределах соответствующей территории.
Выявленные уполномоченными органами нарушения Договора свидетельствует об отсутствии у ООО "АПОГЕЙ" намерения обеспечить выполнение задач инвестиционного проекта.
В соответствии с подпунктом 4.4.5 Договор может быть расторгнут по решению суда в случаях: неосуществление участником капитальных вложений в объеме и сроки, которые предусмотрены настоящим Договором (подпункт 4.4.5.1), неосуществление Участником мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе нарушения графика осуществления ежегодного объема капитальных вложений, без внесения изменений в инвестиционную декларацию в порядке, установленном настоящим Договором и Законом N 377-ФЗ, а также неисполнения условия пункта 2.3.6 (подпункт 4.4.5.4).
Согласно части 2 статьи 9, частям 1, 3 статьи 65 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статей 65, 66 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
ООО "АПОГЕЙ" в порядке статьи 65 АПК РФ не представило доказательства исполнения обязательств по Договору в соответствии с его условиями, как и доказательства устранения выявленных нарушений, указанных в предписании от 24.09.20219 N 46ПР/83/ДП-91-19 в установленный срок (до 25.12.2019).
Предложение Правительства о расторжении Договора по обоюдному согласию путем подписания соглашения оставлено ООО "АПОГЕЙ" без ответа.
Длящееся неисполнение ООО "АПОГЕЙ" обязательств по Договору обоснованно признано судом первой инстанции достаточным основанием для расторжения Договора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.
В силу пункта 3 статьи 453 ГК РФ в случае расторжения договора в судебном порядке, обязательства считаются прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.
Следовательно, настоящий Договор считается расторгнутым с момента вступления в законную силу постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по настоящему делу.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 02.04.2021 по делу N А84-814/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПОГЕЙ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-814/2021
Истец: Правительство Севастополя
Ответчик: ООО "Апогей"
Третье лицо: Департамент экономического развития города Севастополя, Управление федеральной налоговой службы по г. Севастополю