г. Санкт-Петербург |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А21-321/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савиной Е.В., судей Богдановской Г.Н., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчика: Улымов О.И. (доверенность от 26.11.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17198/2021) общества с ограниченной ответственностью "СРП"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2021 по делу N А21-321/2020,
принятое по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" к обществу с ограниченной ответственностью "СРП"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - Предприятие, ГП "ЕСОО") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СРП" (далее - Общество) о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в размере 400 389 руб.; пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.02.2019 по 20.12.2019 в размере 34 654,85 руб.
Решением суда от 06.04.2021 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 11 701 руб. расходов по государственной пошлине.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Податель жалобы полагает, что судом не установлен факт заключения между сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Суд вышел за рамки заявленных требований.
Дело рассмотрено судом с нарушением правил о подсудности.
Истцом не доказано, что ответчику оказаны услуги по обращению с ТКО, истец представил счета и акты, изготовленные 22.09.2020, т.е. спустя год после того как они должны быть изготовлены.
Истцом сформированы документы "задним" числом.
В материалах дела отсутствуют доказательства отправки платежных документов в адрес ответчика.
30.06.2021 от ответчика поступили дополнения к апелляционной жалобе.
02.07.2021 от истца поступил отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы.
Поступившие документы приобщены к материалам дела.
Судебное заседание 03.06.2021 по ходатайству истца, проведено в режиме онлайн с использованием электронной системы "Картотека арбитражных дел", однако представитель Предприятия к онлайн заседанию не подключился.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить судебный акт первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из письменных материалов дела, ГП "ЕСОО" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.
ГП "ЕСОО" действует на основании лицензии N (39)-4360-СТУРБ от 24.09.2019 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП "ЕСОО" 20.06.2018.
18.12.2018 ответчик подал заявку вх. N 285 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Истец подготовил проект договора N 230100498 на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 на основании представленных ответчиком с заявкой документов: перечня объектов отходообразователя, формы расчета норматива накопления твердых коммунальных отходов (Город), сведений о количестве расчетных единиц по трем объектам отходообразователя.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
Расчет норматива накопления ТКО произведен истцом на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 04 мая 2018 года N 203" и документов ответчика исходя из категории объекта "рестораны, кафе, учреждения общественного питания" по расчетным единицам-посадочным местам и составил: 363 куб. м/год (30,250000 куб. м/мес.) по объекту по адресу: г. Калининград, Советский проспект,4В (165 посадочных мест); 321,2 куб. м/год (26,766666 куб. м/месс.) по объекту по адресу: г. Калининград, ул. Театральная,30 (146 посадочных мест); 286 куб. м/год (23,833333 куб. м/месс) по объекту по адресу: г. Калининград, пл.Калинина,26 (130 посадочных мест).
Общество не согласилось с редакцией пункта 17 проекта договора (порядок учета объема и (или) массы ТКО), предложив производить учет объема и (или) массы ТКО в зависимости от количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Предприятие неоднократно разъясняло Обществу, что для осуществления расчетов по количеству и объему контейнеров ответчик должен осуществлять раздельное накопление ТКО строго в соответствии с пунктом 8 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343. Однако договор подписан Обществом не был.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО на условиях Типового договора, ГП "ЕСОО" обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства, Закон N89-ФЗ) к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей.
Частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах производства предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно части 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 4 той же статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 той же статьи).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N1156).
В соответствии с данными Правилами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил N 1156).
Согласно пункту 8(5) Правил N 1156 заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора
Из пунктов 8(17) и 8(18) Правил N 1156 также следует возможность заключения договора на основании заявки потребителя, поданной после размещения Региональным оператором в сети Интернет информации о необходимости заключения договора на обращение с ТКО.
Так, в силу пунктов 8(17) и 8(18) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации; Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора; Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил; в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из взаимосвязанных положений изложенных норм следует обязанность собственника ТКО по заключению договора на обращение с ТКО, и более того - обязанность собственника ТКО по оплате фактически оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
При незаключении договора на обращение с ТКО правоотношения сторон регулируются условиями Типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
В рассматриваемом случае 18.12.2018 ответчик подал заявку вх.N 285 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Предприятие подготовило договор N 2230100498 на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 на основании представленных Обществом с заявкой документов.
В приложении N 1 к Договору указаны следующие сведения: наименования объектов; адреса объектов; ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов); наименования отходов; объем принимаемых ТКО; место накопления; периодичность вывоза.
19.03.2019 в адрес истца от ответчика поступило письмо за вх.N 4191 об изменении пункта 17 Договора в отношении учет объема ТКО.
Региональным оператором неоднократно даны письменные разъяснения положений действующего законодательства в области обращения ТКО, в том числе, о порядке учета и норматива накопления ТКО (17.04.2019 исх.N 2220-ДД, 14.06.2019 исх.N 4462-ДД).
При этом ответчик подписанный договор, полученный 01.03.2019, в адрес истца не возвратил.
При таких обстоятельствах, в силу действующего законодательства договор N 230100498 на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, считается заключенным с 01.01.2019 на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора.
Отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги, не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 2 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении N 1 к договору, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Согласно пункту 5 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 6 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 N 28-06окк/19 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 "96-040кк/18" и составляет: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 425,63 руб/куб.м (без НДС); с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407,17 руб/куб.м (без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Согласно пункту 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
В соответствии с пунктом 9 договора региональный оператор до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет Потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", вручение под роспись) акт оказанных услуг в 2 (двух) экземплярах, счет, счет-фактуру.
Потребитель обязуется принять от Регионального оператора указанные документы и не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента их получения вернуть Региональному оператору подписанный со своей стороны экземпляр акта оказанных услуг либо направить в адрес Регионального оператора мотивированный отказ от подписания акта.
В случае если Потребитель не получил акт оказанных услуг, счет и счет-фактуру за отчетный месяц по независящим от Регионального оператора причинам или не направил в адрес Регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной Региональным оператором в полном объеме и принятой Потребителем.
Платежные документы (счета, счета-фактуры, акты) направлялись ответчику своевременно в соответствии с условиями пункта 9 договора на адрес электронной почты, указанный в заявке на заключение договора: 21301@ru.mod.com.
Ответчик мотивированный отказ от подписания актов оказанных услуг либо претензии относительно выполнения истцом договорных обязательств не представил, в адрес истца не направил, услуги считаются принятыми при отсутствии мотивированных возражений со стороны Общества.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика относительно признания ненадлежащими доказательствами представленных истцом бухгалтерских документов (счетов, счетов-фактур, актов).
Представленные акты оказанных услуг, подписанные в одностороннем порядке, счета, счета-фактуры соответствуют требованиям, предъявляемым к первичным документам, принимаемым к учету. В указанных первичных документах содержатся сведения о наименовании оказанных услуг, их стоимости, реквизиты сторон, ссылка на договор.
Неподписание актов Обществом не опровергает факт оказания Предприятием услуг по вывозу ТКО, поскольку ответчиком не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о недостоверности данных документов.
Представление в материалы дела бухгалтерских документов, распечатанных в процессе рассмотрения дела, не свидетельствует о недостоверности данных документов и не противоречит действующему законодательству.
Услуги оказаны ответчику своевременно и в полном объеме. Обращений в адрес Регионального оператора со стороны ответчика о неоказании услуг либо некачественном оказании услуг не поступало.
Региональный оператор оказывает услуги по обращению с ТКО всем без исключения образователям таких отходов.
В пункте 18 договора определен порядок фиксации нарушений региональным оператором обязательств по договору с составлением соответствующего акта потребителем.
Доказательств соблюдения Обществом порядка фиксации нарушения региональным оператором обязательств по Договору, последнее не представило.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого юридического лица, учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО, осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя (в данном случае ответчика), так и для регионального оператора.
Ответчик осуществляет свою деятельность под товарным знаком "Макдоналдс", в том числе, на территории Калининградской области в г. Калининград.
Согласно пункту 4 статьи 36 АПК РФ иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
Местом исполнения договора является г. Калининград (Советский проспект, дом 48; ул. Театральная, дом 30, площадь Калинина, дом 26).
Таким образом, иск Предприятием предъявлен в соответствии с требованием АПК РФ и подлежал рассмотрению Арбитражным судом Калининградской области.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 505) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержаться в пункте 15 раздела 5 типового договора,
утвержденного Правилами N 1156.
Таким образом, Правилами N 1156 и Постановлением N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов для собственников твердых коммунальных отходов предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом положениями пункта 6 Постановления N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Постановления N 505, то есть, расчетным путем по нормативам накопления.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абз. 3 подп. "а" пункта 5 Постановления N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по делу NА21-14343/2019, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.06.2021 по делу NА21-1385/2020).
Пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ определено, что раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Следовательно, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
Доказательств фактического выполнения ответчиком требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
С 01.01.2019 по 31.05.2019 определение количества и объема контейнеров производилось на основании Постановления Правительства Калининградской области от 28.09.2017 N 519, утверждающим порядок сбора ТКО на территории Калининградской области. Согласно п. 24 указанного порядка необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определялось исходя из нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области. В п. 26 указанного порядка указывалось, что количество контейнеров, необходимых для сбора ТКО, образуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется исходя из установленных нормативов накопления ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343, вступившим в законную силу 01.06.2019, утвержден порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области. Согласно п. 5 данного порядка на месте (площадке) накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя из нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области.
Таким образом, количество и объем контейнеров в любом случае должны быть рассчитаны исходя из действующих нормативов накопления ТКО.
При этом, допускается уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенных исходя из нормативов накопления ТКО, в случае осуществления раздельного накопления ТКО.
Ответчиком указанные требования не исполнены.
Действующее законодательство в области обращения с ТКО не содержит понятия "фактическое образование ТКО", в связи с чем, довод ответчика о том, что ТКО у него не образуются или образуются в объеме меньшем, чем это предусмотрено действующими нормативами, правомерно отклонено.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (п. 17 договора).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ нормативом накопления твердых коммунальных отходов является среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года N203" (далее - Приказ N218).
Расчет объема ТКО Общества произведен на основании документов, представленных с заявкой на заключение Договора, и норматива накопления ТКО согласно приложению N 2 Приказа N 218 по категориям объектов "рестораны, кафе, учреждения общественного питания" по расчетным единицам - посадочным местам.
Методика расчета объема принимаемых ТКО в месяц выглядит следующим образом: расчетная единица х норматив накопления: 12 месяцев = объем оказанных услуг в месяц.
Учитывая изложенное, объема принимаемых ТКО у ответчика по трем объектам расположенным в городе Калининград в месяц составил: Советский проспект, д. 48 (165 посадочный мест х 2,2 норматив накопления : 12 месяцев) = 30,250000 м.куб./мес; ул. Театральная, д.30 (146 посадочных мест х 2,2 норматив накопления : 12 месяцев) = 26,766666 м.куб./мес; площадь Калинина, д.30; (130 посадочный мест х 2,2 норматив накопления :12 месяцев) = 23,833333 м.куб./мес, что и указано в приложении N 1 к Договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Предприятие, являясь региональным оператором, с 01.01.2019 осуществляет вывоз ТКО со всех контейнерных площадок, расположенных на территории Калининградской области.
При отсутствии своей контейнерной площадки ответчик может пользоваться иными контейнерными площадками отвечающими требованиям по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим нормам, вне зависимости от их местонахождения и отследить данный факт не представляется возможным.
При этом, согласно пункту 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств того, что у ответчика имелись основания отказаться от заключения договора с региональным оператором по пункту 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ ответчиком не представлены.
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Услуги регионального оператора по обращению с ТКО относятся к регулируемым видам деятельности (п. 1,4 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), а характер правоотношений носит абонентский характер, исходя из положений статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и норм Правил N1156, подлежащих оказанию услуг на основании типового договора.
Данное обстоятельство предполагает наличие у потребителя обязанности оплатить услуги вне зависимости от затребованного в рассматриваемый период исполнения.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
С учетом установленной абонентской обязанности по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения собственника ТКО от этой обязанности.
Соответственно, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения.
Соответствующая правовая позиция приведена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2021 по делу N А70-19349/2019, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 по делу N А46-20324/2020.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по внесению оплаты за оказанные услуги по договору, у ответчика образовалась задолженность за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в сумме 400 389 руб. Отказ ответчика добровольно исполнить договорные обязательства по оплате послужил основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с иском.
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
В силу статьей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Доказательства оплаты задолженности ответчиком суду не представлены.
В связи с несвоевременной оплатой задолженности по договору согласно статье 330 ГК РФ и в соответствии с пунктом 24 договора ответчику начислены пени - неустойка в сумме 34 654, 85 руб.
Расчет неустойки судом проверен и признан соответствующим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что доказательств оплаты услуг, оказанных в рамках заключенного между истцом и ответчиком договора, не представлено, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2021 по делу N А21-321/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-321/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: ООО "СРП"