г. Москва |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А40-77501/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-77501/21
по заявлению Заместителя Юго-Западного транспортного прокурора
к ОАО "Российские железные дороги"
о привлечении к административной ответственности
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Алферова А.Е. по дов. от 11.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Юго-Западного транспортного прокурора (далее - Заявитель) обратился с заявлением о привлечении ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.21 удовлетворены заявленные требования, Общество привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, ответчик Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы по доводам в ней изложенным.
Представитель Заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, исследовав доводы жалобы, полагает обжалуемый судебный акт Арбитражного суда города Москвы приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Юго-Западной транспортной прокуратурой 16.03.2021 в период времени с 10 час 30 мин до 14 час 30 мин проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства при строительстве Объекта "Строительство пункта отстоя и экипировки электропоездов на железнодорожной станции Андроновка (парк А)" (далее - Объект) в районе станции Андроновка Малого центрального кольца, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 3 (около).
Установлено, что в соответствии с договором от 19.11.2018 N 2008/М на строительство объектов железнодорожного транспорта по титулу 5640: "Строительство пункта отстоя и экипировки электропоездов на железнодорожной станции Андроновка (парк А)" код ИП: 001.2018.10003178) ОАО "РЖД" (юридический адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Группы заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортнопересадочных узлов - обособленное структурное подразделение филиала ОАО "РЖД" (далее - ДКРС Москва ОАО "РЖД") именуемое в дальнейшем "Заказчик", поручает АО "РЖДстрой" (юридический адрес: 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 8, стр. 6, ОГРН 1067746082546, ИНН 7708587205), в дальнейшем "Подрядчик", принять подряд на строительство Объекта.
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" в настоящее время эксплуатируется объект капитального строительства "Строительство пункта отстоя и экипировки электропоездов на железнодорожной станции Андроновка (парк А)" в отсутствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выданного федеральным органом исполнительной власти.
На указанный объект капитального строительства ОАО "РЖД" до настоящего времени получены положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 24.07.2020 N 77-1-1 -3-033751 -2020 и разрешение на строительство объекта от 26.10.2020 N 77-04-2572-2020МС.
С учетом изложенных обстоятельств 30.03.2021 г. Заместителем Юго-Западного транспортного прокурора Муращенко Д.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении ОАО "Российские железные дороги".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества вменяемого правонарушения, соблюдения предусмотренной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Между тем судом перовой инстанции не учтено следующее.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.3 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе, ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном КоАП РФ порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере порядка осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства и ввода их в эксплуатацию.
Объективную сторону составляют действия (бездействие), выражающееся в использовании объектов капитального строительства без разрешения на их ввод в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации - (далее - ГК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 55 ГК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Действительно, в в силу норм градостроительного законодательства для эксплуатации названного объекта капитального строительства требуется разрешение на ввод его в эксплуатацию, обязанность по получению которого в соответствии с частью 2 статьи 55 ГК РФ лежит на застройщике, то есть на ОАО "РЖД".
Согласно письма ДКРС-М от 15.03.2021 N 4207/ДКРС МСК по объекту "Строительство пункта отстоя и экипировки электропоездов на железнодорожной 4 станции Андроновка (парк А)" разрешение на ввод объекта в эксплуатацию будет получено в IV квартале 2021 года.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства (далее - временная эксплуатация) в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи.
При этом часть 10 статьи 3 Закона устанавливает, что техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, порядок формирования и функционирования которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 11 статьи 3 закона предусмотрено, что требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Факт введения объекта во временную эксплуатацию подтверждается представленным в материалы дела актом от 22.09.2020 N 1 о приемке законченного строительством или реконструкцией объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта во временную эксплуатацию приемочной комиссией, актом об устранении недостатков от 25.12.2020.
Таким образом, суд апелляционной коллегии приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, вменяемого заинтересованному лицу, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает необходимым отказать Заявителю в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-77501/21 отменить.
В удовлетворении заявления Заместителя Юго-Западного транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77501/2021
Истец: Заместитель Юго-Западного транспортного прокурора
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"