г.Москва |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А40-21162/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Комплект-Инвест Групп"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.04.2021
по делу N А40-21162/21 (122-38)
по заявлению ООО "Комплект-Инвест Групп"
к Брянской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Комплект-Инвест Групп" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни (далее также - ответчик, таможенный орган, таможня) от 27.03.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10102000-857/2020.
Решением суда от 13.04.2021, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО "Комплект-Инвест Групп" события и состава вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, а также пропуска Обществом срока на обжалование постановления таможенного органа.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и удовлетворить заявленные Обществом требования в полном объеме, ссылаясь на незаконность оспариваемого постановления таможенного органа и соблюдение срока на его обжалование.
В отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, ответчик возражает против доводов и требований заявителя, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Представители заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Комплект-Инвест Групп", являющееся таможенным представителем, произвело таможенное оформление товаров в Брянской таможне от имени декларанта ООО "БСХ-Бытовые приборы" по ДТ N 10102120/030418/0000876.
ООО "БСХ-Бытовые приборы" (покупатель товара) заключило с продавцом "BSK HAUSGERATE GMBH" (Германия, продавец, поставщик) внешнеторговый контракт N L-009/2016 от 18.02.2016, предусматривающий поставку товара (бытовой техники) на условиях поставки CIP-Москва (Инкотермс 2010).
В рамках исполнения указанного контракта в адрес ООО "БСХ-Бытовые приборы" осуществлена поставка товара в Российскую Федерацию по маршруту Словения - Россия.
03.04.2018 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Александровского таможенного поста Брянской таможни с целью декларирования по таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления указанного товара по поставке от имени декларанта ООО "БСХ-Бытовые приборы" таможенным представителем ООО "Комплект-Инвест Групп" на основании договора N BSHBP-KIG 01-15 от 08.12.2015 об оказании услуг таможенного представителя подана ДТ N 10102120/030418/0000876.
По указанной ДТ была задекларирована бытовая техника, запасные части и аксессуары для нее, страна происхождения Словения, общим весом брутто 8752,560 кг.
Товар по ДТ N 10102120/030418/0000876 был выпущен 03.04.2018 согласно заявленной таможенной процедуре без корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.
На основании п.2 ст.40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) по указанной декларации были заявлены к вычету из таможенной стоимости товаров расходы по перевозке (транспортировке) товара после его прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Размер вычета указан в графах 22 декларации таможенной стоимости ДТС-1 к ДТ. Общая сумма вычетов составила 56681,27 руб.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что Обществом для подтверждения заявленных вычетов не были представлены предусмотренные положениями ст.40 ТК ЕАЭС документы.
При этом представленный к оформлению комплект документов не является, как установил таможенный орган, документальным подтверждением обоснованности вычетов транспортных расходов из таможенной стоимости проверяемых товаров, поскольку не отвечает требованиям решения Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376.
По данному факту должностным лицом таможенного органа 26.02.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 10102000-857/2020, в котором зафиксировано нарушение Обществом требований таможенного законодательства в части невыполнения обязанности по осуществлению достоверного таможенного декларирования товаров, выразившееся в заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10102120/030418/0000876, что послужило основанием для занижения суммы подлежащих уплате таможенных пошлин на сумму в размере 13732,76 руб.
Постановлением от 27.03.2020 Общество привлечено к административной ответственности, установленной ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 6866,38 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене указанного постановления таможенного органа.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни от 27.03.2020 по делу об административном правонарушении N 10102000-857/2020, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела об административном правонарушении установлен факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, исходя из нижеследующего.
Согласно ч.2 ст.16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Следовательно, к обстоятельствам, имеющим значение при установлении объективной стороны состава данного административного правонарушения, относится достоверность декларирования сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров - их соответствие действительности, а также то, могло ли недостоверное декларирование соответствующих сведений привести к освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов или к занижению их размера.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события и состава административного правонарушения.
Пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 39 ТК ЕАЭС стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Согласно подп.2 п.2 ст.40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Таким образом, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию являются одним из составных компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
По смыслу взаимосвязанных положений п.3 ст.39 и подп.2 п.2 ст.40 ТК ЕАЭС, выделение названного компонента из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар, предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию, а также необходимость подтверждения характера и размера упомянутых расходов.
При этом таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подп.2 п.2 ст.40 ТК ЕАЭС.
Соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку) товаров, обозначенных в данной норме, может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров (транспортной экспедиции, перевозки и т.п.).
В то же время представляемые документы, во всяком случае, должны отвечать требованиям, установленным пунктами 9-10, 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности.
Если декларантом не выполнены условия, при которых расходы на транспортировку исключаются из таможенной стоимости, таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть достоверно определена первым методом.
На основании абзаца второго пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС в этом случае таможенная стоимость подлежит определению с использованием иных методов. В частности, на основании п.2 ст.45 ТК ЕАЭС таможенная стоимость может определяться резервным способом - путем вычета из контрактной цены товаров расчетной величины расходов на перевозку (транспортировку), исходя из имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений о тарифах на перевозку.
В силу положений ч.2 ст.16.2 КоАП РФ обязательным элементом объективной стороны состава административного правонарушения, установленного данной нормой, является освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера, либо наличие возможности наступления этих последствий в результате недостоверного декларирования, в том числе, недостоверного заявления сведений об их таможенной стоимости.
Размер административного штрафа при этом определяется в кратном размере от суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Следовательно, даже невыполнение декларантом условий для вычета транспортных расходов из таможенной стоимости, определенной по первому методу, само по себе не является достаточным основанием для наступления административной ответственности по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Для вывода о наличии состава административного правонарушения и назначения наказания требуется установить правильный размер таможенной стоимости, применив иной метод таможенной оценки, в частности, с использованием имеющихся в распоряжении таможни сведений об обычных транспортных тарифах.
Кроме того, отсутствие раздельного указания в контракте на поставку товаров и (или) инвойсах поставщика цены товаров и стоимости перевозки ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию само по себе не означает отсутствие оснований для вычета таких расходов из таможенной стоимости ввозимых товаров.
Данные правовые позиции изложены в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 N 305-ЭС20-14096 по делу N А41-81409/19.
В настоящем случае товар поставлялся на условиях CIP-Москва и согласно условиям контракта перевозка товара до получателя (склад ООО "БСХ-Бытовые приборы" в Москве) была оплачена иностранным поставщиком товара - "BSH HAUSGERATE GMBH", т.е. ООО "БСХ-Бытовые приборы" никаких транспортных расходов не несло и стоимость транспортировки товара (как до границы ЕАЭС, так и по территории ЕАЭС) была заложена в цене товара.
Согласно п.п.2 п.2 ст.40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Поскольку в таможенную стоимость не включаются расходы на перевозку по территории ЕАЭС, данные расходы вычитались из стоимости товара при определении таможенной стоимости.
Указанные расходы были выделены из цены, фактически уплаченной за товар, заявлены таможенным представителем, и подтверждены документально (сумма расходов по территории ЕАЭС была выделена и указана в счетах-фактурах (инвойсах) продавца "BSH HAUSGERATE GMBH" и в письмах перевозчика Pfeiffer D.O.O.).
По результатам камеральной таможенной проверки Брянской таможни таможенная стоимость товаров по 164 ДТ была скорректирована на сумму транспортных вычетов, т.к. должностные лица, проводившие проверку, сочли недостаточными документы, подтверждающие заявленные вычеты.
При этом в акте камеральной таможенной проверки каких-либо выводов о недостоверности документов и сведений, подтверждающих транспортные вычеты, сделано не было.
По мнению таможенного органа, инвойс может быть принят в качестве документа, подтверждающего осуществленные расходы, только в том случае, если он составлен лицом, фактически оказавшем эти услуги, а "BSH HAUSGERATE GMBH" (Продавец. Германия) ни по одной проверяемой ДТ не является перевозчиком.
Между тем данное заявление безосновательно и противоречит п.22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, согласно которому в графе 22 ДТС-1 указывается величина расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров от места их прибытия на таможенную территорию Союза до места назначения, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в контракте и/или в счете-фактуре продавца.
Следовательно, заявление таможенного органа о том, что сведения о транспортных расходах могут быть основаны только на сведениях перевозчика, не соответствует таможенному законодательству, которое предусматривает подтверждение вычета счетом-фактурой (инвойсом) продавца.
Ввиду того, что поставка осуществлялась на условиях CIP-Москва, цена товара включала его доставку (т.е. заказчик купил товар вместе с его перевозкой), то договор поставки и инвойс продавца (в котором выделена цена за перевозку) являлись для заказчика одновременно и транспортными документами (инвойсом за перевозку), подтверждающими стоимость перевозки.
Соответственно, продавец - "BSH HAUSGERATE GMBH" организовывал и оплачивал перевозку и имел информацию о ее стоимости.
Таким образом, счет-фактура (инвойс) продавца (являющийся одновременно счетом-фактурой (инвойсом) за перевозку) вместе с договором по перевозке были представлены, что является достаточным подтверждением заявленных транспортных вычетов.
Кроме того, дополнительно заявителем были представлены информационные письма перевозчика Pfeiffer D.O.O.
Все изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют об отсутствии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Кроме того, апелляционный суд также не может согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на оспаривание постановления таможенного органа, исходя из нижеследующего.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ лица, указанные в статьях 25.1-25.5.1 названного Кодекса, в том числе, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наделены правом подачи жалобы на постановление должностного лица как в вышестоящий орган, вышестоящему должностному, так и в районный суд по месту рассмотрения дела.
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи в случае, если жалоба на такое постановление поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
В том случае, если жалоба на постановление должностного лица была подана и рассмотрена вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом, последующая жалоба может быть подана в суд, что прямо предусмотрено частью 1 статьи 30.9 КоАП РФ, в силу которой постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
В силу части 3 данной статьи подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2-30.8 КоАП РФ.
Таким образом, реализация соответствующим лицом права обжалования постановления должностного лица по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу не исключает его право на дальнейшее обжалование такого постановления в суд.
Лица, указанные в статьях 25.1-25.5.1 КоАП РФ, не могут быть лишены гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.
Общество правомерно оспорило в арбитражный суд постановление от 27.03.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10102000-857/2020, поскольку вышестоящий орган своим решением его не отменил и не изменил.
Срок на обжалование постановления начинает течь со дня вручения или получения решения вышестоящего органа, принятого по итогам рассмотрения жалобы на постановление.
Из материалов дела усматривается, что решением заместителя начальника Центральной оперативной таможни от 11.12.2020 жалоба Общества на постановление Брянской таможни оставлена без удовлетворения.
Копия решения по жалобе Центральной оперативной таможни получена заявителем 26.01.2021, что подтверждается копией конверта и отчетом Почты России.
Заявление по настоящему делу подано Обществом в суд в электронном виде 05.02.2021, то есть в течение десяти дней с момента получения решения вышестоящего органа, принятого по итогам рассмотрения жалобы на постановление.
Таким образом, срок на обращение с заявлением в суд Обществом не пропущен.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого постановления Брянской таможни от 27.03.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10102000-857/2020, в связи с чем обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.1 и п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ, а требования Общества - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2021 по делу N А40-21162/21 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Брянской таможни от 27.03.2020 по делу N 10102000-857/2020 о привлечении ООО "Комплект-Инвест Групп" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21162/2021
Истец: ООО "КОМПЛЕКТ-ИНВЕСТ ГРУПП"
Ответчик: БРЯНСКАЯ ТАМОЖНЯ