г. Хабаровск |
|
22 июля 2021 г. |
А04-187/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Полигон", ОГРН 1132801010264: не явились;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1027700430889: Бодяк Н.А., представитель по доверенности от 12.05.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 26.05.2021
по делу N А04-187/2021
Арбитражного суда Амурской области
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Полигон"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 240 993,23 руб.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Полигон" (далее - истец, ООО "Полигон", общество) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение) о взыскании с учетом уточнения долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2020 года по март 2020 года в сумме 218 974,14 руб., неустойки за период с 03.03.2020 по 29.12.2020 в сумме 22 019,09 руб.
Решением от 26.05.2021 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит решение отменить. В обоснование жалобы указывает, что объем оказанных услуг следует определять на основании справок о фактически оказанных услугах, подписанных командирами войсковых частей, которые составляются на основании записей в журналах контроля оказания услуг по обращению с ТКО, а также на основании журналов движения техники по территориям войсковых частей. Ответчик заявлял о снижении неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется из федерального бюджета с учетом государственного задания на очередной год. Заявитель считает, что государственная пошлина по иску не подлежала взысканию с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу истца, в силу статуса ответчика как структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации.
ООО "Полигон" представлен отзыв на апелляционную жалобу с возражениями и ходатайством о рассмотрении жалобы без участия представителя.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебное заседание не явился. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что ООО "Полигон" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность с 01.01.2019 на основании соглашения от 14.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)" Амурской области, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (уполномоченный орган) и ООО "Полигон" (региональный оператор).
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 с 01.04.2017 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 приказа N 155 основной деятельностью учреждения является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем Министерством Обороны Российской Федерации, в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Функции службы, среди прочих, заключаются в организации и контроле обеспечения вывоза, транспортировки (размещения) твердых коммунальных отходов с территории военных городков Минобороны России.
Данная деятельность осуществляется ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по адресам: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Загородная, д. 5; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Загородная, д. 171; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 221; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 221; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 158; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 172, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, д. 315; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Железнодорожная, д. 8; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Железнодорожная, д. 15; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Железнодорожная, д. 6; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Железнодорожная, д. 6; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Островского, д. 37; Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Новая, д. 24; Амурская область, Ивановский район, с. Березовка, ул. Юбилейная, д. 1а; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Красноармейская, д. 177; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Красноармейская, д. 136/2; Амурская область, Благовещенский район, ул. Новотроицкое шоссе, 31 км., военный городок N 10 "Учебный центр"; Амурская область, г. Благовещенск, ст. Призейская; Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 162.
10.01.2020 учреждение направило в адрес общества заявки о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении 19 объектов казарменно-жилищного фонда Минобороны России.
ООО "Полигон" письмом направило в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России проект договора N 2773 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
04.02.2020 учреждение направило в адрес общества протокол разногласий.
Общество "Полигон" рассмотрело протокол разногласий и направило учреждению протокол урегулирования разногласий, на который ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России направило протокол согласования разногласий.
Поскольку ООО "Полигон" протокол согласования к протоколу урегулирования разногласий не приняло и не подписало, разногласия к договору N 2773 сторонами не были урегулированы.
В подтверждение оказания учреждению услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с января 2020 года по март 2020 года ООО "Полигон" представило счета и акт оказанных услуг N 0000-0000147 от 31.01.2020 на сумму 262 514,42 руб., акт N 0000-007248 от 29.02.2020 на сумму 241 950,22 руб., акт N 0000- 010021 от 31.03.2020 на сумму 258 979,92 руб., всего на сумму 763 444,56 руб.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России произвело оплату частично платежными поручениями от 10.03.2020 N 123743; от 27.03.2020 N 418842, от 28.05.2020 N 306422 на сумму 544 470,42 руб.
Долг учреждения составил 218 974,14 руб.
Поскольку выставленные счета ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России оплачены не были, акты оказанных услуг не подписаны, претензия от 23.12.2020 N 6976 не удовлетворена, ООО "Полигон" обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил нормы материального права.
Как верно установлено судом, правоотношения сторон урегулированы нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), а также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) о договоре возмездного оказания услуг, содержащимися в главе 39 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления присвоение статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.9 Закона об отходах производства и потребления установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Пунктом 1 статьи 24.7, пунктом 2 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональные установлено, что операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых предусмотрен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156 потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) указанных Правил (пункт 8 (15) Правил N 1156).
Судом установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении принадлежащих ответчику объектов сторонами не подписан.
Руководствуясь перечисленными выше нормами права, а также поскольку ООО "Полигон" является региональным оператором на территории "Кластер N 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)" Амурской области с 01.01.2019, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором.
Статьей 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 1 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 предусмотрено, что региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 5 типового договора).
Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 типового договора).
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сведения реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включаются в территориальную схему обращения с отходами, которой должен руководствоваться региональный оператор при оказании услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Дав оценку приобщенным к материалам дела доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что ООО "Полигон" в период с января 2020 года по март 2020 года исполнило свои обязательства, принимало твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления в соответствии с реестром мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г Благовещенска, Ивановского района Амурской области, обеспечивало их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение.
Сбор и вывоз отходов от указанных в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов осуществлялся в соответствии с утвержденным маршрутным графиком, техникой регионального оператора.
Факт оказания истцом услуг подтвержден актами оказанных услуг N 0000-0000147 от 31.01.2020, N 0000-007248 от 29.02.2020, N 0000-010021 от 31.03.2020, справками о фактически оказанных услугах по вывозу твердых коммунальных услуг за спорный период.
Стоимость оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2020 года по март 2020 года определена истцом в сумме 763 445,56 руб. за период с 01.01.2020 по 31.03.2020, исходя из 428,42 рублей (п.5 договора), количества и объема контейнеров для накопления ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (п.15 договора).
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 27-пр/у от 01.03.2019 установлен тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Полигон" на 2019 год (Кластер N 4: г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район) в размере 527,63 руб. за куб.м.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 167-пр/у от 18.12.2019 установлен тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Полигон" на 2020 год (Кластер N 4: г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район) в размере 428,42 руб. за куб.м.
Доказательства оплаты стоимости оказанных услуг в полном объеме ответчик не представил.
Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (пункт 8 Правил N 505).
Судом верно установлено, что в заявленный период порядок раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области внедрен не был, в связи с чем расчет стоимости оказания услуг по принятию, транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров с применением утвержденного тарифа признан судом верным.
По расчету, произведенному истцом с учетом утвержденных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов на услуги регионального оператора, размер задолженности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России за период с января 2020 года по март 2020 года (с учетом частичной оплаты) составил 218 974,14 руб.
Доводы учреждения, аналогичные приведенным в жалобе, о том, что истцом оказаны услуги не в полном объеме, мотивированно отклонены судом первой инстанции.
Так, согласно пункту 16 типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю.
В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Представленные учреждением справки о фактически оказанных услугах по вывозу ТКО за январь, февраль, март 2020 года, подписанные должностными лицами ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в качестве надлежащего доказательства судом первой инстанции обоснованно не приняты, поскольку составлены ответчиком в одностороннем порядке без вызова представителей истца, в нарушение условий пункта 16 типового договора.
Как верно указано судом, ответчик не представил доказательства самостоятельного вывоза и утилизации ТКО способами, не нарушающими санитарное законодательство.
Принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств и подлежащие применению нормы материального права, исковое требование о взыскании с учреждения 218 974,14 руб. удовлетворено правомерно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Судом установлено, что пунктом пункт 22 типового договора предусмотрена уплата потребителем неустойки в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку материалами дела подтверждается нарушение учреждением обязательства по оплате фактически оказанных обществом услуг, суд обоснованно исходил из того, что истец вправе начислить неустойку.
Расчет неустойки в сумме 22 019,09 руб. произведен обществом за период с 03.03.2020 по 29.12.2020.
Расчет неустойки судом проверен и признан верным.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в суде первой инстанции заявлено ходатайство о применении к неустойке статьи 333 ГК РФ.
В силу статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Судом первой инстанции не установлены правовые и фактические основания для снижения неустойки.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что неустойка подлежит снижению, поскольку учреждение финансируется из федерального бюджета.
Как разъяснено в пункте 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
По смыслу указанной правовой позиции само по себе финансирование ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России из бюджета не является основанием для снижения неустойки.
Из обстоятельств дела усматривается, что истец взыскивает с ответчика неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, по сути, указанная неустойка является минимально возможной и соразмерна последствиям нарушения обязательства.
Доказательства явной несоразмерности неустойки ответчик не представил в нарушение статьи 65 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Отклонен судом довод жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика судебных расходов, понесенных истцом в связи с уплатой государственной пошлины, мотивированный тем, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России освобождено от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 21 Постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
После зачисления государственной пошлины в бюджет указанные средства становятся судебными расходами, уменьшение которых (в части государственной пошлины) законодательством не предусмотрено.
Учитывая, что истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина по иску, ответчик в данном случае плательщиком государственной пошлины не является, а взысканная судом сумма государственной пошлины в пользу истца является понесенными судебными расходами последнего, которые распределены судом в порядке статьи 110 АПК РФ, оснований для освобождения ответчика от исполнения процессуальной обязанности возмещения истцу судебных расходов, составляющих госпошлину по иску, у суда первой инстанции не имелось.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 26.05.2021 по делу N А04-187/2021 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-187/2021
Истец: ООО "Полигон"
Ответчик: ФГБУ "ЦЖКУ" Министерсва обороны Российской Федерации
Третье лицо: Жилищно-коммунальная служба N7 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу)