г. Санкт-Петербург |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А56-12818/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Полубехина Н.С.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17101/2021) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2021 по делу N А56-12818/2021 (судья Бугорская Н.А.), принятое по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области к ООО "Ленстройинвест - Д" о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ленстройинвест - Д" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 418 967,42 руб. задолженности по договору аренды N 219/К-2015-04 от 01.04.2015 за 4 квартал 2020 года в областной бюджет, 83 793,49 руб. пеней за просрочку платежей за период с 01.10.2020 по 03.12.2020.
Решением в виде резолютивной части от 19.04.2021 в иске отказано. Мотивированное решение изготовлено 29.04.2021.
Не согласившись с решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой указав на правомерное применение в договоре повышающего коэффициента 1,2 в силу ст. 421 ГК РФ, просит решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) 01.04.2015 заключили договор аренды лесного участка N 219/К-2015-04, по условиям которого арендодатель на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 10.03.2015 N 86-р обязался предоставить, а арендатор - принять во временное владение и пользование часть лесного участка площадью 62,42 га Рощинского лесничества, местоположение: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Пионерское участковое лесничество, в кварталах 158, 165, 166, Ленинское участковое лесничество, в квартале 17, для разработки месторождения песка "Первомайское" в Выборгском районе Ленинградской области.
22 апреля 2015 года договор прошел государственную регистрацию, в этот же день сторонами подписан акт приема-передачи лесного участка в аренду.
Срок действия договора установлен с даты его государственной регистрации до 01.01.2035 (пункт 32 договора).
Согласно пункту 5 договора арендная плата рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка, а также с учетом повышающего коэффициента 1,2, определенного договорными отношениями, и устанавливается на календарный год.
В силу пункта 6 договора арендная плата за использование лесного участка состоит из двух частей: первая часть - платежи направляются в федеральный бюджет, вторая часть - платежи в областной бюджет по кодам бюджетной классификации в соответствии с законом о федеральном бюджете и законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий год.
При заключении договора арендная плата за использование лесного участка площадью 62,42 га составила 4 946 715 руб. 64 коп. в год.
Пунктом 8 договора установлено, что арендатор вносит арендную плату ежеквартально не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала.
В направленной Обществу претензии N 540 от 18.12.2020 Комитет, указав на наличие задолженности по арендной плате за 4 квартал 2020, потребовал в срок до 21.01.2021 погасить задолженность и уплатить пени.
Неисполнение Обществом указанного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в иске, суд руководствовался разъяснениями Пленума ВАС РФ, данными в п. 18 Постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" установив, что договор аренды заключен не по результатам проведения торгов и арендная плата является регулируемой, в связи с чем при ее расчете к ставкам платы за единицу объема лесного участка и единицу площади лесного участка применение повышающего коэффициента 1.2 не предусмотрено.
Частью 3 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 указанной статьи порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Как определено частью 3 статьи 74 ЛК РФ, в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
Статьей 43 ЛК РФ регламентирован порядок использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
В тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется. В данном случае договор заключен без проведения аукциона, в связи с чем арендная плата является регулируемой и подлежит определению в соответствии с Постановлением N 310.
Довод о заключении спорного договора в порядке ст. 421 ГК РФ основан на неверном применении норм материального права.
Положения договора, предусматривающие применение повышающего коэффициента 1,2 ничтожны в силу их противоречия указанным нормативным актам.
Выводы суда являются верными иск в части взыскания с Общества в областной бюджет задолженности по арендной плате, а также пеней, начисленных за несвоевременное внесение этой задолженности, рассчитанной с коэффициентом 1,2, удовлетворению не подлежит.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2021 по делу N А56-12818/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12818/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЛЕНСТРОЙИНВЕСТ - Д"