г. Санкт-Петербург |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А56-38730/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: предст. Скобин Ю.В. - доверенность от 27.03.2019
от заинтересованных лиц: 1) предст. Хасина А.С. - доверенность от 30.12.2020,
2) предст. Колесников А.С. - доверенность от 21.06.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8122/2021) общества с ограниченной ответственностью "Флэйс-Прод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2021 по делу N А56-38730/2019 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флэйс-Прод"
к 1) Балтийской таможне; 2) Санкт-Петербургской таможне
о признании недействительными решений, уведомлений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Флэйс-Прод" (ОГРН 1037835008859, ИНН 7816176957; далее - заявитель, Общество, ООО "Флэйс-Прод") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), о признании недействительными решений Балтийской таможни (далее - Таможня), от 15.02.2019 об изменении (дополнении) сведений, заявленных в декларациях на товары (далее - ДТ) N N 10216110/211216/0070190, 10216110/211016/0059396,10216110/221216/0070317, 10216110/230916/0055067, 10216110/231116/0064619, 10216110/231116/0064620, 10216110/241016/0059851, 10216110/241116/0064856, 10216110/281216/0071285, 10216110/291116/0065631, 10216110/300916/0056247, 10216110/300916/0056248, 10216110/301116/0065821, 10216170/200117/0002814, 10216170/200117/0002818, 10216170/200117/0002820; а также о признании недействительными уведомлений Санкт-Петербургской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 06.03.2019 NN 10210000/У2019/0000063, 10210000/У2019/0000065, 10210000/У2019/0000067, 10210000/У2019/0000072, 10210000/У2019/0000074, от 13.03.2019 NN 10210000/У2019/0000135, 10210000/У2019/0000137, 10210000/У2019/0000139, 10210000/У2019/0000141, от 15.03.2019 NN 10210000/У2019/0000180, 10210000/У2019/0000182, 10210000/У2019/0000185, 10210000/У2019/0000188, от 25.03.2019 NN 10210000/У2019/0000292, 10210000/У2019/0000294, 10210000/У2019/0000296.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020, заявленные Обществом требования были удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2020 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 отменены; дело N А56-38730/2019 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Флэйс-Прод" просит решение суда от 27.01.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Податель жалобы ссылается на то, что Общество с целью подтверждения достоверности заявленной в спорных ДТ таможенной стоимости товара обратилось за разъяснениями к руководителю компании "JBS S/A" (продавец) относительно несоответствия цены на товар, содержащейся в контракте от 24.11.2015 N BRA-2016 и в экспортных декларациях, полученных Таможней из таможенной службы Бразилии. Как указывает податель жалобы, в ответе компании "JBS S/A" от 03.11.2020 продавец подтвердил факт заключения контракта от 24.11.2015 N BRA-2016 с ООО "Флэйс Прод", а также подтвердил, что поставленная в адрес Общества продукция (мороженная говядина) по инвойсам N 26320941-1, 26320941-2, 26320941-5, 26157581-2, 26157581-3, 26157581-6, 26464884-1, 26464884-2, 27320762-3, 27320762-4, 27320762-5, 26862105-4, 26862105-5, 26862105-7, 26862105-8, 26862105-10 оплачена по цене контракта; поставщик также пояснил, что причиной возможного отклонения указанной в экспортных документах стоимости на товар может являться внесение в них корректировок в связи с последующим изменением налоговых ставок и начислений. Таким образом, податель жалобы полагает, что представленными в материалы дела дополнительными доказательствами, полученными непосредственно от поставщика товара, Общество подтвердило совершение сделки с продавцом на условиях внешнеторгового контракта от 24.11.2015 N BRA-2016 по цене товара, заявленной в спорных ДТ, а именно: 2,35 долларов США за кг. Податель жалобы также указывает на то, что вопреки выводам суда первой инстанции, представленные компетентными органами Бразилии экспортные документы не содержат информацию о контракте, по которому поставлялся спорный товар, а также информацию о транспортных документах (коносаментах), что не позволяет сопоставить их со сведениями, заявленными декларантом в спорных ДТ при таможенном оформлении. По мнению подателя жалобы, таможенным органом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что между Обществом (декларантом) и компанией "JBS S/A" была заключена сделка на каких-либо иных условиях, отличных от условий контракта от 24.11.2015 N BRA-2016, следовательно, у Таможни отсутствовали достаточные правовые основания для принятия оспариваемых решений о внесении изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ.
В судебном заседании 06.07.2021 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители Балтийской таможни и Санкт-Петербургской таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 27.01.2021 проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 24.11.2015 N BRA-2016, заключенного с компанией "JBS S/A" (Бразилия) на условиях поставки CFR-Санкт-Петербург, в период с сентября 2016 года по январь 2017 года ООО "Флэйс-Прод" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) и представило к таможенному оформлению по ДТ NN 10216110/211216/0070190, 10216110/211016/0059396, 10216110/221216/0070317, 10216110/230916/0055067, 10216110/231116/0064619, 10216110/231116/0064620, 10216110/241016/0059851, 10216110/241116/0064856, 10216110/281216/0071285, 10216110/291116/0065631, 10216110/300916/0056247, 10216110/300916/0056248, 10216110/301116/0065821, 10216170/200117/0002814, 10216170/200117/0002818, 10216170/200117/0002820 товар "говядина бескостная (тримминг) мороженая" в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
При таможенном оформлении Общество определило и задекларировало таможенную стоимость товара по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), действовавшего на момент декларирования, представив документы в соответствии с Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376), в том числе: контракт от 24.11.2015 N BRA-2016 с приложениями и дополнениями, коммерческие и транспортные документы (инвойсы, коносаменты), копии экспортных деклараций страны продавца.
Заявленная в спорных ДТ таможенная стоимость принята таможенным органом, товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
После выпуска товара в ходе камеральной таможенной проверки таможенный орган направил в адрес Общества требование от 03.10.2018 N 06-10/39577 о представлении документов, сведений, а также бухгалтерской документации, отражающей постановку ввезенных товаров на учет, в целях проверки достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по перечисленным выше ДТ.
ООО "Флэйс-Прод" письмом от 06.11.2018 представило в таможенный орган копии контракта от 24.11.2015 N BRA-2016 с дополнительными соглашениями и приложениями, ведомость банковского контроля, заявления на перевод NN 978, 983, 985, 988, договор купли-продажи между Обществом и ООО "Агромир", бухгалтерские документы об оприходовании и реализации товара на территории Российской Федерации (карточки счетов 41, 44, 60, карточки счета ДТ, счета-фактуры к ним), прайс-листы продавца.
В дополнение к представленным документам генеральный директор Общества пояснил, что в рамках контракта цена товара в размере 2,35 долл. США за кг согласовывалась сторонами на весь период поставки.
В рамках проводимой проверки в соответствии с Соглашением о взаимопомощи в предотвращении, расследовании пресечении таможенных нарушений, заключенным между Федеральной Республикой Бразилия и Правительством Российской Федерации 12.12.2001, Главным управлением по борьбе с контрабандой ФТС России направлен международный запрос в таможенную службу Бразилии.
В ответ на запрос Главное управление международного сотрудничества Секретариата Федеральных Доходов Бразилии направило письмом от 13.11.2017 N 182/2017-RFB/Suari/Corin экспортные декларации, приложения к ним и соответствующие регистры.
Проанализировав названные документы, Таможня установила, что цена товара, заявленная декларантом в спорных ДТ, ниже цены, содержащейся в экспортных декларациях, представленных Главным управлением международного сотрудничества СФД Бразилии по запросу ФТС России; при этом в экспортных декларациях сведения об отправителе, получателе товаров, условиях поставки, номере контракта, количестве мест, наименовании товара, производителе, стране происхождения, количестве товаров, весе нетто, весе брутто, номере контейнеров, совпадают со сведениями, заявленными Обществом при таможенном декларировании. Результаты проверки отражены в акте от 09.01.2019 N 10216000/210/090119/А000123.
С учетом изложенного по итогам камеральной таможенной проверки Балтийская таможня пришла к выводу о недостоверности заявленных Обществом сведений о подлежащей к уплате цене товара, являющейся основой для расчета таможенной стоимости товара.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Балтийской таможней 15.02.2019 решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10216110/211216/0070190, 10216110/211016/0059396, 10216110/221216/0070317, 10216110/230916/0055067, 10216110/231116/0064619, 10216110/231116/0064620, 10216110/241016/0059851, 10216110/241116/0064856, 10216110/281216/0071285, 10216110/291116/0065631, 10216110/300916/0056247, 10216110/300916/0056248, 10216110/301116/0065821, 10216170/200117/0002814, 10216170/200117/0002818, 10216170/200117/0002820, согласно которым таможенная стоимость спорного товара определена по первому методу на основе сведений, содержащихся в экспортных декларациях, полученных в порядке международного сотрудничества.
На основании решений Балтийской таможни от 15.02.2019 Санкт-Петербургской таможней в адрес Общества направлены уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 06.03.2019. N N 10210000/У2019/0000063, 10210000/У2019/0000065, 10210000/У2019/0000067, 10210000/У2019/0000072, 10210000/У2019/0000074, от 13.03.2019 NN 10210000/У2019/0000135, 10210000/У2019/0000137, 10210000/У2019/0000139, 10210000/У2019/0000141, от 15.03.2019 NN 10210000/У2019/0000180, 10210000/У2019/0000182, 10210000/У2019/0000185, 10210000/У2019/0000188, от 25.03.2019 NN 10210000/У2019/0000292, 10210000/У2019/0000294, 10210000/У2019/0000296 на общую сумму 3085368,73 руб., в том числе 2591457,86 руб. таможенных платежей и 493910,87 руб. пени.
Считая незаконными решения Балтийской таможни об изменении (дополнении) сведений, заявленных в спорных ДТ, и уведомления Санкт-Петербургской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции указал на то, что в экспортных таможенных декларациях, полученных от компетентных органов Бразилии, заявлена стоимость, превышающая стоимость, указанную в представленных Обществом документах. При этом Общество не опровергло представленных доказательств, подтверждающих, что таможенная стоимость то есть цена, подлежащая уплате, не соответствует размеру, указанному в экспортных декларациях на товары, представленных компетентными органами Бразилии. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции согласился с выводом Таможни о том, что сведения о цене товара, подлежащей уплате за товар, являющейся основой для расчета таможенной стоимости товара, заявлены Обществом недостоверно, следовательно, сведения о таможенной стоимости указанного товара, заявленные в спорных ДТ, также являются недостоверными и таможенная стоимость не соответствует требованиям пункта 3 статьи 2 Соглашения, пункта 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего в рассматриваемый период.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 27.01.2021 в связи со следующим.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора правомерно исходил из требований статей 64, 65, 66 ТК ТС, порядка проведения таможенного контроля, регламентированного Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), а также правил определения таможенной стоимости, закрепленных в Соглашении, с учетом установленным процессуальным законом правил доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 данной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения и пункту 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Аналогичные положения закреплены и в применяемом с 01.01.2018 Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из пункта 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью.
По правилам пункта 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) изменение сведений, заявленных в таможенной декларации, в связи с изменением таможенной стоимости осуществляется в случаях, порядке и по форме, которые установлены Комиссией в соответствии со статьей 112 Кодекса Союза на основании требования таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации, до выпуска товаров или решения таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации, после выпуска товаров.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Вместе с тем судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (пункт 6 Постановления N 18).
При этом пунктом 8 Постановления N 18 предусмотрено право таможенного органа при проверке правильности заявления декларантом сведений о таможенной стоимости товара использовать информацию, полученную таможенным органом самостоятельно, в том числе от таможенных органов иностранных государств.
Как указано в пункте 10 Постановления N 18 согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом, в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
В связи с этим при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 ТК ТС, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
Аналогичный правовой подход отражен и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (пункты 7-13).
Таким образом, в силу приведенных разъяснений презумпция достоверности представленной декларантом ценовой информации является опровержимой; соответствующая доказательственная база формируется во взаимодействии таможенного органа с декларантом; доказательственная инициатива последнего имеет правовое значение; дополнительные доказательства в обоснование той или иной таможенной стоимости товаров представляются как в рамках таможенного контроля, так и в ходе судебного разбирательства; положения статьи 69 ТК ТС, как и статьи 325 ТК ЕАЭС (в контексте данного официального толкования), не исключают использование аналогичного процесса доказывания и в случаях, когда контроль таможенной стоимости товаров осуществляется после их выпуска.
В данном случае для подтверждения заявленной в спорных ДТ таможенной стоимости ввезенных товаров Общество (декларант) представило в таможенный орган комплекты документов согласно Приложению N 1 к действовавшему в рассматриваемый период Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, в том числе, контракт от 24.11.2015 N BRA-2016, инвойсы N 26320941-1, 26320941-2, 26320941-5, 26157581-2, 26157581-3, 26157581-6, 26464884-1, 26464884-2, 27320762-3, 27320762-4, 27320762-5, 26862105-4, 26862105-5, 26862105-7, 26862105-8, 26862105-10, экспортные декларации страны продавца.
Вместе с тем Балтийская таможня в ходе камеральной проверки установила, что цена товара, заявленная Обществом в спорных ДТ, значительно ниже цены товара, содержащейся в экспортных декларациях, представленных Главным управлением международного сотрудничества СФД Бразилии письмом от 13.11.2017 N 182/2017-RFB/Suari/Corin.
При этом, как установлено таможенным органом и следует из материалов дела, в представленных Главным управлением международного сотрудничества СФД Бразилии экспортных документах сведения об отправителе, получателе товаров, условиях поставки, наименовании товара, производителе, стране происхождения, весе нетто, номерах контейнеров совпадают со сведениями, заявленными Обществом при таможенном декларировании.
Так, например, по ДТ N 10216110/211016/0059396 (том 1 л.д.282-283) Обществом задекларирован товар "говядина бескостная (тримминг), мороженая", вес брутто 28016,78 кг, вес нетто 26913,399 кг; цена товара 63246,49 долларов США, что соответствует сведениям, указанным в приложении N 51/16 от 19.09.2016 к контракту от 24.11.2015 N BRA-2016, а также в инвойсе от 19.09.2016 N 26320941-1 (том 1 л.д.286-287). Обществом также была представлена при декларировании суммарная выписка из экспортного реестра N 16/13544-19-001 с переводом (том 1 л.д.290-293) с указанием стоимости товара 63246,49 долларов США.
Вместе с тем, согласно представленной Главным управлением международного сотрудничества СФД Бразилии экспортной декларации N 161354419001 (том 2 л.д.108-114) с переводом (том 5 л.д.84-92) стоимость товара составляет 71122,25 долларов США. В экспортных документах, представленных компетентным органом Бразилии, указано наименование экспортера - JBS S/A, наименование импортера - ООО FLASE-PROD, описание товара "говядина мороженая, рубленая стейк".
При этом в графе 44 ДТ N 10216110/211016/0059396 под кодом 04021/1 "Счет-фактура (инвойс) к договору", а также под кодом 02026/1 "Упаковочный лист" заявлен номер 26320941-1; также указанный номер содержится в графе Observacao (Примечание/Замечание) экспортных документов N 161354419001, полученных от компетентного органа Бразилии (том 2 л.д.109 оборот).
В графе 44 ДТ N 10216110/211016/0059396 под кодом 09023/1 "Иные графические материалы" заявлен номер 16/1354419-001, который, исходя из позиции Общества, является номером экспортной таможенной декларации. Вместе с тем, указанный номер является номером регистрационных экспортных операций, заявления о регистрации экспорта, которые в своей совокупности составляют экспортную таможенную декларацию с номером N 161354419001, полученную от компетентного органа Бразилии.
В графе 38 ДТ 10216110/211016/0059396 указан вес нетто 26913,399 кг, что соответствует сведениям, указанным в графе Peso Liquido Total (Вес нетто) экспортных документов, полученных от компетентного органа Бразилии.
В графе 31 ДТ 10216110/211016/0059396 указан номер контейнера SUDU5144530, в котором перемещались рассматриваемые товары, что соответствует номеру, указанному в графе Conteiner (Контейнер) экспортных документов, полученных от компетентного органа Бразилии.
Следует также отметить, что в коносаменте SUDU662200A1DYHEL от 19.09.2016 (том 1 л.д.288) в графе "Export Reference" указан номер 21606704060, который совпадает с номером отправки (21606704060), указанным в экспортной декларации (раздел 8) и регистрах из электронных систем СФД Бразилии, представленных компетентным органом Бразилии (том 2 л.д. 110, 111-114, том 5 л.д.84-92).
Аналогичным образом таможенный орган и суд первой инстанции сопоставили сведения экспортных документов, полученных от компетентных органов Бразилии, со сведениями, указанными в остальных спорных ДТ, что подробно отражено в решении суда первой инстанции от 27.01.2021 и подтверждается материалами дела.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, материалами дела подтверждается возможность однозначно сопоставить сведения в представленных Главным управлением международного сотрудничества СФД Бразилии экспортных документах со сведениями, заявленными Обществом в спорных ДТ при таможенном оформлении, а соответственно, соотнести представленные компетентным органом Бразилии документы с поставками по спорным ДТ.
Поставка товара в рамках внешнеэкономической деятельности является единым непрерывным процессом, совершаемым сторонами сделки по обе стороны границы, и оформляемые вследствие этого документы по содержанию не должны противоречить друг другу. Соответственно, сведения, заявленные при экспортном декларировании в таможенном органе страны вывоза, должны быть идентичны сведениям, заявленным при декларировании товара в таможенном органе Российской Федерации.
Недостоверность ценовой информации, приведенной в представленных Главным управлением международного сотрудничества СФД Бразилии по запросу ФТС России экспортных декларациях, судом не установлена.
Соглашением о взаимопомощи в предотвращении, расследовании пресечении таможенных нарушений, заключенного между Федеральной Республикой Бразилия и Правительством Российской Федерации 12.12.2001, предусмотрено, что таможенные службы предоставляют друг другу по собственной инициативе или по запросу информацию, которая может помочь в обеспечении правильного применения таможенного законодательства, по возможности, в виде надлежащим образом заверенных копий или подлинников упомянутых документов или в виде компьютеризованной информации. Таможенные службы могут использовать сведения и документы, полученные на основании настоящего Соглашения, в качестве доказательства в своих протоколах, актах, записях свидетельских показаний, а также в ходе судебных и административных разбирательств.
В материалы дела согласно сопроводительному письму Главным управлением международного сотрудничества СФД Бразилии представлены копии экспортных деклараций, приложения к ним и соответствующие регистры, полученные из электронных систем СФД Бразилии.
Экспортная декларация является одним из документов, подтверждающих таможенную стоимость товара, и по сути единственным документом о стоимости товара, прошедшим официальный контроль соответствующего государственного органа страны-экспортера. При этом направление Главным управлением международного сотрудничества СФД Бразилии запрашиваемых сведений в виде компьютеризованной информации не лишает представленные в дело документы доказательственного значения.
Таможней, а также судом по результатам сравнительного анализа экспортных деклараций и приложений к ним, предоставленных по линии международного сотрудничества, и документов, представленных при таможенном декларировании товаров по спорным ДТ, установлено, что сведения об отправителе, получателе товара, условиях поставки, весе нетто, номерах контейнеров, номерах инвойсов (указаны в графе Observacao) совпадают со сведениями, заявленными Обществом при таможенном оформлении спорных ДТ. Расхождения в названных документах выявлены только в отношении сведений о стоимости поставляемого товара.
При наличии в распоряжении таможенного органа очевидно относимых к рассматриваемым партиям товара документов, свидетельствующих о поставке товара из страны вывоза по иной цене, нежели заявлена декларантом при таможенном оформлении, такие документы не могут быть отклонены только на том основании, что при декларировании товара представлены необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара.
С учетом изложенного заявленная декларантом таможенная стоимость может быть признана основанной на достоверной, количественно определенной и документальной подтвержденной информации только в случае устранения всех выявленных противоречий относительно таможенной стоимости товара, в том числе выяснения причин имеющихся расхождений в документах, чего в рассматриваемом случае Обществом сделано не было.
При таких обстоятельствах полученные от Главного управления международного сотрудничества СФД Бразилии документы (копии экспортных деклараций, приложения к ним и соответствующие регистры, полученные из электронных систем СФД Бразилии) являются допустимыми и относимыми к рассматриваемым поставкам доказательствами, следовательно, правомерно расценены таможенными органами как свидетельствующие о недостоверном заявлении сведений о таможенной стоимости ввезенного товара при таможенном оформлении в ЕАЭС.
В этом случае, при наличии у Таможни обоснованных и документально подтвержденных сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, бремя доказывания обратного в силу статьи 65 АПК РФ перешло на лицо, ввозящее товар.
При этом, Общество, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, не представило надлежащих доказательств, поясняющих причины оформления в отношении одних и тех же партий товара двух экспортных деклараций различного содержания в части стоимости ввозимого товара, одна из которых была представлена декларантом при таможенном оформлении по спорным ДТ, а другая получена в ходе таможенного контроля от соответствующего уполномоченного органа страны отправления.
Относительно содержащегося в материалах дела ответа представителя JBS S/A в России гр. Жоао Сантос Лима на запрос следователя СПб ЛО МВД России на водном транспорте Чабан В.В. суд первой инстанции обоснованно отметил, что по информации с официального сайта JBS S/A (http://jbs.com.br/en/), в Российской Федерации официальное представительство указанной организации отсутствует, а также отсутствуют сведения о представителе JBS S/A в Российской Федерации Жоао Сантос Лима.
В представленном Обществом в материалы дела ответе компании "JBS S/A" от 03.11.2020 на запрос Общества поставщик не представил достаточных и документально подтвержденных пояснений относительно разницы в стоимости товара, указанной в экспортных декларациях, полученных из компетентного органа Бразилии, и стоимостью товара, указанной в товаросопроводительных документах, представленных при оформлении спорных ДТ (в том числе экспортных декларациях). Из представленных Главным управлением международного сотрудничества СФД Бразилии документов (копии экспортных деклараций, приложения к ним и соответствующие регистры, полученные из электронных систем СФД Бразилии) не усматривается, что в стоимость товара вносились какие-либо корректировки в связи с изменением налоговых ставок; доказательства обратного в материалы дела Обществом не представлены (поставщиком товара - компанией "JBS S/A" в ответ на запрос Общества не представлены копии своих экземпляров экспортных деклараций и доказательства внесения в них каких либо корректировок).
Ссылки Общества на то, что товар, задекларированный по спорным ДТ и ввезенный в рамках контракта от 24.11.2015 N BRA-2016 по инвойсам N 26320941-1, 26320941-2, 26320941-5, 26157581-2, 26157581-3, 26157581-6, 26464884-1, 26464884-2, 27320762-3, 27320762-4, 27320762-5, 26862105-4, 26862105-5, 26862105-7, 26862105-8, 26862105-10 оплачен Обществом в полном объеме по стоимости, указанной в контракте и инвойсах, также подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не опровергают достоверность полученных таможенными органами в ходе проверки документов, представленных незаинтересованным компетентным органом Бразилии и свидетельствующих о занижении таможенной стоимости при декларировании товара по перечисленным выше ДТ.
Исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, Балтийская таможня, установив недостоверность заявленных Обществом при декларировании таможенной стоимости сведений, правомерно приняла оспариваемые решения от 15.02.2019 о внесении изменений в сведения, заявленные в спорные ДТ, на основании имеющейся у нее информации о стоимости товаров, отраженной в экспортных документах, представленных компетентным органом Бразилии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков.
Частью 15 статьи 73 Закона N 289-ФЗ установлено, что уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" с 25.02.2019 Санкт-Петербургская таможня определена таможенным органом, уполномоченным на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с местом нахождения или местом жительства плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов.
При таких обстоятельствах, на основании принятых Балтийской таможней решений от 15.02.2019 об изменении (дополнении) сведений, заявленных в спорных ДТ, Санкт-Петербургская таможня правомерно направила в адрес Общества уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 06.03.2019. N N 10210000/У2019/0000063, 10210000/У2019/0000065, 10210000/У2019/0000067, 10210000/У2019/0000072, 10210000/У2019/0000074, от 13.03.2019 NN 10210000/У2019/0000135, 10210000/У2019/0000137, 10210000/У2019/0000139, 10210000/У2019/0000141, от 15.03.2019 NN 10210000/У2019/0000180, 10210000/У2019/0000182, 10210000/У2019/0000185, 10210000/У2019/0000188, от 25.03.2019 NN 10210000/У2019/0000292, 10210000/У2019/0000294, 10210000/У2019/0000296 на общую сумму 3 085 368 руб. 73 коп., в том числе 2591457,86 руб. таможенных платежей и 493910,87 руб. пеней.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 27.01.2021 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. (платежное поручение от 26.03.2021 N 98) подлежит возврату ООО "Флэйс-Прод" из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 января 2021 года по делу N А56-38730/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флэйс-Прод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38730/2019
Истец: ООО "ФЛЭЙС-ПРОД"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ, Санкт-Петербургская таможня, Санкт-Петербургская таможня СЗТУ ФТС РФ
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15348/2021
21.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8122/2021
27.01.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-38730/19
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5429/20
05.02.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33927/19