город Ростов-на-Дону |
|
21 июля 2021 г. |
дело N А32-14910/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Годунко А.С.,
при участии:
от истца: представитель Сокол К.П. по доверенности от 18.12.2020,
от ответчика: представитель Салмин Е.В. по доверенности от 18.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2021 по делу N А32-14910/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727)
к закрытому акционерному обществу "Таманьнефтегаз" (ОГРН 1022304740237 ИНН 2352013076)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Таманьнефтегаз" (далее - ответчик, ООО "Таманьнефтегаз") о взыскании задолженности в размере 1 948 456 рублей 80 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.03.2019 по 03.04.2020 в размере 143 235 рублей 80 копеек, процентов, начисленных на сумму долга 1 948 456 рублей 80 копеек, с 04.04.2020 по день фактической оплаты долга, расходов по оплате государственной пошлины по иску в размере 33 458 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на то, что факт прибытия вагонов с нарушенным сроком доставки подтверждается железнодорожными накладными, таким образом, по мнению истца, имелись все основания для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования. По мнению апеллянта, суд первой инстанции, придя к выводу о представлении истцом актов общей формы, которые составлены в одностороннем порядке, не учел, что в представленных актах имеется отметка об отказе грузополучателя от их подписания. Указывает, что истцом представлены документы, свидетельствующие о невозможности подачи вагонов на пути общего пользования. При вынесении решения суд не учел, что истец осуществляет подачу и уборку вагонов на пути необщего пользования, указанные в договоре от 17.11.2016 N 491/2/ТНГ-1500/6-16.
В представленном в материалы дела отзыве ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.11.2016 между ОАО "РЖД" (далее - перевозчик) и ЗАО "Таманьнефтегаз" (далее - владелец) заключен договор N 491/2/ТНГ-1500/6-16 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Таманьнефтегаз" при железнодорожной станции Вышестеблиевская Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор N 491/2/ТНГ-1500/6-16).
В соответствии с пунктом 1 договора N 491/2/ТНГ-1500/6-16 осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, примыкающего к пути N 1 станции Вышестеблиевская СКжд стрелочным переводом N 5.
Согласно пункту 5 договора N 491/2/ТНГ-1500/6-16 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 6 договора N 491/2/ТНГ-1500/6-16 уведомление о подаче вагонов передается перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции Вышестеблиевская -приемосдатчику владельца по телефону N 3291 не менее чем за 2 часа до подачи вагонов, с последующей записью в книгу уведомлений.
Согласно пункту 15 договора N 491/2/ТНГ-1500/6-16 владелец уплачивает перевозчику, с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги: в) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от Владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Срок действия договора с 01.12.2016 по 30.11.2021.
На железнодорожной станции Ведмидовка 03.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 05.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6300-332-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Тамань-Нефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская СКжд, в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 03.03.2019 без номера и от 05.03.2019 без номера.
На железнодорожной станции Киевский 25.02.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 06.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6170-619-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Тамань-Нефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 25.02.2019 без номера и от 06.03.2019 без номера.
На железнодорожной станции Минеральные Воды 23.02.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 23.02.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 5218-849-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 23.02.2019 без номера.
На железнодорожной станции Киевский 25.02.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 03.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6552-017-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 25.02.2019 без номера и от 03.03.2019 без номера.
На железнодорожной станции Кистендей 01.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 06.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6300-338-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 01.03.2019 без номера и от 06.03.2019 без номера.
На железнодорожной станции Битюг 02.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 07.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6300-340-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 02.03.2019 и от 06.03.2019.
На железнодорожной станции Копанище 06.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 14.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6300-347-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 05.03.2019 без номера и от 14.03.2019 без номера.
На железнодорожной станции Колено 01.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 07.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6300-337-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 01.03.2019 и от 07.03.2019.
На железнодорожной станции Байка 05.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 08.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6300-342-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 05.03.2019 и от 08.03.2019.
На железнодорожной станции Чилеково 28.02.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 08.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6351-522-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 28.02.2019 и от 08.03.2019.
На железнодорожной станции Морозовская 20.02.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 24.02.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 8119-435-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 20.02.2019 и от 24.02.2019.
На железнодорожной станции Койсуг 12.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 13.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6170-640-5232 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
На железнодорожной станции Гулькевичи 14.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 19.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6170-640-5232 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 12.03.2019, от 13.03.2019, от 14.03.2019, от 19.03.2019.
На железнодорожной станции Острогожск 08.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 16.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6300-350-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
На железнодорожной станции Тимашевская 19.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 19.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6300-350-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 08.03.2019, от 16.03.2019, от 19.03.2019.
На железнодорожной станции Саловка 5 марта 2019 г. в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 15.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 5100-511-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 05.03.2019 и от 15.03.2019.
На железнодорожной станции Аполлонская 02.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 03.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 8143-193-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
На железнодорожной станции Краснодар-сорт 05.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 05.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 8143-193-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 02.03.2019, от 03.03.2019, от 05.03.2019.
На железнодорожной станции Рай 09.03.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 15.03.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 6300-352-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз".
По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская, в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 09.03.2019 и от 15.03.2019.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора.
В досудебном порядке истцом направлялись претензии N N 19/737, 19/739, 19/741, 19/744, 19/747, 19/749, 19/750, 19/753, 19/757, 19/759, 19/760, 19/761, 19/762, 19/765, 19/766, 19/769, 19/771, 19/773.
До настоящего времени требования ОАО "РЖД", изложенные в указанных выше претензиях, не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 Устава установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве. Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава, оформляется акт общей формы. Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно абзацу 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы, подписанными ответчиком с возражениями. В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя - Правилами N 26 предусмотрено, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.4 Правил N 45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от владельца в соответствии со статьей 39 Устава.
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Согласно пункту 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования "Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности (ОАО "РЖД" утверждена Инструкция по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" (распоряжение ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р).
Суд первой инстанции указал, что сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим факт простоя вагонов на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (пользователя).
Применительно к рассматриваемому спору ОАО "РЖД" было обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на ж/д путях общего пользования происходил по вине ответчика, ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования. Таких доказательств материалы дела не содержат.
Обозначенная в актах общей формы причина задержки истцом не обоснована ввиду следующего.
Инструкция от 19.11.2018 о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ЗАО "Таманьнефтегаз" на ст. Вышестеблиевская СКжд с приложением N 2 "Ведомость железнодорожных путей" подтверждает вместимость ж/д путей терминала ЗАО "Таманьнефтегаз". Так, исходя из представленного документа, предельно допустимое количество вагонов на терминале 3 123 (вместимость вычисляется следующим образом: полезная длина пути (37 483,82 м) делится на длину вагона (12 м)) = 3 123 вагона.
Количество вагонов на терминале в день отставления спорных составов от движения подтверждается положениями - это внутренние документы ЗАО "Таманьнефтегаз", в которых дежурный по станции отмечает количество порожних и груженых вагонов на определенную дату (копии документов прилагаются).
Из представленных положений видно, что на даты задержки составов указанные истцом предельно допустимое количество вагонов (3 123 вагона) не было достигнуто, то есть терминал мог принимать приходящие составы.
Состав с индексом 6300-332-5231 задержан в пути следования в период с 03.03.2019 по 05.03.2019.
На период задержки состава 03.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. На момент задержки состава 03.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 953 шт. При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 03.03.2019 - 7 (367 вагонов), 04.03.2019 - 11 (682 вагонов), 05.03.2019 - 9 (539 вагонов). Итого, 27 составов общим количеством 1 588 вагонов было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Ведминовка, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Акты общей формы от 06.03.2019 N N 1/5137, 1/5139, 1/5141 составлены с нарушением подпункта 1 пункта 3.2.4 Правил N 45 в актах отсутствует подпись представителя грузополучателя, при этом не указан акт общей формы, которым удостоверен отказ от подписи названного представителя.
Состав с индексом 6170-619-5231 задержан в пути следования с 25.02.2019 -06.03.2019.
На момент задержки состава 25.02.2019 суммарная вместимость терминала в 3 123 вагона не была превышена. Так, на 25.02.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 1 135 шт.
При этом, каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 25.02.2019 - 7 (416 вагонов), 26.02.19 - 11 (637 вагонов), 27.02.2019 - 6 (390 вагона), 28.02.2019 - 7 (462 вагона), 01.03.2019 - 12 (712 вагонов), 02.03.2019 - 10 (588 вагонов), 03.03.2019 - 7 (367 вагона), 04.03.2019 - 11 (682 вагона), 05.03.2019 - 9 (539 вагонов), 06.03.2019 - 10 (614 вагонов).
Итого, 90 составов общим количеством 5407 вагонов было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Киевская, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз". Кроме того, представленные в доказательство рекламационные документы составлены с нарушением действующих нормативных актов ОАО "РЖД". В представленных истцом актах общей формы отсутствуют отметки об акте общей формы, которым удостоверен отказ представителя грузополучателя от подписания названного акта и не представлен сам акт общей формы, удостоверяющий отказ представителя грузополучателя от подписания данного акта.
Состав с индексом 5218-849-5231 задержан в пути следования 23.02.2019.
На момент задержки состава 23.02.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. Так, на 23.02.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 1 147 шт.
При этом в день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов 23.02.2019 - 8 (455 вагонов). Итого, 8 составов общим количеством 455 вагонов было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Минеральные Воды, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз". Акты общей формы истцом в материалы дела не представлены.
Состав с индексом 6552-017-5231 задержан в пути следования с 25.02.2019 -по 03.03.2019.
На момент задержки состава 25.02.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. Так, на 25.02.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 1 135 шт.
При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 25.02.2019 - 7 (416 вагонов), 26.02.2019 - 11 (637 вагонов), 27.02.2019 - 6 (390 вагонов), 28.02.2019 - 7 (462 вагонов), 01.03.2019 - 12 (712 вагонов), 02.03.2019 - 10 (588 вагонов), 03.03.2019 - 7 (367 вагонов).
Итого, 59 составов общим количеством 3 572 вагонов было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Киевская, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз". Кроме того, представленные в доказательство рекламационные документы составлены с нарушением действующих нормативных актов ОАО "РЖД".
В представленных истцом актах общей формы отсутствуют отметки об акте общей формы, которым удостоверен отказ представителя грузополучателя от подписания названного акта и не представлен сам акт общей формы, удостоверяющий отказ представителя грузополучателя от подписания данного акта.
Состав с индексом 6300-338-5231 задержан в пути следования с 01.03.2019 по 06.03.2019.
На момент задержки состава 01.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. Так, на 28.02.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 1 056 шт.
При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 01.03.2019 - 12 (712 вагонов), 02.03.2019 - 10 (588 вагонов), 03.03.2019 - 7 (367 вагонов), 04.03.2019 - 11 (682 вагонов), 05.03.2019 - 9 (539 вагонов), 06.03.2019 - 10 (614 вагонов).
Итого, 59 составов общим количеством 3502 вагона было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Кистендей, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Состав с индексом 6300-340-5231 задержан в пути следования с 02.03.2019 по 07.03.2019.
На момент задержки состава 02.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3 123 вагона не была превышена. Так, на 02.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 792 вагона.
При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 02.03.2019 - 10 (588 вагонов), 03.03.2019 - 7 (367 вагонов), 04.03.2019 - 11 (682 вагонов), 05.03.2019 - 9 (539 вагонов), 06.03.2019 - 10 (614 вагонов), 07.03.2019 - 11 (682 вагона).
Итого, 58 составов общим количеством 3 472 вагона было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Битюг, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз". Все акты общей формы составлены с нарушением подпункта 1 пункта 3.2.4 Правил N 45: в акте отсутствует подпись представителя грузополучателя, при этом не указан акт общей формы, которым удостоверен отказ от подписи названного представителя.
Состав с индексом 6300-347-5231 задержан в пути следования с 06.03.2019 по 14.03.2019.
На момент задержки состава 06.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. Так, на 06.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 1 024 вагона.
При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 06.03.2019 - 10 (614 вагонов), 07.03.2019 - 11 (682 вагона), 08.03.2019 - 11 (709 вагонов), 09.03.2019 - 7 (453 вагона), 10.03.2019 - 13 (803 вагона), 11.03.2019 - 10 (623 вагона), 12.03.2019 - 8 (474 вагона), 13.03.2019 - 9 (516 вагонов), 14.03.2019 - 10 (662 вагона). Итого, 89 составов общим количеством 5 536 вагонов было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Копанище, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Состав с индексом 6300-337-5231 задержан в пути следования с 01.03.2019 -по 07.03.2019.
На момент задержки состава 01.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3 123 вагона не была превышена. Так, на 01.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 1 056 вагонов.
При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 01.03.2019 - 12 (712 вагонов), 02.03.2019 - 10 (588 вагонов), 03.03.2019 - 7 (367 вагонов), 04.03.2019 - 11 (682 вагонов), 05.03.2019 - 9 (539 вагонов), 06.03.2019 - 10 (614 вагонов), 07.03.2019 - 11 (682 вагона).
Итого, 70 составов общим количеством 4 184 вагона было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Колено, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Состав с индексом 6300-342-5231 задержан в пути следования с 05.03.2019 по 08.03.2019.
На момент задержки состава 02.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. Так, на 05.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 1 368 вагонов.
При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 05.03.2019 - 9 (539 вагонов), 06.03.2019 - 10 (614 вагонов), 07.03.2019 - 11 (682 вагонов), 08.03.2019 - 11 (709 вагонов). Итого, 41 состав общим количеством 2 544 вагона было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Байка, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Состав с индексом 6361-522-5231 задержан в пути следования с 28.02.2019 по 08.03.2019.
На момент задержки состава 28.02.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. Так, на 28.02.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 1 368 шт. При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 28.02.2019 - 7 (462 вагонов), 01.03.2019 - 12 (712 вагонов), 02.03.2019 - 10 (588 вагонов), 03.03.2019 - 7 (367 вагонов), 04.03.2019 - 11 (682 вагонов), 05.03.2019 - 9 (539 вагонов), 06.03.2019 - 10 (614 вагонов), 07.03.2019 - 11 (682 вагона), 08.03.2019 - 11 (709 вагонов).
Состав с индексом 8119-435-5231 задержан в пути следования с 20.02.2019 по 24.02.2019.
На момент задержки состава 20.02.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. Так, на 20.02.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 872 вагона.
При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 20.02.2019 - 12 (779 вагонов), 21.02.2019 - 11 (694 вагона), 22.02.2019 - 9 (558 вагонов), 23.02.2019 - 8 (455 вагонов), 24.02.2019 - 10 (680 вагонов).
Итого, 50 составов общим количеством 3166 вагонов было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Морозовская, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Состав с индексом 6170-640-5232 задержан в пути следования несколько раз: с 12.03.019 по 13.03.2019; с 14.03.2019 - 19.03.2019.
На момент задержки состава 12.03.2019 и 14.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. Так, на 12.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 721 вагон. На момент задержки состава 14.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 874 вагона.
При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 12.03.2019 - 8 (474 вагона), 13.03.2019 - 9 (516 вагонов), 14.03.2019 - 10 (662 вагонов), 15.03.2019 - 11 (711 вагонов), 16.03.2019 - 12 (739 вагонов), 17.03.2019 - 7 (419 вагонов), 18.03.2019 - 13 (875 вагонов), 19.03.2019 - 12 (742 вагона).
Итого, 82 состава общим количеством 5 137 вагонов было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Койсуг, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Состав с индексом 6300-350-5231 задержан в пути следования несколько раз: с 08.03.2019 по 16.03.2019; с 19.03.2019 по 19.03.2019.
На момент задержки состава 08.03.2019 и 19.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. Так, на 08.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 960 вагонов.
На момент задержки состава 19.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 1 078 вагонов.
При этом, каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 08.03.2019 - 11 (709 вагона), 09.03.2019 - 7 (453 вагонов), 10.03.2019 - 13 (803 вагона), 11.03.2019 - 10 (623 вагона), 12.03.2019 - 8 (474 вагона), 13.03.2019 - 9 (516 вагонов), 14.03.2019 - 10 (662 вагонов), 15.03.2019 - 11 (711 вагонов), 16.03.2019 - 12 (739 вагонов), 17.03.2019 - 7 (419 вагонов), 18.03.2019 - 13 (875 вагонов), 19.03.2019 - 12 (742 вагона). Итого, 103 состава общим количеством 6 431 вагон было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Острогожск, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Состав с индексом 5100-511-5231 задержан в пути следования с 05.03.2019 по 15.03.2019.
На момент задержки состава 05.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3123 вагона не была превышена. Так, на 05.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 1 076 вагон.
При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 05.03.2019 - 9 (539 вагонов), 06.03.2019 - 10 (614 вагонов), 07.03.2019 - 11 (682 вагона), 08.03.2019 - 11 (709 вагонов), 09.03.2019 - 7 (453 вагона), 10.03.2019 - 13 (803 вагона), 11.03.2019 - 10 (623 вагона), 12.03.2019 - 8 (474 вагона), 13.03.2019 - 9 (516 вагонов), 14.03.2019 - 10 (662 вагонов), 15.03.2019 - 11 (710 вагонов).
Итого, 109 составов общим количеством 6 785 вагонов было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Саловка, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Состав с индексом 8143-193-5231 задержан в пути следования несколько раз: с 02.03.2019 по 03.03.2019; с 05.03.2019 по 05.03.2019.
На момент задержки состава 02.03.2019 и 05.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3 123 вагона не была превышена. Так, на 02.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 792 вагона. На момент задержки состава 05.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 953 вагона. При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 02.03.2019 - 10 (588 вагонов), 03.03.2019 - 7 (367 вагонов), 05.03.2019 - 9 (539 вагонов).
Итого, 26 составов общим количеством 1 494 вагона было принято терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Аполлонская, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Состав с индексом 6300-352-5231 задержан в пути следования с 09.03.2019 по 15.03.2019.
На момент задержки состава 09.03.2019 суммарная вместимость терминала в 3 123 вагона не была превышена.
Так, на 09.03.2019 остаток груженных вагонов на терминале составлял 948 вагонов. При этом каждый день простоя состава на терминал прибывало следующее количество других составов: 09.03.2019 - 7 (453 вагона), 10.03.2019 - 13 (803 вагона), 11.03.2019 - 10 (623 вагона), 12.03.2019 - 8 (474 вагона), 13.03.2019 - 9 (516 вагонов), 14.03.2019 - 10 (662 вагона), 15.03.2019 - 11 (710 вагонов).
Итого, 68 составов общим количеством 4 241 вагон был принят терминалом за период нахождения спорного состава на ст. Рай, якобы по причинам непринятия составов ЗАО "Таманьнефтегаз".
Все вагоны были задержаны на промежуточных станциях в отсутствие заявлений (уведомлений) ЗАО "Таманьенфтегаз" о невозможности приема вагонов во время их прибытия согласно транспортным железнодорожным накладным.
Ссылка истца на договор на эксплуатацию пути необщего пользования от 17.11.2016 N 491/2/ТНГ-1500/6-16, в котором установлен технологический срок оборота вагонов, правомерно отклонена судом первой инстанции, так как не подтверждает позицию истца. Как следует из подпункта "б" пункта 15 договора N 491/2/ТНГ-1500/6-16, ответчик оплачивает истцу плату за нахождение вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика. Между тем, как верно установил суд первой инстанции, причины для неприема спорных составов отсутствовали, терминал принимал составы в спорные периоды и не отказывался принимать спорные составы.
В соответствии с пунктами 5, 6 договора подача вагонов на пути необщего пользования осуществляется круглосуточно, при этом перевозчик уведомляет владельца пути необщего пользования о подаче вагонов за 2 часа по телефону с внесением записи в книгу уведомлений. Истцом в материалы дела не представлены уведомления о подаче вагонов на пути необщего пользования, на которые ответчик ответил отказом или не смог принять подходящие составы.
Само по себе превышение технологического срока оборота вагонов не влечет платы за простой вагонов на путях общего пользования ни в соответствии с договором, ни по применяемому коду 01 для отставления вагонов от движения.
Истец не представил доказательства, подтверждающие, что на момент задержки вагонов на промежуточных станциях на путях истца находилось количество вагонов, превышающее вместимость путей, что нарушение технологических сроков оборота вагонов повлекло такую занятость путей, что сделало невозможным прием вагонов, приходящих в адрес ответчика.
Таким образом, отсутствуют доказательства фактов задержек поездов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, а ссылка истца на вину грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях является несостоятельной.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности истцом правомерности предъявления к ответчику требования о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 1 948 456 рублей 80 копеек, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении иска в указанной части.
Истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.03.2019 по 03.04.2020 в размере 143 235 рублей 80 копеек, процентов, начисленных на сумму долга 1 948 456 рублей 80 копеек, с 04.04.2020 по день фактической оплаты долга.
Требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на отыскиваемую сумму задолженности в порядке положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, носят дополнительный (акцессорный) характер, поэтому отказ в удовлетворении требования истца о взыскании задолженности влечет отказ в удовлетворении и требования о начислении процентов на сумму задолженности.
Ответчиком в суде первой инстанции было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство, суд первой инстанции установил, что срок исковой давности не пропущен.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпунктам 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", действующей с 01.01.2015) государственная пошлина по апелляционной жалобе на решение арбитражного суда составляет 3 000 рублей.
В определении от 29.06.2021 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд предложил ответчику представить подлинник документа, подтверждающего уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей (т. 4, л.д. 69-70).
Между тем, данное определение ответчиком исполнено не было, в связи с чем в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2021 по делу N А32-14910/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14910/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ЗАО "Таманьнефтегаз"