г. Владивосток |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А51-17189/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей В.В. Верещагиной, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино,
апелляционное производство N 05АП-3745/2021
на решение от 28.04.2021
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-17189/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
к Управлению муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино
о взыскании основного долга,
при участии: стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - истец, предприятие, КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось к Управлению муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино (далее - ответчик, УМС городского округа ЗАТО город Фокино) с иском о взыскании 234 571 рубля 21 копейки, составляющих сумму задолженности за период с сентября 2017 года по июль 2020 года за услугу теплоснабжения жилых помещений (с учетом уточнений принятых судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением арбитражного суда от 28.04.2021 исковые требования КГУП "Примтеплоэнерго" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства, в обоснование доводов ссылается на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что истцом излишне начислен коэффициент за холодное водоснабжение в сумме 6 717 рублей 79 копеек, в отношении следующих жилых помещений, расположенных в г. Фокино по адресам: ул. Ленина, д 11А, кв. 101 в сумме 1 097 рублей 22 копейки, ул. Ленина, д 11А, кв. 140 в сумме 1 758 рублей 38 копейки, ул. Ленина, д 13, кв. 7 в сумме 178 рублей 66 копеек, ул. Постникова, д 14, кв. 71 в сумме 99 рублей 21 копейки, ул. Строительная, д 3, кв. 42 в сумме 1 099 рублей 04 копеек, ул. Строительная, д 5, кв. 156 в сумме 1 760 рублей 28 копеек, ул. Усатого, д. 17, кв. 130 в сумме 725 рублей, поскольку по указанным адресам установлены приборы учета на холодное водоснабжение и применение коэффициента является необоснованным. Полагает, что фактическая сумма задолженности составила 227 853 рублей 42 копейки.
В письменном отзыве ответчик по доводам жалобы возразил, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные стороны, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие представителей неявившихся сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что КГУП "Примтеплоэнерго" осуществляет функции теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения жилых домов, объектов социальной сферы и других объектов расположенных на территории городского округа ЗАТО город Фокино.
Предприятие являлось поставщиком коммунального ресурса для следующих управляющих компаний:
ТСН "Надежда", которое как исполнитель оказывало услуги по поставке коммунального ресурса жилого помещения (квартиры), расположенной на территории ЗАТО Фокино по адресу: г. Фокино, ул. Ленина, 13-7 (11.2018 - 02.2019);
ООО УК "ЭФЕБ", которое как исполнитель оказывало услуги по поставке коммунального ресурса жилого помещения (квартиры), расположенной на территории ЗАТО Фокино по адресу: г. Фокино, ул. Строительная, 5-156 (09.2017 - 05.2020);
ООО "ТУК номер 1", которое как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилого помещения (квартиры), расположенной на территории ЗАТО Фокино по адресу: г. Фокино, ул. Усатого, 25-46 (10.2018 - 05.2020);
ООО УК "Крона", которое как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилого помещения (квартиры), расположенной на территории ЗАТО Фокино по адресу: г. Фокино, ул. К. Маркса, 49-5 (12.2019- 05.2020); г. Фокино, ул. Комсомольская, 15-4 (12.2018 - 02.2019);
г. Фокино, ул. Постникова, 14-71 (01.2018 - 03.2018); г. Фокино, ул. Постникова, 22-2 (12.2018 - 02.2019); г. Фокино, ул. Строительная, 3-42 (02.2020-05.2020);
ООО УК "Фук N 1", которое как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилого помещения (квартиры), расположенной на территории ЗАТО Фокино по адресу: г. Фокино, ул. Усатого, 17-130 (05.2019 - 05.2020);; г. Фокино, ул. Белашева, 16А-55 (09.2017 - 06.2020) г. Фокино, ул. Ленина, 11А-140 (09.2017 - 05.2020);) г. Фокино, ул. Ленина, 11А-101 (10.2018- 05.2020); г. Фокино, ул. К. Маркса, 49-5 (08.2018 - 11.2019); г. Фокино, ул. Строительная, 3-42 (10.2018 - 01.2020).
Полагая, что указанные квартиры находились в спорный период в муниципальной собственности и не были заселены, истец рассчитал стоимость поставленной для их отопления тепловой энергии, которая составила (с учетом уточнений) 234 571 рубль 21 копейка.
Права собственника от имени городского округа ЗАТО город Фокино осуществляет УМС городского округа ЗАТО город Фокино (пункты 1.1., 2.2.1., 3.1.1. Положения об Управлении муниципальной собственности городского округа ЗАТО г. Фокино, утвержденного Решением Думы городского округа ЗАТО г.Фокино).
В адрес УМС городского округа ЗАТО город Фокино выставлены счета-фактуры, которые не оплачены последним и направлены акты выполненных работ.
По договорам цессии вышеуказанные управляющие компании уступили КГУП "Примтеплоэнерго" право требования обраховавшейся задолженности по спорным жилым помещениям.
В связи с тем, что право требования к собственнику имущества уступлено управляющими организациями в пользу предприятия, обязанность оплаты услуг лежит на УМС городского округа ЗАТО город Фокино в пользу истца.
Уклонение ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности по оплате услуг и оставление претензии истца без удовлетворения послужили основанием для обращения КГУП "Примтеплоэнерго" в суд с рассматриваемым иском.
Принимая решение об удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции, установив факт поставки ресурса, размер задолженности, недоказанность заселения спорных квартир в период оказания услуг, удовлетворил исковые требования к собственнику имущества в полном объеме на основании статей 210, 309, 310, 544 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации. статей 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, судебная коллегия руководствуется следующим.
Спорные правоотношения по отпуску и оплате тепловой энергии на цели оказания коммунальных услуг собственникам помещений в жилых домах подлежат регулированию как общими положениями гражданского права об энергоснабжении (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации) так и нормами жилищного законодательства (раздел VII Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно части 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 539, 544 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, в соответствии с данными учета энергии и в порядке, предусмотренном законом или условиями договора. Оплата оказанных услуг должна производиться за фактически принятый абонентом объем услуг.
Пунктами 1, 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, частями 1, 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе по оплате коммунальных услуг.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункты 1, 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив, или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 ЖК РФ.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность собственников (нанимателей), проживающих в многоквартирных жилых домах, вносить плату за коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
При этом спорные жилые помещения в МКД в исковой период не были заселены. Доказательств передачи данных квартир в пользование по договорам социального найма в материалы дела не представлено.
Факт оказания услуги теплоснабжения подтверждены актами подключения жилых домов к системе теплоснабжения.
Поскольку в рассматриваемой ситуации право требования задолженности перешло к истцу на основании статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, исковые требования заявлены предприятием правомерно.
Не оспаривая обязанность по оплате поставленного ресурса в незаселенные жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования, администрация оспаривает применение при расчете задолженности повышающего коэффициента.
Суд апелляционной инстанции, полагая указанный довод необоснованным, исходит из того, что размер платы за коммунальные услуги в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента (п. 42 Правил N 354).
В спорных дома имеются только общедомовые приборы учета.
Выражая несогласие с расчетом истца, ссылаясь на установленные приборы учета на холодное водоснабжение, доказательств наличия индивидуального или общего (квартирного) приборов учета по указанным адресам, в материалы дела вопреки статье 65 АПК РФ ответчиком не представлено.
В этой связи, применение истцом повышающего коэффициента является верным.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о взыскании с городского округа ЗАТО г. Фокино в лице УМС городского округа ЗАТО Фокино задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 234 571 рубля 21 копейки.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Принимая во внимание, что ответчик по настоящему делу освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении судебных расходов за подачу жалобы судом апелляционной инстанции не обсуждается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2021 по делу N А51-17189/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17189/2020
Истец: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино
Третье лицо: Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Приморскому краю