г. Москва |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А40-4177/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Бриз-21"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2021 по делу N А40-4177/21
по исковому заявлению ООО "Бриз-21" (ИНН 7713709000)
к ИФНС России N 13 по г. Москве (ИНН 7713034630)
о признании недействительным требования,
при участии:
от истца: |
Высокин А.В. по дов. от 16.07.2020; |
от заинтересованного лица: |
Грекова С.П. по дов. от 03.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бриз-21" (далее также - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве (далее также - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным требование N 55511 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 16.09.2020.
Решением суда от 08.04.2021 заявление общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель инспекции поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по итогам которой составлен акт налоговой проверки от 20.11.2016 N 1188. Вынесено решение от 20.08.2019 N 13-25/39323 об отказе в привлечении ООО "Бриз-21" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
16.09.2020 инспекцией сформировано требование N 55511 об уплате налога, сбора, пени, штрафа и вручено представителю ООО "Бриз-21" 18.09.2020.
По мнению заявителя, вручение акта налоговой проверки от 20.11.2016 N 1188 спустя 2,5 года (14.06.2019) привело к превышению срока на направление требования об уплате налога, пени, штрафа от 16.09.2020 N 55511, в связи с чем, оно не подлежит исполнению. Требование об уплате налога, пени, штрафа от 16.09.2020 N 55511 принято с нарушением срока, установленного п. 2 ст.70 НК РФ является незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 31 Постановления N 57 от 30.07.2013, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Кодекса.
Порядок и сроки принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам, пени и штрафам, в том числе установленной по результатам налоговой проверки регламентированы статьями 46, 47, 69, 70 НК РФ.
В соответствии с установленным ст.70 НК РФ порядком, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено Кодексом (п.2 ст.70 НК РФ).
Согласно п.1 ст. 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Согласно п.1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Пунктом 3 ст.46 НК РФ установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Таким образом, процедура принудительного внесудебного взыскания налогов, пени, штрафа состоит из взаимосвязанных этапов, подлежащих последовательной реализации.
Инициировать процедуру принудительного взыскания возможно только после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) и при условии предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) и неуплаты налогоплательщиком в установленный срок соответствующих сумм налоговых платежей и санкций.
Соответственно, определяющим для порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налогов, пени, штрафа является направление требования об уплате налогов, пени, штрафа как первоначальный этап взыскания, связанный со вступлением решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в силу.
Позиция инспекции согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04, в котором суд почеркнул, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
Акт налоговой проверки и не вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки не порождают для налогоплательщика какие-либо обязанности и не являются частью процедуры принудительного взыскания.
Соответственно, несоблюдение срока вручения акта налоговой проверки не может влиять на сроки процедуры принудительного взыскания налога, пени, штрафа.
Срок, установленный п. 2 ст.70 НК РФ, для направления требования по результатам налоговой проверки Инспекцией соблюден.
Не согласившись с решение выездной налоговой проверки Заявитель обжаловал его в УФНС России по г.Москвы, которое решением от 27.02.2020 N 21-10/039765 оставило апелляционную жалобу ООО "Бриз-21" без удовлетворение.
Решение от 20.08.2019 N 13-25/39323 об отказе в привлечении ООО "Бриз-21" к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в законную силу 27.02.2020.
В соответствии с п.2 ст.70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно п.2 ст.6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Согласно п.6 ст.6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Таким образом, в срок до 27.03.2020 включительно инспекции надлежало сформировать и направить налогоплательщику требование об уплате налога, пени, штрафа.
Вместе с тем, в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличены на 6 месяцев.
Следовательно, предельный срок направления ООО "Бриз-21" требования истекал 30.09.2020.
16.09.2020 инспекцией было сформировано требование N 55511 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в общей сумме 323 141 902 руб. и вручено представителю ООО "Бриз-21" 18.09.2020 Высокину А.В., о чем свидетельствует его подпись.
Доводу заявителя о том, что постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 опубликовано 06.04.2020 и соответственно 27.03.2020 инспекция не знала и не могла знать о мерах поддержки в экономике, в решении суда дана соответствущая оценка.
Суд обосновано указал, что формирование требования об уплате налога, пени, штрафа было не 27.03.2020, а 16.09.2020 с учетом Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 не привело к нарушению прав и интересов налогоплательщика.
Последний день срока направления налогоплательщику требования - 27.03.2020 приходился на пятницу.
На основании п.1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории города Москвы был введен режим повышенной готовности.
На основании п.9 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ в редакции указа Мэра Москвы от 29.03.2020 34-УМ (Официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.03.2020) с 29.03.2020 граждане были обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
С 30.03.2020 (понедельник) дни с 30 марта по 8 мая 2020, в соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 394 признавались нерабочими днями.
Таким образом, период, в течение которого требование должно было быть получено и исполнено приходился на период всеобщей самоизоляции и нерабочих дней, что затруднило бы исполнение требования со стороны ООО "Бриз-21".
Ссылка заявителя на письмо ФНС России от 10.04.2020 N ЕА-19-15/91 необоснованна, поскольку оно дано в ответ на обращение организации и касается вопроса о направлении в налоговые органы документов и отчетности (в том числе банковских гарантий) в период нерабочих дней в РФ в связи с распространением коронавирусной инфекции и принятия решений о возмещении сумм налога в заявительном порядке, что к предмету нашего спора не относится.
Суд указал, что обоснованность и правомерность доначисления ООО "Бриз-21" сумм налога и пени, включенных в обжалуемое требование, подтверждены судебными актами по делу N А40-87486/20 по заявлению ООО "Бриз-21" об признании недействительным решения выездной налоговой проверки от 20.08.2019 N 13-25/39323.
Доводы, заявляемые в настоящем деле, относительно утраты налоговым органом возможности взыскания доначислений по выездной налоговой проверке в связи тем, что Акт проверки был вручен спустя более 2,5 лет были предметом рассмотрения в указанном деле.
Признавая доводы заявителя небоснованными суд указал следующее.
Из положений НК РФ следует, что принудительное внесудебное взыскание налогов, пени, штрафа - процедура, состоящая из взаимосвязанных этапов, подлежащих последовательной реализации, т.е. инициировать процедуру принудительного взыскания возможно только после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) и при условии предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) и неуплаты налогоплательщиком в установленный срок соответствующих сумм налоговых платежей и санкций.
Соответственно, определяющим для порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налогов, пени, штрафа является направление требования об уплате налогов, пени, штрафа как первоначальный этап взыскания, связанный со вступлением решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в силу.
Сам акт налоговой проверки и не вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки не порождают для налогоплательщика какие-либо обязанности и не являются частью процедуры взыскания.
Таким образом, нарушение срока вручения акта налоговой проверки не влечет утрату налоговым органом возможности принятия мер взыскания налога и пени.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2021 по делу N А40-4177/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4177/2021
Истец: ООО "БРИЗ-21"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N13 ПО СЕВЕРНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ ГОРОДА МОСКВЫ