г. Хабаровск |
|
21 июля 2021 г. |
А73-1275/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края: Тимкив В.В. представителя по доверенности от 02.09.2020, сроком действия 1 год;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: представитель не явился;
от Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу: Силина А.В. представителя по доверенности от 22.03.2021, сроком действия до 31.12.2022;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 06.05.2021
по делу N А73-1275/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700733439, ИНН 2710001098)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, ИНН 2721121630)
третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
о признании недействительными решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и возложении обязанности осуществить такой учет,
УСТАНОВИЛ:
администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Верхнебуреинский районный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра) с заявлением о: признании недействительными решений Управления Росреестра от 09.10.2020 N КУВД-001/2020-7876165/2, от 12.10.2020 N КУВД-001/2020-7890346/2, N КУВД-001/2020-7882905/2, N КУВД-001/2020-7877213/2, N КУВД-001/2020-7878084/2, N КУВД-001/2020-7877541/2 об отказе государственного кадастрового учета, с обязанием Управления Росреестра снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 27:05:1202001:192, 27:05:1202001:193, 27:05:1202001:194, 27:05:1202001:195, 27:05:1202001:196, 27:05:1202001:198.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Департамент лесного хозяйства по ДФО, Департамент).
Определением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 14.12.2020 дело по административному исковому заявлению администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании недействительными решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и возложении обязанности осуществить такой учет передано на рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При получении дела Арбитражным судом Хабаровского края 02.02.2021 делу присвоен номер N А73-1275/2021.
Решением суда от 06.05.2021 в удовлетворении заявления Администрации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: спорные земельные участки образованы из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположены они на территории сельского поселения "Село Усть-Ургал" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, которое входит в состав Верхнебуреинского муниципального района, заявление о государственном кадастровом учете спорных земельных участков было подано без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности; суд не учел указание Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823, о том, что снятию с кадастрового учета могут подлежать земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (абзац 3 страницы 5); суд не учел, что право собственности не тождественно с правом аренды; суд не учел, что заявитель не оспаривает право постановки спорных участков на кадастровый учет, а оспаривает решения об отказе снять их с учета; заявитель не ссылался на основания снятия с учета земельных участков, кроме того, представитель в судебном заседании согласился, что ошибочно указал дату снятия 09.11.2021, орган регистрации прав будет обязан снять спорные земельные участки с государственного кадастрового учета 30.11.2024 (через 5 лет после прекращения права аренды ООО "Колос" 29.11.2019); исходя из положений п. п. 14, 15 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" спорные земельные участки на основании заявления истца подлежат снятию с государственного кадастрового учета.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу, Управление Росреестра доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Росреестра, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Управления Росреестра согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель администрации поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента в судебном заседании поддерживает позицию администрации, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 27:05:1202001:192, 27:05:1202001:193, 27:05:1202001:194, 27:05:1202001:195, 27:05:1202001:196, 27:05:1202001:198 поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с ч. 2 ст. 20, п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) на основании межевого плана б/н от 08.07.2016, подготовленного кадастровым инженером Дун-Лу Ю.М. Межевой план подготовлен в соответствии с постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 14.07.2016 N 471.
Указанные земельные участки образованы из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения "Село Усть-Ургал" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, которое входит в состав Верхнебуреинского муниципального района.
06.06.2020 в Администрацию поступило информационное письмо Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 22.05.2020 N 09-07/2677 о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:05:1202001:192, 27:05:1202001:193, 27:05:1202001:194, 27:05:1202001:195, 27:05:1202001:196, 27:05:1202001:198, с категорией земель сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования - для растениеводства, поставленные на кадастровый учет 08.11.2016, пересекают границы земель лесного фонда в границах лесного квартала N 327 Ургальского лесничества Хабаровского края.
В этой связи представитель Администрации 06.07.2020 обратился в Управление Росреестра с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 27:05:1202001:192, 27:05:1202001:193, 27:05:1202001:194, 27:05:1202001:195, 27:05:1202001:196, 27:05:1202001:198.
Уведомлениями от 09.10.2020 N КУВД-001/2020-7876165/2, от 12.10.2020 N КУВД-001/2020-7890346/2, КУВД-001/2020-7882905/2, КУВД-001/2020-7877213/2, КУВД-001/2020-7878084/2, КУВД-001/2020-7877541/2 Управление Росреестра отказало Администрации в снятии вышеуказанных земельных участков с государственного кадастрового учета, указав, что в соответствии с ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с государственного кадастрового учета могут быть сняты земельные участки, учтенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года.
Не согласившись с решениями Управления Росреестра, считая их незаконными, Администрация обратилась в Верхнебуреинский районный суд с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции, переданным на рассмотрение Арбитражного суда Хабаровского края.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственном регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусмотрено снятие земельных участков с кадастрового учета в следующих случаях: в связи с преобразованием земельных участков (часть 3 статьи 41); если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, за исключением земельных участков, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (часть 15 статьи 41).
Согласно части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Судом по материалам дела установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:05:1202001:192, 27:05:1202001:193, 27:05:1202001:194, 27:05:1202001:195, 27:05:1202001:196, 27:05:1202001:198 поставлены на государственный кадастровый учет 08.11.2016, то есть после 01.03.2008, не являются преобразуемыми, государственная регистрация прав на них была осуществлена в установленном Законом порядке, следовательно, основания для снятия указанных участков с государственного кадастрового учета отсутствуют.
А иных оснований для снятия земельных участков с государственного кадастрового учета, в том числе в связи с наличием пересечений с границами земель лесного фонда, действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, постановление администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 14.07.2016 N 471, явившееся основанием для формирования спорных земельных участков и дальнейшей постановки их на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке недействительным, не соответствующим закону не признано. Государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 27:05:1202001:192, 27:05:1202001:193, 27:05:1202001:194, 27:05:1202001:195, 27:05:1202001:196, 27:05:1202001:198 не оспаривался, также как и не оспаривались действия Управления Росреестра по осуществлению такого учета.
Учитывая изложенное выше, правомерен вывод суда о том, что у государственного регистратора прав основания для снятия с кадастрового учета указанных участков отсутствовали.
Таким образом, вышеуказанные решения являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с нормами действующего законодательства.
Администрация в обоснование требований указывает, что согласно части 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом вышеуказанных участков должно было быть осуществлено внесение сведений в ЕГРН о том, что данные участки образованы из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на распоряжение таким земельным участком. Вместе с тем, Администрацией не учтено, что спорные участки были поставлены на государственный кадастровый учет 08.11.2016, в то время как Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступил в законную силу 01.01.2017, то есть после осуществления государственного кадастрового учета спорных участков.
Кроме того, Администрация, ссылаясь на часть 15 статьи 41 данного Закона указывает, что земельные участки подлежат снятию 09.11.2021.
Однако, как верно указал суд, в соответствии с частью 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятию с государственного кадастрового учета подлежат земельные участки, указанные в части 14 статьи 41 Закона, на которые не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, вместе с тем на земельные участки с кадастровыми номерами 27:05:1202001:192, 27:05:1202001:193, 27:05:1202001:194, 27:05:1202001:195, 27:05:1202001:196, 27:05:1202001:198 зарегистрировано 27.01.2017 право аренды ООО "Колос" (прекращено 29.11.2019), значит, указанная норма в рассматриваемых правоотношениях применению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые заявителем жалобы решения Управления Росреестра не противоречат закону и права заявителя не нарушает, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы же заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06 мая 2021 года по делу N А73-1275/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1275/2021
Истец: Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Ответчик: Управление Росреестра по Хабаровскому краю
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по ДФО