г. Вологда |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А05-689/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 апреля 2021 года по делу N А05-689/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, пл. В.И.Ленина, дом 5;) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Три А" (ОГРН 1202900000599, ИНН 2901300170; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 1, корпус 1, помещение 2) об обязании организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Парус" (ОГРН 1072901017122, ИНН 2901172778; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 1, корпус 1).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 апреля 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующее земельное законодательство и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты, предусматривают возможность размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не только на территории земельного участка, сформированного под зданием, но и на иных территориях, в том числе территориях общего пользования без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Полагает, что обязанность по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов возлагается на ответчика. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении жалобы без участия ее представителя.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с поступившими в администрацию Ломоносовского округа г. Архангельска от жителей города обращениями по вопросу законности организации места накопления отходов по адресу: ул. Урицкого, д. 1 корп. 1 специалистами администрации был осуществлен осмотра территории в районе здания.
Осмотром установлено, что в районе торгового цента "Парус", установлен пластиковый контейнер, водонепроницаемое покрытие, ограждение с трех сторон отсутствует, прилегающая территория захламлена твердыми коммунальными отходами. По результатам осмотра составлен акт обследования от 12.01.2021.
Письмом от 21.10.2020 направленным ООО "Парус" истец предложил третьему лицу представить сведения об имеющихся контейнерных площадках, а также согласовать в установленном порядке место накопления ТКО.
Письмом от 06.11.2020 ООО "Парус" ссылаясь на разграничение эксплуатационной ответственности указало, что ООО "Три А" обязано самостоятельно обеспечить накопление и вывоз ТКО в соответствии с условиями договора аренды помещения от 06.02.2020.
Письмом от 18.11.2020 администрация Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования "Город Архангельск" просила ответчика организовать место (площадку) накопления ТКО для дома N 1 корп. 1 по ул. Урицкого в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку требования Администрации об организации места (площадки) накопления ТКО остались без исполнения, истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции, оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 34, 210, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, (далее - Правила N 1039), Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 "Об утверждении Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок N 285) Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 (далее - Правила благоустройства), удовлетворил требования истца в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 "Об утверждении Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок N 285) регламентируется процедура определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закон N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 10.11.1 Правил благоустройства система обращения с отходами на территории города включает комплекс мер по рациональному сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, жидких бытовых и других видов отходов производства и потребления.
Согласно пунктам 4, 7 Правил N 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Из вышеуказанного следует, что Администрация наделена полномочиями по организации деятельности по сбору и транспортированию ТКО в части создания оборудованных мест (площадок) накопления ТКО, определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории МО "Город Архангельск".
Согласно пункту 1.5 Правил благоустройства к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов; владелец объекта благоустройства - лицо, которому объект благоустройства принадлежит на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или которое оказывает услуги по содержанию и ремонту объекта в рамках договора управления или на ином праве, предусмотренном законом.
В соответствии с пунктом 10.2.Правил благоустройства ответственными за содержание в чистоте городских территорий, отведенных и прилегающих территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица - владельцы данных объектов благоустройства: на земельных участках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и прилегающих к ним территориях - соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели
Согласно пункту 10.11.3.Правил благоустройства организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) opганизовывать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности, или заключения договора с владельцем оборудованного действующего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 10.11.5. Правил благоустройства предусмотрено, что ответственность и контроль за сбором твердых коммунальных отходов в месте их сбора и уборкой мест сбора возлагаются:
по многоквартирным домам - на организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья;
по частным домовладениям, домам индивидуальной застройки - на домовладельцев;
по иным производителям отходов - на собственников, арендаторов, учреждения, организации, иные хозяйствующие субъекты.
В соответствии с пунктом 10.11.6 Правил благоустройства сбор твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации жилищного фонда, деятельности торговых и других организаций, осуществляется в контейнеры, размещенные в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов на оборудованных закрытых контейнерных площадках, иные места хранения отходов.
Порядок N 285, устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из анализа норм действующего законодательства следует, что порядок организации места накопления ТКО включает в себя несколько последовательных этапов:
- обращение с заявлением о согласовании места накопления ТКО, по результатам рассмотрения которого на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, составляется акт об определении места накопления ТКО и включается в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
- оборудование специальной площадки для установки контейнеров в месте согласованном с администрацией (пункт 2.9. Порядка прямо запрещает устанавливать контейнерную площадку без предварительного согласования),
- установка контейнеров и заключение договора на вывоз мусора с региональным оператором.
Из материалов дела следует, что по адресу г. Архангельск ул. Урицкого, д.1 корп. 1 расположено административное двухэтажное здание. Собственником помещений в указанном здании является третье лицо - ООО "Парус". Помещения подвала, часть помещений первого этажа (лестничные клетки) и помещения второго этажа переданы в аренду ответчику ООО "Три А". На втором этаже здания расположена организация общественного питания "Лофт-проект "Слон".
В соответствии с реестром сведений о местах (площадках) накопления ТКО, который ведется департаментом городского хозяйства Администрации муниципального образования "Город Архангельск", места накопления ТКО для дома N 1 корп.1 по ул. Урицкого в г. Архангельске в указанный реестр не включены.
Заявки на включение в реестр контейнерной площадки для дома N 1 корп.1 по ул. Урицкого, ответчиком либо третьи лицом в администрацию не поступали. Решение о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Архангельск" контейнерных площадок департаментом городского хозяйства не принималось.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По правилам норм главы 34 ГК РФ обязательственные отношения в сфере пользования имуществом на праве аренды (субаренды) порождают взаимные права и обязанности, в том числе по содержанию объекта аренды, исключительно между субъектами этих отношений.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иное, по смыслу данной нормы права, предполагает возможность для сторон арендных отношений перераспределить между собой бремя несения названных расходов по собственному усмотрению.
Согласно пункту 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Таким образом, поскольку договор аренды регулирует отношения собственника и арендатора, оснований считать, что в нем содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьих лиц обязательств собственника нежилого помещения, не имеется.
В данном случае администрация стороной договора аренды не является, оснований у администрации требовать от арендатора исполнения условий не имелось.
Из договора аренды следует, что ответчику передана в аренду лишь часть помещений, расположенных в здании. Истцом не устанавливалось и в материалах дела отсутствуют пояснения и доказательства, каким образом используется (либо не используется) оставшаяся часть здания. Отсутствуют в материалах дела и доказательства того, что контейнер, указанный в акте осмотра, используется исключительно ответчиком и принадлежит ему. Не установлено, на каком земельном участке расположен контейнер и кто является собственником земельного участка (земельный участок для эксплуатации здания либо места общего пользования).
Анализируя вышеизложенные условия договора, суд правомерно не усмотрел обязанности ответчика организовать контейнерную площадку, а именно: включить контейнерную площадку в соответствии с Порядком N 285 в реестр мест накопления ТКО, а также организовать место накопления ТКО в соответствии с Правилами благоустройства и санитарными правилами. Эксплуатационная ответственность, на которую ссылается истец, предусматривает лишь обеспечение вывоза ТКО.
Истцом не приведено правового обоснования, почему контейнерная площадка должна быть организована лишь для части арендуемых ответчиком помещений и каким образом должно производиться согласование мест накопления отходов для тех частей здания, которые не переданы ответчику в аренду.
Пунктом 10.11.5 Правил благоустройства на арендодателя возлагаются лишь ответственность и контроль за сбором твердых коммунальных отходов в месте их сбора и уборкой мест сбора.
Поскольку истцом не представлено правового обоснования и доказательств того, что именно на ответчика возложена обязанность по организации мест накопления ТКО для здания, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Урицкого, д.1, корп. 1, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 апреля 2021 года по делу N А05-689/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-689/2021
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Три А"
Третье лицо: ООО "Парус"