г. Москва |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А40-199990/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 марта 2021 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-199990/20, принятое по исковому ООО "КРЦ "Эфко-Каскад" (ОГРН 1043106500601) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) о взыскании пени в размере 145 677 руб. 96 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КРЦ "Эфко-Каскад" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени в размере 145 677 руб. 96 коп.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 23.10.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.03.2021 иск удовлетворен частично.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 16.03.2021 изменить, уменьшить размер взыскиваемых пеней до 74 160 руб. 40 коп.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что имеются основания для изменения решения суда от 16.03.2021 на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "КРЦ "ЭФКО-Каскад" (далее по тексту - истец) и ОАО "РЖД" (далее по тексту - ответчик) 16.07.2004 года был заключен договор об организации перевозок грузов и централизованных расчетах N 1092/04 (далее по тексту - Договор), в соответствии с которым регулируются взаимоотношения Заказчика и Дороги по организации перевозки грузов Заказчика и порядок централизованных расчетов за оказанные услуги по договору.
ОАО "РЖД", являясь перевозчиком, нарушало нормативный срок доставки в июле-августе 2020 года, что подтверждается прилагаемыми транспортными накладными.
Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, а при отсутствии таких сроков, в разумный срок.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона РФ N 18-ФЗ от 10 января 2003 года "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов". Расчетная дата истечения срока доставки грузов определяется на основании "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" утвержденных Приказом Минтранса России N 245 от 07.08.2015 г. (далее - Правила).
За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за доставку каждого вагона за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются полными), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 Устава), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч.1 ст. 29 Устава обстоятельств.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.08.2019 N 266-ФЗ "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" внесены в часть первую статьи 97 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" изменения.
В силу части 1 ст. 97 Устава, в редакции, вступившей в силу 02.08.2019, пени за просрочку доставки уплачиваются в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
Общий размер пени по спорным накладным составил 145 677 рублей 96 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена претензия, которую ответчик оставил без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что факт нарушения ответчиком сроков доставки вагонов подтвержден материалами дела, удовлетворил заявленные требования частично, удовлетворив ходатайство ответчика, и применил положение ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, снизив размер взыскиваемых пеней.
Изучив доводы апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца о взыскании пеней по вагонам N N 52606555, 52037314, 52050127, 52433265 в связи со следующим.
Согласно п. 14 Правил N 245 порожние вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с настоящими Правилами) порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя.
По железнодорожным накладным N N ЭИ210465, ЭИ457120 перевозились вагоны N N 52606555 (срок доставки истекал 13.08.2020), 52037314, 52050127, 52433265 (срок доставки истекал 18.08.2020), однако указанные вагоны прибыли на станцию назначения по досылочным ведомостям 13.08.2020 и 18.08.2020, соответственно, о чем грузополучатель был уведомлен.
Истцом не правильно исчислена дата доставки согласно п. 14 Правил. Вагоны по накладным, указанным выше, прибыли на станцию назначение в срок, что подтверждается календарными штемпелями.
Таким образом, требование о взыскании пеней в размере 42 339 руб. 60 коп. удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенные обстоятельства, требования истца по иным 19 вагонам правомерны, решение в этой части законно и обоснованно.
Суд апелляционной инстанции соглашается с применением судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и признанием размера пени несоразмерным последствиям нарушенного ответчиком обязательства по основаниям, приведенным в обжалуемом решении суда, поэтому пени подлежат уменьшению до 74 160 руб. 40 коп.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом произведенного судом зачета встречных требований сторон по госпошлине, с истца в пользу ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 266 руб.00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 марта 2021 года по делу N А40-199990/20 изменить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КРЦ "Эфко-Каскад" (ОГРН 1043106500601) пени в размере 74 160 (семьдесят четыре тысячи сто шестьдесят) руб. 40 копеек.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "КРЦ "Эфко-Каскад" (ОГРН 1043106500601) в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) 266 (двести шестьдесят шесть) руб. 00 коп. - в возмещение расходов по госпошлине.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-199990/2020
Истец: ООО "КООРДИНИРУЮЩИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ЭФКО - КАСКАД", ООО "КРЦ "ЭФКО-Каскад"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"