г. Санкт-Петербург |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А42-9805-2/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.
при участии:
от кредитора: не явился, извещен,
от должника: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19243/2021) общества с ограниченной ответственностью "Комплекс жилищно-коммунального хозяйства" на определение Арбитражного суда Мурманской области от 14.05.2021 по делу N А42-9805-2/2020, принятое
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице МИФНС России N 9 по Мурманской области о включении требования в реестр требований кредиторов должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Комплекс жилищно-коммунального хозяйства"
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 30.11.2020 возбуждено производство по делу о признании общества с ограниченной ответственностью "Комплекс жилищно-коммунального хозяйства" (далее - должник, ООО "Комплекс ЖКХ") несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2021 (резолютивная часть от 27.01.2021) в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Климов Е.А. Сообщение о введении процедуры наблюдения и установлении срока для предъявления требований кредиторов опубликовано в официальном органе - газете "Коммерсантъ" от 06.02.2021 N 21 на стр. 139 (номер публикации 77033567213).
04.03.2021 Федеральная налоговая служба в лице МИФНС России N 9 по Мурманской области (далее - кредитор, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о включении требования в размере 5 455 183 руб. 57 коп., их них: во вторую очередь - 3 879 861 руб. 13 коп. основной долг, в третью очередь 1 575 322 руб. 44 коп., в том числе 498 659 руб. 86 коп. задолженность по налогам, взносам, 938 483 руб. 35 коп. пени, 138 179 руб. 23 коп. штрафные санкции в реестр требований кредиторов должника.
Определением от 14.05.2021 заявление уполномоченного органа удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, должник обратился с апелляционной жалобой, просит определение отменить, в удовлетворении заявления отказать до окончания проведения всех следственных мероприятий. В обоснование апелляционной жалобы должник ссылается на следующие обстоятельства. В отношении кредитора проводятся следственные мероприятия, уполномоченный орган предоставляет недостоверные сведения о задолженности для включения в реестр требований кредиторов должника.
От кредитора поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что за должником числится задолженность перед бюджетом в размере 5 455 183 руб. 57 коп.
Основанием возникновения указанной задолженности является неисполнение обязанности по уплате:
1. НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент:
- недоимка в общей сумме 830 669 руб. 11 коп. за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год 2016 г. согласно уточненным расчетам сумм НДФЛ, представленным в налоговый орган должником 02.08.2019;
- недоимка в общей сумме 891 605 руб. за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год 2017 г. согласно уточненным расчетам сумм НДФЛ, представленным в налоговый орган должником 07.08.2019;
- недоимка в общей сумме 902 руб. за 2018 г. согласно уточненному расчету сумм НДФЛ, представленному в налоговый орган должником 30.07.2019;
- недоимка в общей сумме 484 633 руб. 30 коп. за полугодие, 9 месяцев и год 2019 г. согласно первичным расчетам сумм НДФЛ;
- недоимка в общей сумме 471 959 руб. 05 коп. за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2020 г. согласно первичным расчетам сумм НДФЛ;
- пени за неуплату вышеперечисленных недоимок в общей сумме 762 467 руб. 29 коп.;
- по решениям о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 839 от 30.12.2020, N 700 от 21.10.2020, N 423 от 07.07.2020, N 269 от 24.03.2020, N 374 от 17.06.2019, N 7 от 14.01.2020, N 2 от 14.01.2020, N6 от 14.01.2020, N 5 от 14.01.2020, N 4 от 14.01.2020, N 624 от 16.09.2019, N 483 от 09.08.2019, N 890 от 21.11.2019 на общую сумму штрафов 136 929 руб. 23 коп.
2. Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в т.ч. минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации):
- недоимка в сумме 50 102 руб. 94 коп. за 2019 г. согласно декларации по УСН, представленной должником в налоговый орган;
- пени за неуплату данной недоимки в общей сумме 3 954 руб. 42 коп.
3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017:
- недоимка в общей сумме 391 829 руб. 83 коп. за 9 месяцев и год 2019 г. согласно представленным должником в налоговый орган расчетам по страховым взносам;
- недоимка в общей сумме 808 262 руб. 84 коп. за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2020 г. согласно представленным должником в налоговый орган расчетам по страховым взносам;
- пени за неуплату данной недоимки в общей сумме 129 457 руб. 90 коп.
4. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017:
- недоимка в общей сумме 10 282 руб. 71 коп. за 2019 г. согласно представленным должником в налоговый орган расчетам по страховым взносам;
- недоимка в общей сумме 85 783 руб. 55 коп. за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2020 г. согласно представленным должником в налоговый орган расчетам по страховым взносам;
- пени за неуплату данной недоимки в общей сумме 8 755 руб. 93 коп.
5. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017:
- недоимка в общей сумме 123 265 руб. 29 коп. за 9 месяцев и год 2019 г. согласно представленным должником в налоговый орган расчетам по страховым взносам;
- недоимка в общей сумме 190 951 руб. 97 коп. за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2020 г. согласно представленным должником в налоговый орган расчетам по страховым взносам;
- пени за неуплату данной недоимки в общей сумме 33 412 руб. 38 коп.
6. Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01.01.2020, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 г.:
- штраф в сумме 1 250 руб. на основании решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение N 1 от 26.12.2019 за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике.
7. Страховые взносы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- недоимка в общей сумме 38 273 руб. 40 коп. за полугодие и 9 месяцев 2020 г. согласно пакету документов ГУ - Мурманское региональное отделение ФСС РФ от 10.02.2021 N 16-08/5116-1250 недоимка по страховым взносам;
- пени за неуплату данной недоимки в общей сумме 435 руб. 43 коп.
Задолженность по налогам, пени и штрафам является задолженностью, возникшей в 2019-2020 гг. на основании представленной должником в налоговый орган налоговой отчетности (в том числе уточненной налоговой отчетности по НДФЛ за предыдущие 2016-2018 гг.).
Задолженность по налоговым платежам, пени и штрафам, возникшей у должника в 2016-2018 гг. и признанной судом по делу N А42-136/2018 безнадежной ко взысканию, не включена в заявление уполномоченного органа о включении требования в реестр, т.к. списана согласно решению налогового органа от 22.05.2019 N 39.
Поскольку задолженность не уплачена, уполномоченный орган обратился с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов должника.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами должника понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 указанной статьи 46 должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве, для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с разъяснениями в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При рассмотрении заявления о включении требования в реестр требований кредиторов арбитражный суд на основании исследования и оценки представленных доказательств устанавливает наличие правовых оснований для возникновения денежного обязательства должника, его обоснованность и размер.
Требование уполномоченного органа в сумме 5 455 183 руб. 57 коп. является обоснованным, подтверждено мерами взыскания, и правомерно включено в реестр требования кредиторов должника.
Довод должника о том, что текущими платежами являются платежи, возникшие с 01.02.2021.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Определение о принятии заявления и возбуждении производство по делу N А42-9805/2020 о несостоятельности (банкротстве) должника вынесено Арбитражным судом Мурманской области 30.11.2020.
ООО "Комплекс ЖКХ" в январе 2021 г. представило расчет по страховым взносам за 2020 г., согласно которому начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии платежи за 4 квартал 2020 г. в общей сумме 193 454 руб. 01 коп., в т.ч.: по срокам уплаты 16.11.2020 - 63 139 руб. 82 коп., 15.12.2020 - 63 529 руб. 61 коп., 15.01.2021 - 66 784 руб. 58 коп.
В соответствии с вышеизложенным, днем окончания налогового периода по страховым взносам за 4 квартал 2020 г. является 31.12.2020. Следовательно, указанные платежи являются текущими платежами, не подлежат включению в реестр требований кредиторов и взыскиваются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации в установленном порядке.
В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации должнику направлено требования об уплате указанных страховых взносов и пени от 05.02.2021 N 586 на всю сумму задолженности.
В связи с неисполнением требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа от 05.02.2021 N 586 в установленные сроки налоговым органом правомерно в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение о взыскании налогов (сборов), страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счета налогоплательщика в банках от 19.03.2021 N 311 и выставлены инкассовые поручения от 19.03.2021 N 1056, N 1059, N 1062. Указанные инкассовые поручения исполнены в общей сумме 193 454 руб. 01 коп.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах следует признать, что нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи, с чем у апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого определения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Мурманской области от 14.05.2021 по делу N А42-9805-2/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9805/2020
Должник: ООО "КОМПЛЕКС ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Кредитор: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ", МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Мурманск-лифт Юг"
Третье лицо: Климов Евгений Александрович, НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Северная Столица", ОСП г. Полярные Зори, Тимофеева Майя Валерьевна, Управление по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19243/2021