г. Москва |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А40-191612/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи: Тетюка В.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2023, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-191612/23,
по исковому заявлению ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СМУ-59"
к ФОНДУ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ
о взыскании 466 892,44 рублей
Без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании ответчика в пользу истца задолженности по договору на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома от 06.06.2019 N КР-004065-19 в размере 423 935 руб. 58 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 42 956 руб. 86 коп. за период с 24.12.2021 по 21.08.2023, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму долга 423 935,58 руб., начиная со 22.08.2023 по день фактической оплаты долга, исходя из размера ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 07.09.2023 г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ обратился с апелляционной жалобой, в которой считает обжалуемый акт незаконным и необоснованным, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В своей жалобе заявитель указывает, что исковые требования заявлены неправомерно, поскольку работы генподрядчиком не выполнены в размере, предусмотренном договором, и не предъявлены к приемке в порядке, предусмотренном договором, не представлено доказательств направления заказчику надлежаще оформленной в полном объеме отчетной документации, в связи с нарушением сроков выполнения работ заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства размещено на официальном сайте https://kad.arbitr.ru/, что является надлежащим извещением в силу статей 121, 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ без вызова сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы (заказчик) и строительной организацией ООО "СМУ-59" (генподрядчик) по результатам проведенного аукциона заключен договор от 06.06.2019 N КР-004065-19 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома ЮЗАО г. Москвы по адресу: Ленинский проспект, д.93, к. 3.
В соответствии с предметом данного договора (п.2.1) генподрядчик, по поручению заказчика принял на себя обязательства в соответствии с Техническим заданием и проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Графиком производства и стоимости работ, по адресу: Ленинский просп. 93 к. 3, включая выполнение строительно-монтажных работ на Объекте, сооружение и демонтаж временных зданий и сооружений, поставку Материалов, Изделий, Конструкций, Оборудования, своевременное устранение недостатков (дефектов), сдачу выполненных работ по системе (элементу) здания по Акту приемки выполненных работ но элементу (системе) здания, сдачу Объекта по Акту приемки выполненных работ по Объекту, выполнение обязательств в течение Гарантийного срока, выполнение иных, неразрывно связанных работ. Заказчик обязался оплатить выполненные Генподрядчиком работы в порядке и сроки, предусмотренные Договором.
Таким образом, заключенный между сторонами договор, в соответствии с предметом договора, а также пунктами 1.6, 7.5 договора, предусматривал поэтапную (по системе, элементу здания) сдачу и оплату выполненных работ согласно разделам проектно-сметной документации (далее - ПСД) в соответствии.
Согласно пунктам 2.1. и 6.1.2 договора, работы по договору производились иждивением подрядчика, с возможным привлечением субподрядных организаций.
Договор заключен сроком до 01.04.2020 (п. 13.1 договора).
Дополнительным соглашением N 3 к данному договору от 18.11.2019 его действие было продлено до 31.12.2020 г., а затем, дополнительным соглашением от 24.12.2020 N 4 - до 31.12.2021.
Общая стоимость всех работ (цена договора), согласно п.3.1., составила 44 551 618 руб. 43 коп., и определялась на основании расчета (-ов) стоимости работ с приложением локальных смет по объектам/системам с учетом процента снижения, установленного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (протокол от 17.05.2019 N 027300000011900534). В указанную стоимость были включены все затраты генподрядчика, так или иначе связанные с выполнением полного комплекса работ на Объекте.
Согласно графика производства и стоимости работ и расчета стоимости работ в состав работ по договору от 06.06.2019 N КР-004065-19 были включены, в том числе, работы по капитальному ремонту крыши, фасада здания и подъездов дома. На проведение данных работ было указано и в техническом задании к договору.
Сметная стоимость работ по ремонту крыши, с учетом тендерного снижения, согласно Приложения N 7 "Расчет стоимости работ", составила 306 7895 руб. 91 коп., в том числе стоимость непредвиденных работ - 67 212 руб. 09 коп. Перечень и объем строительно-монтажных работ по данному этапу работ, а также их стоимость были отражены в Исполнительной смете N 5 "Ремонт крыши" от 15.11.2019 г., являющейся неотъемлемой частью указанного договора.
В перечень работ, предусмотренных Исполнительной сметой N 5 "Ремонт крыши" были включены, в том числе, ремонт (замена) дверей и решеток крыши. Согласно Приложения N 2 к Техническому заданию на 3-м этапе ремонта крыши надлежало произвести ремонт выходов на кровлю, помещении выходов чердачного помещения.
Однако, при выполнении строительно-ремонтных работ по этапу (элементу, системе) "ремонт крыши" выяснилось, что проектно-сметная документация данного этапа работ имеет недостатки, заключающиеся в том, что не все объемы работ, необходимые для проведения капитального ремонта крыши, включены в проектно-сметную документацию. Так, крыша ремонтируемого объекта имеет всего 24 выхода, оформленных металлическими дверями: 12 выходов непосредственно на кровлю и 12 выходов - на чердачное помещение крыши. Техническое задание предусматривало ремонт всех выходов крыши, без исключения. Вместе с тем, в сметную стоимость работ по данному этапу в разделе: "ремонт (замена) дверей и решеток" вместо замены 22 металлических дверей (люков), обеспечивающих входы (выходы) помещений крыши, были ошибочно включены только 10. Т.е. работы по замене (ремонту) дверей (люков), выходящих на чердачное помещение крыши ошибочно в Исполнительную смету N 5 не были внесены.
Между тем, проведение капитального ремонта кровли здания, требовало замены всех дверей, в том числе и выходящих на чердак, что следовало и из технического задания. Без проведения данных работ, прием этого этапа работ был невозможен, эксплуатация чердачного помещения не обеспечивалась. В связи с чем, в соответствии с заданием Заказчика, истцом была произведена замена всех дверей (люков) крыши ремонтируемого объекта, включая люков чердачного помещения.
Стоимость работ по замене металлических дверей (люков), выходящих на чердачное помещение крыши, согласно КС-2 составила 177 869 руб. 33 коп.
Поскольку стоимость работ по установке дверей (люков) на чердачное помещение была выше стоимости непредвиденных работ, предусмотренных ПСД по данному разделу, а все выполненные Генподрядчиком работы по капитальному ремонту крыши значительно превысили их проектную стоимость, то исходя из позиции ФКР Москвы, данный этап работ был закрыт без работ по установке 12 металлических дверей чердачного помещения. При этом сторонами, по предложению ФКР Москвы, было согласовано, что прием и оплата данных работ будет произведена по окончании выполнения всех работ на Объекте, после подписания дополнительного соглашения к вышеназванному договору, в котором будут урегулированы все вопросы и выявленные в ПСД недостатки, включая изложенный.
Проектно-сметная документация заключенного между сторонами договора от 06.06.2019 N КР-004065-19 предусматривала также проведение капитального ремонта подъездов многоквартирного дома ЮЗАО г. Москвы по адресу: Ленинский проспект, д.93, к. 3., общей сметной стоимостью, согласно Приложения N 7 "Расчет стоимости работ", 1 980 251 руб. 66 коп.
Согласно локальной сметы N 5 "Капитальный ремонт подъездов МКД" в перечень работ, предусмотренных данным этапом, были включены работы по разборке дверных проемов и установке металлических дверей для подъездов.
В целях минимизации затрат, связанных с доставкой и монтажом дверей, металлические двери для подъездов, рекомендованные ФКР Москвы, были приобретены истцом одновременно с дверями для других этапов работ, и были установлены при выполнении работ по ремонту фасада дома после демонтажа старых дверей. Всего в рамках замены дверей в подъездах домов были проведены работы по демонтажу и установке 6 металлических (тамбурных) дверей. Стоимость данных работ (без учета ВзиС и НДС) составила 215 675 руб. 90 коп.
Однако, поскольку иные работы по разделу ПСД "Ремонт подъездов" не были произведены, то исходя из условий договора о поэтапной сдачи работ, работы по установке тамбурных дверей после их завершения не были включены в акты выполненных работ по форме КС-2 и, следовательно, не были оплачены Заказчиком.
Вместе с тем, результаты работ по установке тамбурных дверей в подъездах жилого дома по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д.93, к. 3, а также работ по установке дверей (люков) чердачного помещения данного дома, имеют для Заказчика и жильцов дома потребительскую ценность, фактически приняты Заказчиком и используются жильцами дома и его коммунальными службами вплоть до настоящего времени Москвы. Замечаний по объему и качеству выполненных работ ни Заказчик, ни жильцы дома не имеют.
Общая стоимость работ по установке тамбурных дверей в количестве 6 шт, и чердачных дверей (люков) в количестве 12 шт, выполненных ООО "СМУ 59" при проведении капитального ремонта указанного дома по договору N КР-004065-19 от 06.06.2019 г., согласно акта выполненных работ по форме КС-2, с учетом ВзиС, НДС 20 % и тендерного снижения, составила 423 935 руб. 58 коп.
Однако, данные работы, фактически принятые Заказчиком и используемые потребителем, вплоть по настоящее время остаются неоплаченными.
После выполнения указанных выше работ по установке дверей, в связи с выявлением иных недостатков ПСД и значительным, не предполагаемым при заключении договора, ростом цен на строительные материалы, сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору, датированное 03.12.2021 г., которым из договора были исключены работы по ремонту подъездов и внутридомовых инженерных систем водоотведения.
В связи с чем, по завершению работ по указанному выше договору, ООО "СМУ 59" направило в адрес ФКР Москвы письмо от 09.12.2021 N 50 об оплате работ по установке тамбурных и чердачных дверей с приложением акта о приемки выполненных работ по форме КС-2 N 12 от 09.12.2021 и иных документов. Однако, в подписании данного акта и оплате выполненных работ истцу было отказано.
После неоднократных обращений истца в адрес ответчика, 12.05.2022 года Фондом капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы по факту выполнения ООО "СМУ-59" указанных выше работ было организовано комиссионное обследование с участием представителей заказчика, генподрядчика, филиала РАУ "Мосжил НИИ проект", ГБУ "Жилищник района Ломоносовский", ООО ПСК "Стройсфера" и председателя совета многоквартирного дома. В составленном по итогам комиссионного обследования акте от 12.05.2022 г. факт установки ООО "СМУ-59" 6 металлических тамбурных дверей и 12 входных люков на чердачное помещение был установлен и подтвержден подписями всех участников осмотра. Замечаний по объему и качеству выполненных работ комиссией не выявлено. Однако, даже после составления данного акта, ФКР Москвы оплатить указанные работы отказывается, ссылаясь на их отсутствие в ПСД после заключения дополнительного соглашения к договору от 03.12.2021 г.
Истцом, неоднократно с целью досудебного урегулирования спора, в адрес ответчика направлялись претензии: от 22.12.2021 N 56, от 11.03.2022 N 05 об оплате указанных работ.
Ответчик в досудебном порядке задолженность не оплатил, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 711 ГК РФ сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работы является основанием для возникновения у Заказчика обязательства по оплате выполненных работ.
В соответствии со ст. 753 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В силу п. 2 ст. 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
В соответствии с п. 3 ст. 720 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
В соответствии с п. 1 ст. 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Вместе с тем, ответчик, несмотря на получение документов на оплату, оплату задолженности не произвел. Мотивированный отказ от подписания не направил. Иного из представленных в материалы дела доказательств не следует.
В связи с изложенным, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты задолженности в полном объеме, а также не представление возражений против суммы задолженности ответчиком, требования о взыскании задолженности в заявленном размере подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 42 956 руб. 86 коп. за период с 24.12.2021 по 21.08.2023
В соответствии с п. 3.6 договора оплата выполненных работ производится в течение 10 дней (без учета выходных и праздничных дней) после предоставления генподрядчиком надлежаще оформленных документов.
Акт выполненных по форме КС-2 N 12 на выполнение работ был предъявлен ответчику 09.12.2021 г. Следовательно, с учетом п.3.6 договора оплата работ должна быть произведена не позднее 23.12.2021 г.
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств, независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском Кодексе Российской Федерации).
Таким образом, исходя из смысла ст. 395 ГК РФ, истец вправе требовать уплаты неустойки за период с 31.01.2023 по день фактического исполнения обязательства (с учетом правовой позиции, приведенной в п. 48 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Ответчик контррасчет процентов не представил, о применении ст. 333 ГК РФ не заявил.
Расчет истца судом проверен и признан верным. Принимая во внимание изложенное, требование истца о взыскании процентов подлежит удовлетворению в полном объеме.
Довод заявителя апелляционной жалобы о невыполнении работ, предусмотренных договором от 06.06.2019 N КР-004065-19, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, а выводы суда о выполнении истцом данных работ являются законными и обоснованными.
Спорными по настоящему делу являются работы по установке 12 металлических дверей (люков) кровли, выходящих на чердачное помещение и 6 тамбурных дверей подъездов дома, выполненных истцом и предъявленных ко взысканию на основании акта о приемки выполненных работ по форме КС-2 N 12 от 09.12.2021.
Указанные работы были произведены истцом в рамках исполнения обязательств по договору N КР-004065-19 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома ЮЗАО г.Москвы по адресу: Ленинский проспект, д.93, к. 3., заключенному сторонами по результатам аукциона 06.06.2019 г.
В соответствии с предметом данного договора (п.2.1) Генподрядчик, по поручению Заказчика принял на себя обязательства в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 8) и проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Графиком производства и стоимости работ (Приложение N 1), по адресу: Ленинский просп. 93 к.З, включая выполнение строительно-монтажных работ на Объекте, сооружение и демонтаж временных зданий и сооружений, поставку Материалов, Изделий. Конструкций, Оборудования, своевременное устранение недостатков (дефектов), сдачу выполненных работ по системе (элементу) здания по Акту приемки выполненных работ но элементу (системе) здания, сдачу Объекта по Акту приемки выполненных работ по Объекту, выполнение обязательств в течение Гарантийного срока, выполнение иных, неразрывно связанных работ. Заказчик обязался оплатить выполненные Генподрядчиком работы в порядке и сроки, предусмотренные Договором.
Согласно Графика производства и стоимости работ (приложение N 1) и Расчета стоимости работ (приложение N 7) в состав работ по договору N КР-004065-19 от 06.06.2019 были включены, в том числе, работы по капитальному ремонту крыши, фасада здания и подъездов дома, к которым относятся и спорные работы. На проведение данных работ было указано и в Техническом задании к договору (Приложение N 8).
Перечень и объем строительно-монтажных работ по ремонту системы (элемента) "ремонт крыши", а также их стоимость были отражены в Исполнительной смете N 5 "Ремонт крыши" от 15.11.2019 г., являющейся неотъемлемой частью указанного договора.
В перечень работ, предусмотренных Исполнительной сметой N 5 "Ремонт крыши" были включены, в том числе, ремонт (замена) дверей и решеток крыши. Согласно Приложения N 2 к Техническому заданию на 3-м этапе ремонта крыши надлежало произвести ремонт выходов на кровлю, помещений выходов чердачного помещения. Каких-либо изъятий в выполнении капитального ремонта кровли, ни проектно-сметная документация, ни условия договора и дополнительных соглашений к нему, - не предусматривали. Поэтому истцом, в соответствии с Техническим заданием и Исполнительной сметой был произведен полный капитальный ремонт кровли.
Однако, в ходе выполнения строительно-ремонтных работ по этапу (элементу, системе) "ремонт крыши" были выявлены недостатки и ошибки, допущенные в проектно-сметной документации, заключающиеся в том, что не все работы по капитальному ремонту данного этапа были учтены при расчете сметной стоимости работ. Так, крыша ремонтируемого объекта имеет всего 24 выхода, оформленных металлическими дверями: 12 выходов непосредственно на кровлю и 12 выходов - на чердачное помещение крыши. Техническое задание предусматривало ремонт всех выходов крыши, без исключения. Вместе с тем, в сметную стоимость работ по данному этапу в разделе: "ремонт (замена) дверей и решеток" вместо замены 24 металлических дверей (люков), обеспечивающих входы (выходы) помещений крыши, были ошибочно включены только 12. Т.е. в сметную стоимость работ, отраженных в Исполнительной смете N 5 работы по замене (ремонту) 12 дверей (люков), выходящих на чердачное помещение крыши ошибочно не были включены.
Между тем, проведение капитального ремонта кровли здания, требовало замены всех дверей, в том числе и выходящих на чердак. Без проведения данных работ, прием этого этапа работ был невозможен, поскольку эксплуатация чердачного помещения не была бы обеспечена.
В связи с чем, исходя из технического задания, предусматривающего выполнение полного объема работ по ремонту кровли без каких-либо изъятий, а также учитывая техническую и потребительскую необходимость замены всех дверей, истцом, с согласия Заказчика, была произведена замена всех дверей (люков) крыши ремонтируемого объекта, включая люков чердачного помещения. Сами двери (люки) были выбраны на основании указаний Заказчика.
Стоимость работ по замене металлических дверей (люков), выходящих на чердачное помещение крыши, согласно КС-2 составила 177869,33 руб. (без учета ВзиС и НДС).
Сметная стоимость работ по ремонту крыши, с учетом тендерного снижения, согласно Приложения N 7 "Расчет стоимости работ", составила 3067895,91 руб., в том числе стоимость непредвиденных работ - 67 212,09 руб.
Поскольку стоимость работ по установке дверей (люков) на чердачное помещение, ошибочно не включенных в сметную стоимость работ по этапу (элементу, системе) "ремонт крыши", была выше стоимости непредвиденных работ, предусмотренных ПСД по данному разделу, а все выполненные Генподрядчиком работы по капитальному ремонту крыши значительно превысили их проектную стоимость, то исходя из позиции ФКР Москвы, данный этап работ был закрыт без учета работ по установке 12 металлических дверей чердачного помещения. При этом сторонами, по предложению ФКР Москвы, было согласовано, что прием и оплата данных работ будет произведена по окончании выполнения всех работ на Объекте, после подписания дополнительного соглашения к вышеназванному договору, в котором будут урегулированы все вопросы и выявленные в ПСД недостатки, включая изложенный выше.
Работы по капитальному ремонту крыши, выполненные истцом, были приняты Заказчиком без каких-либо замечаний и возражений.
Проектно-сметная документация заключенного между сторонами договора N КР-004065-19 от 06.06.2019 предусматривала также проведение капитального ремонта подъездов многоквартирного дома ЮЗАО г.Москвы по адресу: Ленинский проспект, д.93, к. 3., общей сметной стоимостью, согласно Приложения N 7 "Расчет стоимости работ", 1980251,66 руб.
Согласно локальной сметы N 5 "Капитальный ремонт подъездов МКД" в перечень работ, предусмотренных данным этапом, были включены работы по разборке дверных проемов и установке металлических дверей для подъездов.
В целях минимизации затрат, связанных с доставкой и монтажом дверей, металлические двери для подъездов, рекомендованные ФКР Москвы, были приобретены истцом одновременно с дверями для других этапов работ, и были установлены при выполнении работ по ремонту фасада дома после демонтажа старых дверей. Всего в рамках замены дверей в подъездах домов были проведены работы по демонтажу и установке 6 металлических (тамбурных) дверей. Стоимость данных работ (без учета ВзиС и НДС) составила 215675,9 руб.
Поскольку условия договора (пункты 2.1, 1.6, 7.5) предусматривали возможность лишь поэтапной сдачи работ, а иные работы по разделу ПСД "Ремонт подъездов", кроме замены тамбурных дверей, не были произведены, то данные работы не были предъявлены к принятию в момент их завершения. Принятие работ по замене тамбурных дверей, выполненных ранее других работ по (элементу, системе) "ремонт подъездов" было отложено, в соответствии с условиями договора о поэтапной сдаче работ, до завершения всех работ данного этапа.
Однако, впоследствии, т.е. после выполнения указанных выше работ по установке тамбурных и чердачных дверей, в связи с выявлением иных недостатков ПСД и значительным, не предполагаемым при заключении договора, ростом цен на строительные материалы, сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору, датированное 03.12.2021, которым из договора были исключены работы по ремонту подъездов и внутридомовых инженерных систем водоотведения, не выполненные к тому моменту.
В связи с заключением указанного соглашения, все работы по договору N КР-004065-19 от 06.06.2019 по факту были завершены. Поэтому ООО "СМУ 59" письмом N 50 от 09.12.2021 направило в адрес ФКР Москвы акт о приемки выполненных работ по установке тамбурных и чердачных дверей по форме КС-2 N 12 от 09.12.2021, с приложением требуемых для принятия работ документов.
Общая стоимость работ по установке тамбурных дверей в количестве 6 шт., и чердачных дверей (люков) в количестве 12 шт., выполненных ООО "СМУ 59" при проведении капитального ремонта указанного дома по договору N КР-004065-19 от 06.06.2019, согласно акта выполненных работ по форме КС-2 N 12 от 09.12.2021, с учетом ВзиС, НДС 20 % и тендерного снижения, составила 423935,58 руб.
20.12.2021 акт о приемки выполненных работ по установке тамбурных и чердачных дверей по форме КС-2 N 12 от 09.12.2021 с приложением надлежаще оформленной и в полном объеме отчетной документации, были загружены в систему капитального ремонта "БАРС".
Данные работы, отраженные в акте по форме КС-2 N 12 от 09.12.2021, имеют для Заказчика и жильцов дома потребительскую ценность, фактически приняты Заказчиком и используются жильцами дома и его коммунальными службами вплоть до настоящего времени Москвы. Замечаний по объему и качеству выполненных работ ни Заказчик, ни жильцы дома не имеют.
После неоднократных обращений истца в адрес ответчика, 12.05.2022 Фондом капитального ремонта многоквартирных домов г.Москвы по факту выполнения ООО "СМУ-59" указанных выше работ было организовано комиссионное обследование с участием представителей заказчика, генподрядчика, филиала РАУ "Мосжил НИИ проект", ГБУ "Жилищник района Ломоносовский", ООО ПСК "Стройсфера" и председателя совета многоквартирного дома.,
В составленном по итогам комиссионного обследования акте от 12.05.2022 факт установки ООО "СМУ-59" 6 металлических тамбурных дверей и 12 входных люков на чердачное помещение был установлен и подтвержден подписями всех участников осмотра. Замечаний по объему и качеству выполненных работ комиссией не выявлено.
Факт выполнения ООО "СМУ-59" спорных работ по установке тамбурных дверей и дверей (люков) на чердачное помещение, а также их эксплуатация жильцами дома, подтверждена также имеющимся в материалах дела письмом Председателя совета многоквартирного дома по адресу г.Москва, Ленинский проспект д.93 к.З от 03.08.2023 г.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о невыполнении ООО "СМУ-59 работ, стоимость которых была взыскана судом, на не предъявление данных работ к приемке, и не направление ответчику надлежаще оформленной в полном объеме отчетной документации, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доказательств обратного суду не представлено.
Довод ответчика, со ссылкой на судебную практику, о том, что спорные работы не были предъявлены к приемке в период действия договора, который, якобы был в одностороннем порядке, на основании уведомления N ФКР-ПИР-8744/22, расторгнут с 22.12.2022, подлежит отклонению в связи со следующим.
Договор на выполнение подрядных работ N КР-004065-19 от 06.06.2019 был заключен сроком до 01.04.2020 (п. 13.1 договора). Дополнительным соглашением N 3 к данному договору от 18.11.2019 г. его действие было продлено до 31.12.2020 г., а затем, дополнительным соглашением N 4 от 24.12.2020 - до 31.12.2021 г.
Акт о приемке спорных работ по форме КС-2 N 12 от 09.12.2021 г., выполненных истцом, был предъявлен Заказчику 09.12.2021, т.е. в период действия договора подряда N КР-004065-19 от 06.06.2019 г.
Расторжение договора с 22.12.2022, как утверждает ответчик, не опровергает факт выполнения спорных работ, их предъявление для принятия и оплаты в период действия договора N КР-004065-19 от 06.06.2019 г.
Доводы заявителя об иной судебной практике по делам А40-83433/2022 и А40-22968/2022 несостоятельны, поскольку данные дела основаны на иных, отличных от настоящего дела обстоятельствах. В указанных делах суды исходили из недоказанности выполнения работ и их предъявления в период действия спорных договоров.
Кроме того, применительно к настоящему делу, следует отметить, что уведомление N ФКР-ПИР-8744/22 от ФКР Москвы в адрес истца не поступало, доказательств обратного в материалах дела нет.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте п.7 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, если работы выполнены до согласования всех существенных условий договора подряда, но впоследствии сданы подрядчиком и приняты заказчиком, то к отношениям сторон подлежат применению правила о подряде и между ними возникают соответствующие обязательства.
Если стороны не согласовали какое-либо условие договора, относящееся к существенным, но затем своими действиями по исполнению договора и его принятию фактически выполнили такое условие, то стороны не вправе ссылаться на его незаключенность.
Кроме того, как разъяснил Верховный Суд РФ, незаключенность договора подряда не освобождает заказчика от оплаты фактически выполненных подрядчиком и принятых заказчиком работ, имеющих для последнего потребительскую ценность. В случае если результат выполненных работ находится у заказчика, у него отсутствуют какие-либо замечания по объему и качеству работ и их результат может им использоваться, незаключенность договора подряда не может являться основанием для освобождения заказчика от оплаты работ.
Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений Верховного суда РФ следует, что поскольку работы по установке тамбурных дверей и дверей (люков) на чердачное помещение были выполнены подрядной организацией, результат выполненных работ фактически принят заказчиком, имеет для него потребительскую ценность и у него отсутствуют какие-либо замечания по объему и качеству работ, результат работ передан потребителям - жильцам дома и используется ими на протяжении уже длительного времени, замечаний по качеству выполненных работ жильцами не предъявляется, то заказчик не вправе отказывать в оплате данных работ.
С учетом имеющихся доказательств по делу, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установлены по делу фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023 по делу N А40-191612/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191612/2023
Истец: ООО "СМУ-59"
Ответчик: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ