г. Челябинск |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А76-37246/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.05.2021 по делу N А76-37246/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Фортум" - Шаламов А.А. (доверенность от 07.08.2019, диплом), Обвинцев А.О. (доверенность от 11.05.2021), Стародубцев Д.В. (доверенность от 01.08.2019).
Публичное акционерное общество "Фортум" (далее - ПАО "Фортум", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление), выраженного в письме от 23.06.2020 N 09-05-36/11039, в рассмотрении обращения ПАО "Фортум" в выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для Челябинской ТЭЦ-1 в пределах лимитов на сбросы, обязать Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассмотреть обращение ПАО "Фортум" в выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для объекта II категории НВОС Челябинской ТЭЦ-1 филиала Энергосистема "Урал" ПАО "Фортум" сбросный выпуск N 1 в оз. Шелюгино (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции привлечено к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признан незаконным отказ Управления, выраженный в письме от 23.06.2020 N 09-05-36/11039, в рассмотрении обращения ПАО "Фортум" в выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для Челябинской ТЭЦ-1 в пределах лимитов на сбросы. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Фортум", рассмотреть с учетом обстоятельств, установленных решением суда по настоящему делу, обращение ПАО "Фортум" в выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для объекта II категории НВОС Челябинской ТЭЦ-1 филиала Энергосистема "Урал" ПАО "Фортум" сбросный выпуск N 1 в оз. Шелюгино.
Заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что полномочиями по выдаче разрешений на временные сбросы, временные выбросы Росприроднадзор не наделен, также не установлен порядок их выдачи. Аналогичные разъяснения на запрос заявителя даны Центральным аппаратом Росприроднадзора. Отмечает, что поскольку фактическая концентрация загрязняющих веществ соответствует нормативам допустимых сбросов, то отсутствует необходимость в выдаче испрашиваемого разрешения. Письмо, сообщающее заявителю об отсутствии у Управления полномочий по выдаче испрашиваемого разрешения, и воспроизводящее содержание действующих нормативных правовых актов, не может нарушать права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отзыве ПАО "Фортум" ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ПАО "Фортум" является эксплуатантом объекта II категории негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) Челябинской ТЭЦ-1, относящейся к филиалу общества Энергосистема "Урал".
15.05.2020 ПАО "Фортум" посредством электронной почты обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для Челябинской ТЭЦ-1 пределах лимитов на сбросы (т. 1, л.д. 7).
В ответ на указанное заявление Управление письмом от 23.06.2020 N 09-05-36/11039 сообщило о невозможности исполнения государственной услуги по выдаче разрешения на временные сбросы для объекта II категории НВОС, поскольку в настоящее время порядок выдачи разрешения на временные сбросы не определен, орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный представлять государственную услугу по выдаче указанного разрешения, не установлен, установление временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды (т. 1, л.д. 9).
В письме от 31.07.2020 N РК-74-17/2729 (зарегистрировано в Управлении 05.08.2020) ПАО "Фортум" в ответ на письмо от 23.06.2020 N 09-05-36/11039 направило Управлению обращением с повторной просьбой выдать разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты на основании ранее направленного заявления от 15.05.2020, приложив к указанному письму план мероприятий по охране окружающей среды (т. 1, л.д. 10).
В ответ на указанное обращение Управление письмом от 18.08.2020 N 09-05-36/13707 сообщило о невозможности исполнения государственной услуги по выдаче разрешения на временные сбросы для объекта II категории негативного воздействия на окружающую среду, поскольку в настоящее время порядок выдачи разрешения на временные сбросы не определен, орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный представлять государственную услугу по выдаче указанного разрешения, не установлен; пунктом 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ установлено, что с 01.01.2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов, НДС) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на сбросы), действующие в период реализации планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Таким образом, положения пункта 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ применимы к объектам НВОС, отнесенным к I категории. Следовательно, положения Порядка утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 469) и Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (утв. приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2) применимы только к выдаче разрешительных документов объектам НВОС, отнесенным к I категорий. Применять положения постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 следует в части, не противоречащей действующему законодательству (т. 1, л.д. 11).
Полагая, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ПАО "Фортум" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Управления полномочий по рассмотрению обращения ПАО "Фортум" о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для Челябинской ТЭЦ-1 в пределах лимитов на сбросы.
Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.
Указанной статьей Закона об охране окружающей среды определено также понятие временно разрешенных сбросов - это объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (часть 2 статьи 22 Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 22 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1). Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
В части 3 статьи 23 Закона N 7-ФЗ установлено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Закона N 7-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Как отмечается в письме Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 "О порядке выдачи временно разрешенных сбросов", в настоящее время порядок выдачи разрешений на временные выбросы находится в стадии разработки. При этом планы снижения сбросов загрязняющих веществ, разработанные до 01.01.2019, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды.
С учетом изложенного, до момента утверждения порядка выдачи временно разрешенных сбросов, выбросов при разработке временно разрешенных сбросов, выбросов разрешения на временно разрешенные сбросы, выбросы выдаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469, согласно которому при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с данной службой планов снижения таких сбросов.
Таким образом, в письме Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 подчеркивается, что в отсутствие разработанного порядка выдачи разрешений на временные сбросы, следует по аналогии руководствоваться положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469.
В силу изложенного, судом первой инстанции правомерно отклонен довод об отсутствии у Управления полномочий по выдаче временных разрешений, а также соответствующего порядка выдачи, как противоречащий действующему законодательству.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" предусмотрено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
При невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных со Службой планов снижения таких сбросов.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы регламентирован Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2 (далее - Административный регламент).
Административным регламентом определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно пункту 12 Административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего регламента (далее - разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм.куб), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м.куб в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты; в пределах лимитов на сбросы.
Согласно пункту 15 Административного регламента, если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.
В пункте 19 Административного регламента установлен перечень прилагаемых к заявлению документов, необходимых для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы:
согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно Приложению 3 к настоящему Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается);
отчет о выполнении указанного плана согласно Приложению 4 к настоящему Регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий;
предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в Управление в соответствии с формой заявления, предусмотренной пунктом 18 Административного регламента, приложив к заявлению необходимый пакет документов в соответствии с пунктами 18, 19 Административного регламента, который позволял Управлению рассмотреть обращение общества по существу.
Кроме того, 05.08.2020 ПАО "Фортум" в ответ на письмо от 23.06.2020 N 09-05-36/11039 дополнительно направило Управлению письмо с повторной просьбой выдать разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты на основании ранее направленного заявления от 15.05.2020, приложив к указанному письму план мероприятий по охране окружающей среды (т. 1, л.д. 10).
Поскольку в данном случае в отсутствие прямого законодательного регулирования, применяя положения Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469, Административного регламента, установлен факт подачи заявления с соблюдением пунктов 18, 19 Административного регламента, то у Управления отсутствовали основания для отказа в рассмотрении заявления общества, в связи с чем судом первой инстанции правомерно признан недействительным отказ Управления, выраженный в письме от 23.06.2020 N 09-05-36/11039, в рассмотрении обращения ПАО "Фортум" в выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для Челябинской ТЭЦ-1 в пределах лимитов на сбросы.
Довод Управления о том, что фактическая концентрация веществ и микроорганизмов сбрасываемых в составе сточных вод в озеро Шелюгино соответствует нормативам допустимых сбросов был предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонен со ссылкой на следующие обстоятельства.
Судом первой инстанции установлено, что о превышении концентрации допустимых веществ - меди и нефтепродуктов Управлению должно было быть известно как на основании представленных ранее обществом документов, так и по итогам проведенных в отношении общества проверок и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Так, обществом в отношении ЧТЭЦ-1 в 2018 году разработан и утвержден проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в сточных водах, сбрасываемых в озеро Шелюгино ЧТЭЦ-1.
На основании согласованного проекта Федеральным агентством водных ресурсов выдается приказ об утверждении нормативов допустимых сбросов. Приказом от 06.02.2019 N 22-НДС Нижне-Обского БВУ Федерального агентства водных ресурсов утверждены нормативы предельно-допустимого сброса для ПАО "Фортум", НДС утверждены до 06.02.2024.
Из материалов дела следует, что к заявлению о выдаче разрешения на временные сбросы веществ общество в составе приложения N 6 представило в Управление справку о фактическом сбросе загрязняющих веществ и микроорганизмов в оз. Шелюгино за 2019 год.
При этом, как установлено судом, в пункте 6.1 указанной справки в столбе 4 сводной таблицы - данные о фактической концентрации загрязняющих веществ, специалистом по экологической безопасности ПАО "Фортум" при подготовке указанных данных ошибочно поставлены данные, соответствующие приказу от 06.02.2019 N 22-НДС Нижне-Обского БВУ Федерального агентства водных ресурсов, в то время как из анализа фактических данных, приведенных в других столбцах указанной справки следует факт превышения показаний фактического сброса загрязняющих веществ - меди и нефтепродуктов (т. 1, л.д. 41-42).
За 2019 год обществом подана декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которой расчет суммы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты произведен с учетом сверх НДС по меди и нефтепродуктам. Расчет осуществлен с учетом норматива установленного Приказом от 06.02.2019 N 22-НДС Нижне-Обского БВУ, в соответствии с которым рассчитана сумма платы в пределах лимитов и сверхлимитные платежи, по которым осуществляется оплата сбора за негативное воздействие на окружающую среду.
Факт превышения концентрации веществ (меди и нефтепродуктам) дополнительно подтверждается данными производственного экологического контроля ЧТЭЦ-1 и отражается в соответствующих протоколах анализа сточных вод. При этом информация об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на ЧТЭЦ-1 в 2019 г. была предоставлена в Управление Росприроднадзора в виде отчета по установленной форме, при этом Управлением установлен факт превышении предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ по меди и нефтепродуктам на основании проведенного отбора проб и анализа качественных характеристик сточных вод ЧТЭЦ-1, а ПАО "Фортум" по указанному факту постановлением Управления от 20.03.2020 N 294-2020 было привлечено к административной ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Податель жалобы указывает, что рассматриваемый отказ нельзя признать нарушающим права заявителя, поскольку в нем разъяснялись положения законодательства.
Оценивая обстоятельства, связанные с нарушением оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Согласно части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1 ГК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Таким образом, право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
Содержание оспариваемого ответа позволяет суду прийти к выводу о том, что в рассмотрении заявления общества Управлением отказано, приведено нормативное обоснование, в то время как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 225 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", отсутствие разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ влечет применение повышенного коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также возможность привлечения общества к административной ответственности.
Следовательно, отсутствие рассмотрения заявления влечет для общества исчисление платы в повышенном размере и угрозу привлечения к административной ответственности, что является нарушением его прав и законных интересов при ведении предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200 и статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из предмета и основания, заявленных в иске (заявлении, поданном в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса).
Поскольку в рассмотрении заявления общества Управлением отказано, то судом первой инстанции в качестве способа защиты правомерно указано на обязание Управления рассмотреть заявление общества по существу и в установленные сроки.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.05.2021 по делу N А76-37246/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-37246/2020
Истец: ПАО "ФОРТУМ"
Ответчик: Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: Росприроднадзор, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)