г. Тула |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А09-472/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.07.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом" на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.04.2021 по делу N А09-472/2021 (судья Копыт Ю.Д.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом" (Брянская обл., п. Десятуха, ОГРН 1093253000169, ИНН 3253005559) к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям (Брянская обл., п. Путевка, ОГРН 1083254001280, ИНН 3245501056), третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Брянская МВЛ" (Брянская обл., с. Супонево, ОГРН 1023202135725, ИНН 3207000066), об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом": - Захарченко Л.В. (приказ от 31.08.2020 N 38),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям (далее - управление) от 12.01.2021 N БР-ЮЛ-АГ-МЛК-006/2021 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что им принимались все необходимые меры, направленные на обеспечение соответствия изготавливаемой пищевой продукции; что спорная проверка была проведена с нарушением обязательных требований к ее организации и проведению, и, результаты такой проверки не могут являться доказательствами нарушения юридического лица обязательных требований.
Ссылается на то, что бактерия Listeria monocytogenes в сырье, из которого было изготовлено, поставленное обществом в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида N 12 "Березка" города Стародуба Брянской области (далее - МБДОУ "Березка") отсутствовала, была внесена в продукцию впоследствии.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в рамках осуществления проверки должностным лицом управления в МБДОУ "Березка" была отобрана проба пищевой продукции "Полуфабрикат мясной рубленный весовой из свинины и говядины замороженный фарш свино-говяжий "Домашний" категории Б" датой изготовления 10.08.2020 (акт отбора проб (образцов) от 12.08.2020 N 1849375) для исследований по показателям качества и безопасности.
Результаты проведенных исследований относительно качества и безопасности отобранной пробы указанной пищевой продукции зафиксированы в протоколе испытаний от 25.08.2020 N 10-12130.
Согласно экспертному заключению от 12.10.2020 N 537-20 ЭЗ образец пищевой продукции "Полуфабрикат мясной рубленный весовой из свинины и говядины замороженный фарш свино-говяжий "Домашний" категории Б" не соответствует требованиям п. 1, 2 ст. 7 гл. 2, Приложения 1 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" по факту обнаружения Listeria monocytogenes в 25 г продукта.
Должностным лицом управления в отношении общества был составлен протокол от 26.11.2020 N БР-ЮЛ-МЛК-0055-009/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение изготовителем требований технических регламентов либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Должностным лицом управления в отношении общества вынесено постановление от 12.01.2021 N БР-ЮЛ-АГ-МЛК-006/2021 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общества признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным управлением постановлением и назначенным наказанием, общества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт совершения его лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона соответствующего правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом данного правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ)).
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ, является изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) или продавец продукции.
Согласно примечанию к ст. 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, ст. 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. 1 - 2 и 6.2 ст. 46 Закона 184-ФЗ.
Отношения, связанные с применением и исполнением обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Законом N 184-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 1 Закон N 184-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Положениями ст. 2 Закона N 184-ФЗ определено, что технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В силу ст. 6 Закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона N 184-ФЗ содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
В соответствие с положениями п. 1 ст. 36, п. 1 ст. 38 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) регулирует отношения в области организации питания, обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека и будущих поколений. В силу п. 1 ст. 3 Закона N 29-ФЗ в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям. Пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов.
Из п. 1 ст. 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Основные требования к обращению пищевой продукции (в том числе и животного происхождения) закреплены в Техническом регламенте Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011). Названный Технический регламент устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования (п. 2 ч. 1 ст. 1 ТР ТС 021/2011).
В силу положений ч. 3 ст. 1 ТР ТС 021/2011 при применении данного технического регламента должны учитываться требования технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления) хранения, перевозки (транспортирования) реализации и утилизации, дополняющие и (или) уточняющие требования данного технического регламента. В свою очередь, утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 Технический регламент Таможенного союза 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" (далее - ТР ТС 034/2013) устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к мясу и мясной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке мяса и мясной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
На основании п. 20 TP ТС 034/2013 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей продуктов убоя и мясной продукции, обязаны осуществлять процессы их производства таким образом, чтобы данная продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно экспертному заключению ФГБУ "Брянская МВЛ" от 12.10.2020 N 537-20 ЭЗ по результатам проведенных исследований установлено несоответствие образца пищевой продукции "Полуфабрикат мясной рубленный весовой из свинины и говядины замороженный фарш свино-говяжий "Домашний" категории Б" требованиям п. 1, 2 ст. 7 гл. 2, Приложения 1 ТР ТС 021/2011 по факту обнаружения Listeria monocytogenes в 25 г продукта.
Вместе с тем согласно п. 1, 2 ст. 7 TP ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В соответствии со ст. 4 TP ТС 021/2011 под безопасностью пищевой продукции понимается состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения; под изготовителем пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы, осуществляющая от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущая ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
На основании п. 2 ст. 7 TP ТС 021/2011, показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Пунктом 5 статьи 7 TP ТС 021/2011 установлено, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Согласно приложению 1 TP ТС 021/2011 наличие Listeria monocytogenes в 25 г пищевой продукции (в том числе, мяса и мясной продукции) не допускается. Таким образом, в ходе проведенной проверки управление пришло к верному выводу о том, что обществом выпущена в обращение продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов.
Поскольку ответственность за нарушение изготовителем требований технических регламентов либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, управление правомерно привлекло общество к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Примененное административным органом наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что им принимались все необходимые меры, направленные на обеспечение соответствия изготавливаемой пищевой продукции "Полуфабрикат мясной рубленный весовой из свинины и говядины замороженный фарш свино-говяжий "Домашний" категории Б" требованиям технических регламентов, в связи с чем на момент поставки данной продукции в место отбора проб она соответствовала требованиям TP ТС 021/2011, TP ТС 034/2013, правомерно не принят судом первой инстанции, так как в качестве его документального подтверждения обществом представлены протоколы испытаний, подготовленные АО "Независимая испытательная контрольно-пищевая лаборатория", свидетельствующие о проведении исследований партий указанной продукции от иных дат выработки.
Также, судом области правомерно отклонен довод общества об отсутствии у управления правовых оснований для осуществления действий по отбору в МБДОУ "Березка" спорной пробы мясной продукции производства общества, поскольку отбор проб осуществлялся государственными ветеринарными инспекторами в ходе федерального лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, проводимого во исполнение приказа Россельхознадзора от 29.12.2019 N 1426.
Как верно установлено судом первой инстанции, федеральный государственный надзор осуществляется не только посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст. 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", но и путем систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований (далее - Закон N 294-ФЗ) (п. 11 Положения о федеральном государственном ветеринарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476).
Также, суд области обоснованно принял во внимание, что проверок в отношении МБДОУ "Березка" или общества не проводилось, а действия должностного лица управления по отбору проб пищевой продукции "Полуфабрикат мясной рубленный весовой из свинины и говядины замороженный фарш свино-говяжий "Домашний" категории Б" в МБДОУ "Березка" были произведены в рамках мониторинга качества и безопасности пищевой продукции (Приказ Россельхознадзора от 25.12.2019 N 1426 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора в 2020 году для обеспечения выполнения требований соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации").
Согласно п. 8 ч. 1 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся и другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами, к которым можно отнести и мониторинг качества и безопасности пищевой продукции.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294- ФЗ).
Довод общества о проведении соответствующих испытаний образцов отобранной пробы продукции с нарушением установленной процедуры, отклоняется судом как неподтвержденный надлежащими доказательствами и противоречащий материалам настоящего дела.
Так, согласно п. 117 Положения N 94 целью отбора проб является получение образцов для последующего лабораторного исследования. Отбор проб должен документироваться путем оформления акта об отборе проб (образцов) по форме в соответствии с приложением N 1.
Из акта отбора проб от 12.08.2020 N 1849375 следует, что проба пищевой продукции была отобрана для исследования по показателям качества и безопасности и направляется в ФГБУ "Брянская МВЛ".
Показатели качества и безопасности мясной продукции указаны в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 021/2011, 034/2013. Содержание Listeria monocytogenes в пищевой продукции нормируется Приложением 1 ТР ТС 021/2011.
Также в акте от 12.08.2020 N 1849375 указано, что при отборе проб целостность потребительской упаковки была не нарушена, продукция на момент отбора проб хранилась при температуре -18°С, что соответствует условиям хранения, установленным изготовителем пищевой продукции, указанным на маркировке.
В материалы дела приложено задание ФГБУ "Брянская МВЛ" от 13.08.2021 N 10080479-07 на исследование образцов (проб), согласно которому проба продукции "Полуфабрикат мясной рубленный весовой из свинины и говядины замороженный фарш свино-говяжий "Домашний" категории Б" должна исследоваться по показателю Listeria monocytogenes.
Из представленного в материалы настоящего дела протокола испытаний ФГБУ "Брянская МВЛ" от 25.08.2020 N 10-12130 усматривается, что в графах "вид упаковки доставленного образца" и "состояние образца" указано на то, что отобранная проба была упакована в сейф-пакет, помещенный в изотермический контейнер с хладоэлементами, а сам образец доставлен в установленных сроках годности, с соблюдением условий транспортирования, указанных в нормативных и технических документах, контроль первого вскрытия сейф-пакета сохранен.
В материалах дела отсутствуют доказательства поступления должностному лицу Управления, отбиравшему пробы, извещения ФГБУ "Брянская МВЛ" о нарушении процедуры отбора проб, что также свидетельствует о соблюдении установленной процедуры отбора.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что проба пищевой продукции была отобрана в рамках выполнения государственного задания (мониторинга качества и безопасности пищевой продукции), при исполнении которого сотрудниками управления обеспечен надлежащий отбор и транспортировка проб пищевой продукции для исследования по показателям качества и безопасности.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а сводится к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 30.04.2021 по делу N А09-472/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-472/2021
Истец: ООО "Торговый дом"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям
Третье лицо: Представитель Управления А.Г. Миронов, ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория"