город Ростов-на-Дону |
|
21 июля 2021 г. |
дело N А32-37080/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Романовым А.А.,
при участии:
от истца: Поддубный С.С. по доверенности от 18.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 по делу N А32-37080/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Новороссийск"
о взыскании задолженности, процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Новороссийск" (далее - ответчик, общество) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 109683,60 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.06.2019 по 15.04.2020 в сумме 6155,75 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.04.2020 по день фактической оплаты долга.
Решением суда от 11.05.2021 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что при нарушении грузополучателем технологического срока оборота вагонов перевозчик вправе задержать в пути следования вагоны, следующие в адрес перевозчика. Достаточным основанием для этого является нарушение технологического срока оборота вагонов, подтвержденного ведомостями подачи-уборки вагонов, в связи с чем перевозчик не обязан доказывать занятость железнодорожного пути необщего пользования грузополучателя как обоснованную причину задержки вагонов в пути следования. В данном случае нарушение сроков доставки вагонов подтверждается дорожными ведомостями, факт нарушения грузополучателем технологического срока оборота вагонов подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Ответчик явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Российские железные дорога" и ООО "Кубанский топливный терминал" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал" при станции Новороссийск СКжд от 16.03.2017 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования примыкающего стрелочным переводом N 536 к железнодорожного пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ". Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Согласно пункту 14 договора вагоны подаются контрагенту ООО "Трансбункер-Новороссийск". Правоотношения ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Трансбункер-Новороссийск" урегулированы соглашением о порядке расчетов за услуги оказываемые ООО "Трансбункер-Новороссийск" при подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал" при станции Новороссийск СКЖД от 16.03.2017 (далее - соглашение).
Согласно пункту 1 соглашения ОАО "Российские железные дороги" в соответствии и на условиях договора от 16.03.2017 N 266/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал" при станции НовороссийскСКжд осуществляет подачу и уборку вагонов для Контрагента. Передача вагонов между Перевозчиком и Контрагентом производится на железнодорожных выставочных путях N 6, 7, 8, 9, 10, 11, ООО "НМТ".
В соответствии с пунктом 12 договора установлен технологический срок оборота вагонов при сливе темных нефтепродуктов (вязких и застывающих грузов) в теплый период года с 16 апреля по 15 октября - 7 часов.
Согласно подпункту "г" пункта 3 соглашения - контрагент в соответствии с пунктами 14 - 16 договора N 266/2 уплачивает перевозчику, с учетом коэффициентов действующих на дату оказание услуг, плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от ООО "Трансбункер-Новороссийск", в соответствии с тарифным руководством "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом индексации.
Согласно искового заявления в апреле 2019 года на путях общего пользования станции Новороссийск СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика.
О предстоящей подаче вагонов истец уведомил ответчика, что подтверждается отметкой в актах общей формы.
По данному факту в соответствии с требованиями статьи 119 УЖТ РФ, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ 18.06.2003 N 45) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены Приказом МПС РФ 61 18.06.2003 N26) истец составил акты общей формы, от 03.04.2019 N 18/1047; от 05.04.2019 N18/1061; от 06.04.2019 N18/1079; от 06.04.2019 N18/1082; от 07.04.2019 N 18/1095; от 08.04.2019 N18/1120; от10.04.2019 N18/1140; от 10.04.2019 N18/1152; от 14.04.2019 N18/1186, на основании которых произведен расчет платы за нахождение на ж.д. путях общего пользования подвижного состава.
Указанные акты общей формы подписаны со стороны ответчика с возражениями.
В порядке досудебного урегулирования спора ответчику направлена претензия от 13.05.2019 N 408 с требованием произвести плату в размере 109683,60 руб., которая осталась без удовлетворения.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 199, 200, 202, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, 126 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, установив, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В соответствии со статей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
При обращении в суд датой, на которую определяется срок исковой давности, является, по общему правилу, дата подачи в суд заявления с требованием к ответчику, в том числе дата отправки заявления в адрес суда почтовой связью.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.
В силу пункта 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год.
В соответствии со статьей 126 УЖТ РФ иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. Указанный срок исчисляется в отношении: взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.
В пунктах 35, 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона" Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" дано разъяснение, что поскольку подача вагонов, контейнеров к местам погрузки и выгрузки либо на выставочные пути необщего пользования связана с осуществлением перевозок груза, спорные вопросы о взыскании платы за пользование вагонами, контейнерами, а в случаях, предусмотренных статьями 62 и 99 Устава, и штрафа, в том числе и при наличии договора о расчетах через ТехПД, должны быть урегулированы в порядке, указанном в Уставе; иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков.
Как следует из положений статьи 1 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", указанный Закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Действие настоящего Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Таким образом, требования истца на основании статье 39 УЖТ РФ с учетом заключенного соглашением о порядке расчетов за услуги оказываемые ООО "Трансбункер-Новороссийск" при подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал" при станции Новороссийск СКЖД от 16.03.2017, являются требованиям, возникшими в рамках отношений по перевозке, срок исковой давности по требованиям из которых составляет один год.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу пунктов 3, 4 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В силу пунктов 3, 4 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, в силу статьи 126 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, то есть со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, на путях общего пользования.
В рассматриваемом случае основанием для обращения ОАО "РЖД" с иском является факт простоя вагонов, зафиксированный актами общей формы от 03.04.2019 N 18/1047; от 05.04.2019 N 18/1061; от 06.04.2019 N 18/1079; от 06.04.2019 N 18/1082; от 07.04.2019 N 18/1095; от 08.04.2019 N 18/1120; от 10.04.2019 N 18/1140; от 10.04.2019 N 18/1152; от 14.04.2019 N 18/1186.
Период начисления платы по актам общей формы с 03.04.2019 23:20 часов по 05.04.2019 07:30 часов (акты общей формы от 03.04.2019 N 18/1047; от 05.04.2019 N 18/1061), с 03.04.2019 23:20 часов по 06.04.2019 08:25 часов (акты общей формы от 03.04.2019 N 18/1047; от 06.04.2019 N 18/1079), с 03.04.2019 23:20 часов о 07.04.2019 14:00 часов (акты общей формы от 03.04.2019 N 18/1047; от 07.04.2019 N 18/1095), с 03.04.2019 23:20 часов по 08.04.2019 18:25 часов (акты общей формы от 03.04.2019 N 18/1047; от 08.04.2019 N 18/1120), с 03.04.2019 23:20 часов по 10.04.2019 17:45 часов (акты общей формы от 03.04.2019 N 18/1047; от 10.04.2019 N 18/1140), с 03.04.2019 23:20 часов по 10.04.2019 21:05 часов (акты общей формы от 03.04.2019 N 18/1047; от 10.04.2019 N 18/1152), с 06.04.2019 10:30 часов по 14.04.2019 07:00 часов (акты общей формы от 06.04.2019 N 18/1082; от 14.04.2019 N 18/1186).
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку (например, пункт 2 статьи 407 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статья 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", пункт 1 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности").
В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Таким образом, период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.
В соответствии со статьей 120 УЖТ РФ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
Статья 124 УЖТ РФ устанавливает, что перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.
Таким образом, указанные нормы устанавливают при рассмотрении споров обязательный порядок направления претензии перевозчику в предусмотренных Уставом случаях.
В соответствии с требованием законодательства ОАО "РЖД" направило в адрес ответчика досудебную претензию от 13.05.2019 N 408 с требованием в семидневный срок произвести плату в сумме 109 683,60 рубля.
Указанная претензия получена ответчиком 21.05.2019, о чем свидетельствует входящая отметка, и не спаривается сторонами по делу.
Период составления актов общей формы от 03.04.2019 N 18/1047; от 05.04.2019 N 18/1061; от 06.04.2019 N 18/1079; от 06.04.2019 N 18/1082; от 07.04.2019 N 18/1095; от 08.04.2019 N 18/1120; от 10.04.2019 N 18/1140; от 10.04.2019 N 18/1152; от 14.04.2019 N 18/1186 приходится на календарные даты с 3 по 14 апреля 2019 года.
То есть с указанных дат (дат составления актов общей формы 03.04.2019, 05.04.2019, 06.04.2019, 07.04.2019, 08.04.2019, 10.04.2019, 14.04.2019) следует исчислять сроки исковой давности, которые приостанавливаются на период с 21.05.2019 по 28.05.2019 - срок рассмотрения претензии ответчиком.
С учетом данных обстоятельств, по акту общей формы от 03.04.2019 N 18/1047 срок исковой давности истекает 10.04.2020, по акту общей формы от 05.04.2019 N 18/1061 срок исковой давности истекает 12.04.2020, по актам общей формы от 06.04.2019 N 18/1079, N 18/1082 срок исковой давности истекает 13.04.2020, по акту общей формы от 07.04.2019 N 18/1095 срок исковой давности истекает 14.04.2020, по акту общей формы от 08.04.2019 N 18/1120 срок исковой давности истекает 15.04.2020, по актам общей формы от 10.04.2019 N 18/1140, N 18/1152 срок исковой давности истекает 17.04.2020, по акту общей формы от 14.04.2019 N 18/1186 срок исковой давности истекает 21.04.2020.
Однако согласно данным официального ресурса https://kad.arbitr.ru/ иск подан 31.08.2020, следовательно, срок исковой давности пропущен.
Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 199 ГК РФ основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом отказа в требовании о взыскании платы, также обоснованно отклонены исковые требования о взыскании процентов.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с принятым решением по существу.
Между тем, суд первой инстанции по существу исковых требований спор не рассматривал и не исследовал причины, по которым истец начислил и предъявил ко взысканию с ответчика плату за нахождение вагонов на общих путях станции Новороссийск СКав ж.д. в ожидании подачи под выгрузку (разгрузку) в соответствии со статьей 39 УЖТ.
В апелляционной жалобе истцом не приведено доводов о несогласии с примененным судом сроком исковой давности и отказом в удовлетворении иска на этом основании.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 по делу N А32-37080/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37080/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Трансбункер-Новороссийск"