г. Самара |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А65-20966/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 19 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Лихоманенко О.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представитель не явился, извещено,
от Акционерного общества "Транснефть-Приволга" - представители Кузнецов Д.С.(доверенность от 29.08.2019), Мастерова Э.Р.(доверенность от 20.01.2021),
от ООО "НефтеГазоТехнология" - представитель Ушаков А.О.(доверенность от 14.07.2021),
от ООО "Энергия" - представитель не явился, извещено,
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2021 года по делу N А65-20966/2020 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению Акционерного общества "Транснефть-Приволга",
к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "НефтеГазоТехнология", ООО "Энергия", Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям,
о признании недействительным пункта 3 предписания N 98 от 08.06.2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "НефтеГазоТехнология", ООО "Энергия", Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - третьи лица), о признании недействительным пункта 3 предписания N 98 от 08.06.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2021 года признан недействительным пункт 3 предписания Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 98 от 08.06.2020 г. С Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу акционерного общества "Транснефть -Приволга" взыскано в сумме 3 000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с выводами суда, Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на законность оспариваемого пункта предписания, поскольку право собственности на принадлежащее имущество АО "Транснефть-Приволга", а также право собственности на отходы не было передано подрядчикам ООО "Энергия" и ООО "НефтеГазоТехнологии".
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям в отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
ООО "НефтеГазоТехнологии" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Акционерное общество "Транснефть-Приволга" в отзыве на апелляционную жалобу просит Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2021 года по делу N А65-20966/2020, которым пункт 3 предписания Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 98 от 08.06.2020 г. признан недействительным - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Представитель Акционерного общества "Транснефть-Приволга" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ООО "НефтеГазоТехнология" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ООО "Энергия", Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В период с 12.05.2020 г. по 08.06.2020 г. на основании приказа N 310 от 28.04.2020 г., административным органом в отношении АО "Транснефть -Приволга" на объекте БКНС "Поповка" филиала АО "Транснефть -Приволга" Бугурулсанское РНУ, 92-0163-000077-П,423922, РТ, Бавлинский район, в 4 км юго-восточнее с.Поповка, 2-й категории, высокий риск (2); ЛПДС Бавлы филиала АО "Транснефть-Приволга" Бугурусланское районное нефтепроводное управление, 92-0163-000148-П, 423930, РТ, г.Бавлы, ул.Площадка, нефтепровода, 2-й категории, высокий риск (2) проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлен факт нарушения ст.ст. 21, 25, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", ст.19 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
По результатам проверки 08.06.2020 г. составлен акт проверки N 98, на основании которого Управлением 08.06.2020 г. вынесено предписание N 98 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Из содержания оспариваемого в рамках настоящего дела п. 3 предписания N 98 от 08.06.2020г.следует, что административным органом выявлено недостоверное представление информации в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018-2019г.г., а именно: при рассмотрении проектной документации Раздела 8 Перечень мероприятий по охране окружающей среды, выявлено отсутствие начисления платы за выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов по следующим объектам, в соответствии с данными проектов, подтверждаемые актами выполненных работ по форме КС-6. Необходимо предоставить уточненные декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду с учетом фактических выбросов в атмосферный воздух и размещения отходов, образовавшихся в результате строительства объектов:
- строительство отпаек ВЛ для электроснабжения береговых задвижек ППМН "НКК" 1962 км-1963 км на р.Ик по первой категории Бугурусланское РНУ. Мероприятия по охране окружающей среды;
- РВСП-5000 N 1 ЛПДС "Бавлы" Бугурусланского РНУ. Строительство Перечень мероприятия по охране окружающей среды;
- строительство системы дождевой канализации БКНС "Поповка" Бугурусланского РНУ Перечень мероприятий по охране окружающей среды;
- электроснабжение БКНС "Поповка" Бугурусланского РНУ.Реконструкция;
- реконструкция очистных сооружений производственно - дождевых сточных вод ЛПДС "Бавлы" Бугурусланское РНУ;
- РВСП-5000 N 2 ЛПДС "Бавлы" Бугурусланского РНУ. Строительство Перечень мероприятий по охране окружающей среды.
Не согласившись с пунктом 3 предписания от 08.06.2020 г., заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно части 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды данную плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (часть 1 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды).
В статье 16.4 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено понятие "размещение отходов" - это хранение и захоронение отходов.
Пунктом 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Из пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Закона об охране окружающей среды и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении 4 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" следует, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду - имея в виду публичноправовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и соответственно переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут с тем, чтобы не действовать себе в убыток, учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
В соответствии со статьей 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Как установил суд, в рассматриваемом случае отходы, плату за размещение которых ответчик требует от заявителя начислить и уплатить, образовались в результате выполнения ООО "НефтеГазоТехнология" и ООО "Энергия" контрактов на выполнение строительно-монтажных работ:
- между АО "Транснефть-Приволга" и ООО "НефтеГазоТехнология" (подрядчик) контракт N 201700682-47 от 25.04.2017 г. на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, ремонте объектов организаций системы "Транснефть" при реализации программы развития, технического перевооружения и реконструкции, программы капитального и текущего ремонта по объекту: "РВСП-5000 N 1 ЛПДС "Бавлы" Бугурусланского РНУ. Строительство";
- между АО "Транснефть-Приволга" и ООО "Энергия" (подрядчик) контракт N 201701423-47 от 19.10.2017 г. на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, ремонте объектов организаций системы "Транснефть" при реализации программы развития, технического перевооружения и реконструкции, программы капитального и текущего ремонта по объекту: "Строительство отпаек ВЛ.Бугурусланское РНУ";
- между АО "Транснефть - Приволга" и ООО "Энергия" (подрядчик) контракт N 201800291 -47 от 14.02.2018 г. на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, ремонте объектов организаций системы "Транснефть" при реализации программы развития, технического перевооружения и реконструкции, программы капитального и текущего ремонта по объекту: "Электроснабжение. Строительство системы дождевой канализации. Бугурусланское РНУ";
- между АО "Транснефть - Приволга" и ООО "НГТ" (подрядчик) контракт N 201801122-47 от 02.08.2018 г. на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, ремонте объектов организаций системы "Транснефть" при реализации программы развития, технического перевооружения и реконструкции, программы капитального и текущего ремонта по объекту: "РВСП-5000 N 2 ЛПДС "Бавлы" Бугурусланского РНУ. Строительство";
- между АО "Транснефть-Приволга" и ООО "НГТ (подрядчик) контракт N 201900434-47 от 07.03.2019 г. на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, ремонте объектов организаций системы "Транснефть" при реализации программы развития, технического перевооружения и реконструкции, программы капитального и текущего ремонта по объекту: "Резервуар противопожарного запаса воды. Реконструкция очистных сооружений производственно-дождевых сточных вод. ЛПДС "Бавлы". Бугурусланское РНУ".
Пункт 7.15 контракта N 201700682-47 от 25.04.2017 г. и пункт 7.19 контрактов N 201701423-47 от 19.10.2017 г., N 201800291-47 от 14.02.2018 г., N 201801122-47 от 02.08.2018 г., N 201900434-47 от 07.03.2019 г. предусматривают, что подрядчик обеспечивает в процессе проведения строительных работ систематическую уборку объекта от строительного мусора с его последующим вывозом на специализированные полигоны, а также производит плату за негативное воздействие на окружающую среду от выбросов, сбросов, размещения отходов образующихся в результате производственной деятельности.
Изложенное свидетельствует о том, что в соответствии с указанными условиями контрактов именно подрядчики - ООО "Энергия" и ООО "НефтеГазоТехнология" являются собственниками отходов, образующихся в результате выполнения работ, а соответственно и лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом в ходе рассмотрения дела третьими лицами (ООО "Энергия" и ООО "НефтеГазоТехнология") не оспаривалась их обязанность по исчислению и уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду, по отходам, образовавшимся в результате выполнения ими строительно-монтажных работ на спорных объектах, что подтверждается также представленными ими декларациями о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018-2019г.г.
Кроме того Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 22.12.2020 г. по делу N 12(1)-67/20 отменено постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегиональногоуправления Росприроднадзора от 18.06.2020 г., вынесенное в отношении должностного лица - ведущего инженера по охране окружающей среды Службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО "Транснефть-Приволга" Бугурусланское РНУ Мастеровой Э.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Мастеровой Э.Р. состава административного правонарушения.
Решением Оренбургского областного суда от 31.03.2021 г. решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 22.12.2020 г. по делу N 12(1)-67/20 оставлено без изменения.
Во вступившем в законную силу решении Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 22.12.2020 г. по делу N 12(1)-67/20 сделан вывод о том, что из комплексного анализа положений Федеральных законов от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", ст.751 Гражданского кодекса РФ и контрактов, заключенных АО "Транснефть-Приволга" с подрядными организациями - ООО "Энергия" и ООО "НефтеГазоТехнологии" следует, что последние обязаны вносить плату за НВОС при строительстве объектов по договорам строительного подряда и, соответственно, предоставлять декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд первой инстанции, приняв во внимание вышеизложенное, сделал правильный вывод о том, что предписание в оспариваемой части не основано на законе, нарушает права и законные интересы заявителя, требование заявителя является обоснованным и правомерно удовлетворено судом.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судом апелляционной инстанции установлено, что совокупностью представленных по делу доказательств, в том числе контрактами, декларациями Подрядчиков о плате за НВОС, платежными поручениями о фактическом внесении платы, пояснениями заявителя и третьих лиц подтверждено, что вносить плату за НВОС по рассмотренному делу обязаны именно ООО "Энергия" и ООО "НефтеГазоТехнологии" по объектам, соответственно.
Таким образом, предписание о представлении уточненной декларации о плате за НВОС фактически повлечет повторное начисление с учетом штрафных коэффициентов и внесению платы за уже компенсированное подрядчиками негативное воздействие, что нарушает права и законные интересы АО "Транснефть-Приволга".
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2021 года по делу N А65-20966/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20966/2020
Истец: АО "Транснефть-Приволга" филиал Бугурусланское районное нефтепроводние управление, г. Бугуруслан, АО "Транснефть-Приволга", г. Самара
Ответчик: Волжско-Камское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, ООО "НефтеГазоТехнологии", ООО НефтеГазоТехнология, ООО Энергия, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд