г. Вологда |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А66-1638/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области Дымченко Е.Н. по доверенности от 12.07.2021, Васина С.В. по доверенности от 16.07.2021, от общества с ограниченной ответственностью "Тема-Телеком" Кравцовой С.К. по доверенности от 01.02.2021,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 02 июня 2021 года по делу N А66-1638/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тема-Телеком" (ОГРН 1089847036509, ИНН 7811396885; адрес: 187650, Ленинградская область, Бокситогорский район, город Бокситогорск, улица Заводская, дом 13/1, помещение III; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области (ОГРН 1046900051549, ИНН 6901058624; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Трехсвятская, дом 6; далее - Управление) о признании незаконными и отмене постановлений от 11.01.2021 N ПО-69/3/3, ПО-69/3/4, ПО-69/3/6, ПО-69/3/8, ПО-69/3/9 и постановлений от 12.01.2021 N ПО-69/3/13, ПО-69/3/14, ПО-69/3/15, ПО-69/3/18 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 02 июня 2021 года по делу N А66-1638/2021 требования Общества удовлетворены частично, признаны незаконными и отменены постановления от 11.01.2021 N ПО-69/3/4, N ПО-69/3/6, NПО-69/3/8, ПО-69/3/9 и постановления от 12.01.2021 N ПО-69/3/13, ПО-69/3/15, ПО-69/3/18 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 статьи 13.4 КоАП РФ.
Постановление от 11.01.2021 N ПО-69/3/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 2, 3 статьи 13.4 КоАП РФ, о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 руб. оставлено без изменения.
Постановление от 12.01.2021 N ПО-69/3/14 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 2, 3 статьи 13.4 КоАП РФ, изменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 22 000 руб., размер санкции снижен до 15 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в виду неправильного применения норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на совершение обществом 9 самостоятельных правонарушений, в связи с чем оно подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Представители Управления в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании считают, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявки Управления от 02.12.2020 N 10219-69-03/69, задания на проведение радиоконтроля от 02.12.2020 N Кд-029МКРК специалистами Управления по Тверской области филиала ФГУП "ГРЧЦ" в Центральном федеральном округе с помощью специальных технических средств проведено совместное мероприятие радиоконтроля по поиску и определению местоположения источников неразрешенных излучений радиоэлектронных средств (далее - РЭС) в городе Торжок Тверской области.
По результатам мероприятия составлен акт поиска и определения местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС от 10.12.2020, согласно которому выявлена работа 5 РЭС беспроводного широкоплосного радиодоступа, принадлежащих Обществу на частоте: 6000,000000 МГц, 5030,000049 МГц, 5785,000022 МГц, 5700,000011 МГц, 5785,000033 МГц, по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Старицкая, д. 100.
По факту выявленных нарушений 28.12.2020 составлены протоколы об административном правонарушении по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ N АП-69/0/567, N АП-69/0/571, N АП-69/0/570, N АП-69/0/566, N АП-69/0/564 и по части 3 статьи 13.4 КоАП РФ N АП-69/0/568, N АП-69/0/572, N АП-69/0/569, N АП-69/0/563, N АП-69/0/565.
Определениями Управления от 31.12.2020 N ООП-69/11322, ООП-69/11323, N ООП-69/11324, ООП-69/11325 дела об административных правонарушениях в отношении Общества объединены в одно производство в на основании части 1 статьи 4.4 КоАП РФ для назначения наказания по части 2 и 3 статьи 13.4 КоАП РФ.
Должностным лицом Управления 11.01.2021 вынесены постановления N ПО-69/3/3, N ПО-69/3/4, N ПО-69/3/6, NПО-69/3/8, ПО-69/3/9, которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 2, 3 статьи 13.4 КоАП РФ.
Актом поиска и определения местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС от 14.12.2020 установлена работа 4 РЭС беспроводного широкоплосного радиодоступа, принадлежащих Обществу на частоте: 5725,000007 МГц по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Старицкая, д. 100, а также на частоте 5805,000017 МГц, 5270,000034 МГц, 5230,000031 МГц по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Старицкая, д. 102.
По факту выявленных нарушений 29.12.2020 составлены протоколы об административном правонарушении по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ N АП-69/0/595, N АП-69/0/598, N АП-69/0/593, N АП-69/0/591 и по части 3 статьи 13.4 КоАП РФ N АП-69/0/596, N АП-69/0/597, N АП-69/0/594, N АП-69/0/592.
Определениями Управления от 11.01.2021 N ООП-69/3/37, N ООП-69/3/38, N ООП-69/3/39 дела об административных правонарушениях в отношении Общества объединены в одно производство в на основании части 1 статьи 4.4 КоАП РФ для назначения наказания по части 2 и 3 статьи 13.4 КоАП РФ.
Должностным лицом Управления 12.01.2021 вынесены постановления N ПО-69/3/13, N ПО-69/3/14, N ПО-69/3/15, N ПО-69/3/18 которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 2, 3 статьи 13.4 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными постановлениями, ООО "Тема- Телеком" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Суд первой инстанции требования удовлетворил частично.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ установлено, что использование без регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства, подлежащих регистрации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Частью 3 статьи 13.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил радиообмена или использования радиочастот, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа а юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
В данном случае Управлением установлены факты использования радиоэлектронных средств без регистрации, работающих на радиочастотах без разрешения на использование радиочастот.
Порядок регистрации, правила получения разрешения на использование радиочастот установлены Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств".
Согласно части 21 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) под радиоэлектронными средствами понимаются технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.
В силу пункта 5 статьи 22 названного Закона, средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.
Пунктами 3 и 7 Порядка регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539 (далее - Порядок N 539) определено, что регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов).
Из содержания пункта 8 Порядка N 539 следует, что заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств подается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, с указанием, в частности, номера и даты разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов) для радиоэлектронных средств.
Таким образом, из системного анализа указанных норм следует, что владелец радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства вправе использовать их только при наличии регистрации данных средств и устройств с получением оформленного в установленном порядке свидетельства.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 126-ФЗ право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Пунктами 4, 17 статьи 2 Закона N 126-ФЗ закреплены следующие понятия:
- использование радиочастотного спектра - это обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей;
- присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала -
Право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов, осуществляемое федеральным органом исполнительной власти в области связи на основании заявлений российских юридических лиц с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости) (пункт 1, 3 статьи 24 Закона N 126-ФЗ).
Из приведенных положений следует, что разрешение в письменной форме выдается на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования.
В рассматриваемом случае общество использовало радиоэлектронные средства без регистрации, в отсутствие разрешения на использование радиочастот.
Доводы общества о разукрупнении и использовании двух РЭС судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие материалам дела.
Управлением выявлено использование 9 РЭС, каждое из которых имеет свою антенну, серийный номер, определенную частоту: 6000,000000 МГц, 5030,000049 МГц, 5785,000022 МГц, 5700,000011 МГц, 5785,000033 МГц, по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Старицкая, д. 100; 5725,000007 МГц по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Старицкая, д. 100; 5805,000017 МГц, 5270,000034 МГц, 5230,000031 МГц по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Старицкая, д. 102, что подтверждается актами поиска и определения местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС от 10.12.2020 и от 14.12.2020, сертификатами соответствия устройства типа Mikrotik, схемами расположения РЭС, протоколами об административном правонарушении от 28.12.2020, 29.12.2020.
Согласно представленным Управлением сведениям с сайта производителя использованные обществом РЭС типа Mikrotik предназначены для создания беспроводных радиомостов по топологии сети "точка-точка" или "точка-многоточка" и могут использоваться как базовая станция в пределах сектора излучения антенны.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 4.4. КоАП РФ совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Таким образом, поскольку обществом допущено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений в отношении разных РЭС и частот, оно подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Этот вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
При таких обстоятельствах Управление было вправе вынести 9 постановлений о привлечении к административной ответственности за каждый выявленный факт использования радиоэлектронного средства без регистрации, работающего на радиочастоте без разрешения на использование радиочастот.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, определенном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности Управлением не допущено.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 2, 3 статьи 13.4 КоАП РФ от 11.01.2021 N N ПО-69/3/4, ПО-69/3/6, ПО-69/3/8, ПО-69/3/9, от 12.01.2021 NN ПО-69/3/13, ПО-69/3/15, ПО-69/3/18 в полном объеме у суда первой инстанции не имелось.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, отнесено повторное совершение однородного административного правонарушения, что имеет место в рассматриваемом случае.
Управлением установлена повторность совершения обществом правонарушения, что исключает возможность назначения наказания в виде предупреждения.
Оспариваемыми постановлениями обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере, превышающем минимальный размер наказания, установленный санкцией части 3 статьи 13.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд считает возможным изменить постановления Управления от 11.01.2021 N N ПО-69/3/4, ПО-69/3/6, ПО-69/3/8, ПО-69/3/9, от 12.01.2021 NN ПО-69/3/13, ПО-69/3/15, ПО-69/3/18 в части назначенного наказания, снизив штраф до 15 000 руб. по каждому постановлению.
При таких обстоятельствах на основании пункта 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит изменению с изложением абзаца второго резолютивной части решения в новой редакции.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Тверской области от 02 июня 2021 года по делу N А66-1638/2021 изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции.
Признать незаконными и изменить постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области от 11.01.2021 N N ПО-69/3/4, ПО-69/3/6, ПО-69/3/8, ПО-69/3/9, от 12.01.2021 NN ПО-69/3/13, ПО-69/3/15, ПО-69/3/18 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания в части размера штрафа, превышающего 15 000 рублей, по каждому постановлению.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1638/2021
Истец: ООО "Тема-Телеком"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ