г. Владимир |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А79-6498/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Ковбасюка А.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.03.2021 по делу N А79-6498/2019, принятое по иску Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (ОГРН 1022101136507, ИНН 2128015438) к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Чувашский государственный аграрный университет" (ОГРН 1022101131150, ИНН 2128014360) о прекращении права постоянного пользования путем изъятия земельного участка, третьи лица: казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики; Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; администрация Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики; администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики; Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики; администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, при участии в судебном заседании: от заявителя жалобы (третьего лица) - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Захарова М.А. (по доверенности от 15.12.2020 N 98 сроком действия до 31.12.2021 и диплому).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (далее - Минкультуры Чувашии) обратилось в суд с иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" (далее - Учреждение), в котором просило, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изъять для государственных нужд Чувашской Республики земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219 общей площадью 19 379 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение, под размещение линейного объекта "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики - транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса "Ясна", Чебоксарский район (автодорога Студгородок - Ясна)"; прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219 общей площадью 19 379 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение.
Определением от 13.03.2020 судом на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена истца - Минкультуры Чувашии, на правопреемника - Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики; Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России); администрация Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики; администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики; Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики; администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, Минкультуры Чувашии.
Решением от 19.03.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минсельхоз России обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Обжалуя судебный акт, заявитель считает, что изъятие земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:219 произведено с нарушением действующего законодательства, в частности, не было предоставлено встречное предоставление. Указал, что в качестве компенсации за изымаемый земельный участок Учреждению предоставлен земельный участок, находящий в муниципальной собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования, что является незаконным. Полагает, что истец был вправе обратиться с иском об изъятии истребуемого земельного участка из собственности Российской Федерации, что повлекло бы и прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельный участок. Минсельхоз России не возражает, чтобы в качестве компенсации за изымаемый земельный участок Российской Федерации был предоставлен на праве собственности компенсационный земельный участок. По мнению заявителя, ссылка суда первой инстанции на пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон 122-ФЗ) является ошибочной, так как регулирует отношения по безвозмездной передаче земельных участков, в то время как предметом рассмотрения данного дела является вопрос изъятия земельного участка, а не безвозмездной передачи. Кроме того, заявитель полагает, что изъятие земельного участка одним публично-правовым образованием в пользу другого публично-правового образования не может быть осуществлено в соответствии с нормами гражданского законодательства и не относится к компетенции судов; удовлетворение исковых требований лишило Учреждение законного права владения и пользования земельным участком по предназначению. Считает, что вопрос изъятия земельного участка, принадлежащего одному публично-правовому образованию, в пользу другого решается в ином, административном порядке.
Минэкономразвития Чувашии в отзыве на апелляционную жалобу возразило по доводам заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы по существу апелляционной жалобы не представили.
Определением от 27.05.2021 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании от 08.07.2021 представитель Минсельхоза России поддержал доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца, ответчика и иных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав представителя Минсельхоза России, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.09.2019, земельный участок площадью 2 306 510 кв.м с кадастровым номером 21:21:231701:10 (единое землепользование), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для научных и учебных целей, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение, находится в постоянном (бессрочном) пользовании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия".
Государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования произведена 31.03.2006.
Постановлением администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 15.06.2017 N 84 утвержден проект планировки территории (проект межевания территории) для размещения линейного объекта "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско - рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики - транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса" Ясна "Чебоксарского района (строительство автодороги Студгородок - "Ясна") Чебоксарского района в границах Кшаушского сельского поселения" Чебоксарского района".
Постановлением администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 15.06.2017 N 84 утвержден проект по внесению изменений в проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного, объекта "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктура туристско - рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики - электроснабжение, наружное освещение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и транспортной инфраструктуры (строительство автодороги Студгородок - "Ясна") этнооэкологичеекого комплекса "Ясна" Чебоксарского района" в границах Кшаушского сельского поселения. Создание туристско - рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики, Этноэкологический комплекс "Ясна", Чебоксарский район".
В письме от 23.11.2017 N 02-22/452 Учреждение просило администрацию Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики предоставить на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 22 900 кв.м с кадастровым номером 21:21:271903:142, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, в северной части кадастрового квартала, для сельскохозяйственного производства.
Постановлением администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29.11.2017 N 73 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка" Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 22 900 кв.м с кадастровым номером 21:21:271903:142, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала (земли сельскохозяйственного назначения), с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 29.12.2017.
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в письме от 10.10.2018 N 12431 на обращение Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.09.2018 N 02/07-10156 по вопросу оформления документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:21::231701:10 сообщило, что с Учреждением проведено совещание по итогам которого принято решение о повторном обращении учреждения в Минсельхоз России по вопросу раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21::231701:10, отказа от права постоянного (бессрочного) пользования от части земельного участка, для ведения уставной деятельности путем передачи в федеральную собственность муниципального земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142, предоставленного Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
ООО "Земля" подготовлен проект межевания территории (внесение изменений в проект планировки (проект межевания территории) для размещения линейного, объекта "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики транспортная инфраструктура этнооэкологичеекого комплекса "Ясна" Чебоксарского района (строительство автодороги Студгородок - "Ясна") Чебоксарского района в границах Кшаушского сельского поселения), которым предусмотрено формирование земельного участка площадью 19 379 кв.м с кадастровым номером 21:21:231701:10:ЗУ 1 путем раздела изменяемого земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:10, местоположение: Чувашская Республика, Кшаушское сельское поселение.
Постановлением администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.06.2018 N 57 утвержден проект по внесению изменений в проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного, объекта "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктура туристско - рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики - электроснабжение, наружное освещение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и транспортной инфраструктуры (строительство автодороги Студгородок - "Ясна") этнооэкологичеекого комплекса "Ясна" Чебоксарского района" в границах Кшаушского сельского поселения. Создание туристско - рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики, Этноэкологический комплекс "Ясна", Чебоксарский район".
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2018 N 533 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Чувашской Республики", постановлено изъять для государственных нужд Чувашской Республики, в том числе земельный участок площадью 19 379 кв.м с кадастровым номером 21:21:231701:10:ЗУ 1 (образованный путем раздела изменяемого земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:10), расположенный по адресу: Чувашская Республика, Кшаушское сельское поселение, под размещение линейного объекта "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса "Ясна", Чебоксарский район (автодорога Студгородок - Ясна)" на основании ходатайства казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики; контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики 22.12.2018 N 533 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Чувашской Республики" размещено 22.12.2019 на официальном портале органов государственной власти Чувашской Республики, на официальном сайте Минкультуры Чувашии в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", а также размещено на официальном сайте администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и опубликовано 17.01.2019 в районной газете "Таван Ен".
Сопроводительным письмом от 25.12.2018 N 10/08-8116, полученным ответчиком 22.01.2019, Министерство культуры Чувашии направило Учреждению копию постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2018 N 533 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Чувашской Республики".
Копию постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2018 N 533 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Чувашской Республики" Учреждение письмом от 10.01.2019 N02-20/001 направило в Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России.
Согласно отчету от 17.01.2019 N 10, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Оценка - Гарант", рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для научных и учебных целей, общей площадью 19 379 кв.м с кадастровым номером 21:21:231701:219 (ранее имевшего кадастровый номер 21:21:213701:10:ЗУ 1), расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение, оставила 624 000 руб.
08.02.2019 кадастровым инженером ООО "Земля" в результате выполнения кадастровых работ был подготовлен межевой план со схемой расположения земельных участков в связи образованием одного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:10 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.09.2019, земельный участок площадью 19 379 кв.м с кадастровым номером 21:21:231701:219, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение, имеет вид разрешенного использования - автомобильный транспорт, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения и находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:10.
Министерство культуры Чувашии подготовлен проект соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд Чувашской Республики, согласно которому Учреждению взамен изымаемого земельного участка площадью 19 379 кв.м. с кадастровым номером 21:21:231701:219, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение, передается земельный участок площадью 22 900 кв.м с кадастровым номером 21:21:271903:142, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала.
Сопроводительными письмами от 15.02.2019 N 09/08-881, от 29.03.2019 N 09/08-1933, от 20.05.2019 N 09/08-3164, полученными ответчиком 28.02.2019, 01.04.2019 и 20.05.2019, соответственно, Министерство культуры Чувашии направило Учреждению проект соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд с изменениями и дополнениями.
Учреждение в письмах от 03.04.2019, направленных Минсельхозу России и МТУ Росимущества, сообщило о получении 02.04.2019 от Минкультуры Чувашии доработанного проекта соглашения.
Ссылаясь на то, что от ответчика не поступило ни подписанного соглашения об изъятии земельного участка, ни уведомления об отказе от подписания соглашения, ни предложения по изменению условий соглашения, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, обоснованно исходя при этом из следующего.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно статье 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе, со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Как следует из материалов дела, кадастровые работы по образованию земельного участка площадью 19 379 кв.м с кадастровым номером 21:21:231701:219 проведены в соответствии с требованиями земельного законодательства путем раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:10 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение.
В силу статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков; при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах; у собственника разделенного участка возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Пунктом 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
В пункте 4 названной нормы указано, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Судом установлено, что постановлением администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.06.2018 N 57 утвержден проект по внесению изменений в проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного, объекта "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктура туристско - рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики - электроснабжение, наружное освещение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и транспортной инфраструктуры (строительство автодороги Студгородок - "Ясна") этнооэкологичеекого комплекса "Ясна" Чебоксарского района" в границах Кшаушского сельского поселения. Создание туристско - рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики, Этноэкологический комплекс "Ясна", Чебоксарский район".
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Чувашской Республики" от 22.12.2018 N 533, постановлено изъять для государственных нужд Чувашской Республики, в том числе земельный участок площадью 19 379 кв.м с кадастровым номером 21:21:231701:10:ЗУ1 (образованный путем раздела изменяемого земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:10), расположенный по адресу: Чувашская Республика, Кшаушское сельское поселение, под размещение линейного объекта "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса "Ясна", Чебоксарский район (автодорога Студгородок - Ясна)" на основании ходатайства казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
В соответствии с положениями статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1). При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок (пункт 3). Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4).
В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда.
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно пункту 3 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29.11.2017 N 73 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка" Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 22 900 кв.м с кадастровым номером 21:21:271903:142, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала (земли сельскохозяйственного назначения), с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Исходя из положений статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Сопроводительными письмами от 15.02.2019 N 09/08-881, от 29.03.2019 N 09/08-1933, от 20.05.2019 N 09/08-3164, полученными ответчиком 28.02.2019, 01.04.2019 и 20.05.2019, Министерство культуры Чувашии направило Учреждению проект соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд с изменениями и дополнениями.
Таким образом, на момент обращения в суд с исковым заявлением истцом соблюден установленный статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с иском об изъятии земельного участка, что заявителем жалобы не оспаривается.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что процедура, установленная гражданским и земельным законодательством для изъятия для государственных нужд земельного участка, истцом соблюдена надлежащим образом. Факт получения Учреждением соглашения об изъятии подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Все заинтересованные лица фактически были проинформированы о необходимости разрешения возникшего спорного вопроса.
В соответствии с Положением о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 N 216 "Вопросы Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики" (в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.02.2014 N36) Минкультуры Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сферах культуры и искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе переданные Российской Федерацией полномочия в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", кинематографии, межнациональных и межконфессиональных отношений, архивного дела, документационного обеспечения управления, национальной библиографии, образования и науки в сфере культуры и искусства, находящихся в ведении Чувашской Республики, туризма и гостиничного хозяйства в Чувашской Республике.
В Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики (часть 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 N 13 "О кабинете Министров Чувашской Республики").
В силу положений пунктов 3 и 4.1 статьи 14 данного закона Кабинет Министров Чувашской Республики управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики; осуществляет резервирование, изъятие земельных участков для государственных нужд Чувашской Республики; разрабатывает и реализует государственные программы Чувашской Республики (подпрограммы государственных программ Чувашской Республики) в сфере использования и охраны земель, находящихся в границах Чувашской Республики (в ред. Закона Чувашской Республики от 05.05.2015 N 12).
Судом первой инстанции установлено, что постановление об изъятии земельного участка от 22.12.2018 N 533 принималось в целях строительства линейного объекта регионального значений (линейный объект - "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики - транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса "Ясна", Чебоксарский район (автодорога Студгородок - Ясна)" на основании ходатайства казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
С учетом изложенного решение об изъятии спорного земельного участка для государственных нужд Чувашской Республики принято Кабинетом Министров Чувашской Республики как уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Поскольку функции по осуществлению контроля за выполнением постановления возложены на Минкультуры Чувашии как на орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющей государственную политику в сфере туризма, Минкультуры Чувашии признано надлежащим истцом по делу.
Впоследствии Указом Главы Чувашской Республики от 06.02.2020 N 20 "О структуре органов исполнительной власти Чувашской Республики" (далее - Указ) функции Минкультуры Чувашии в сфере туризма переданы Минэкономразвития Чувашии. Согласно пункту 6 Указа органы исполнительной власти Чувашской Республики, которым переданы функции иных органов исполнительной власти Чувашской Республики в соответствии с Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений. В соответствии с Положением о Минэкономразвития Чувашии, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2020 N74, уполномоченным органом, осуществляющим функции в сфере туризма, является Минэкономразвития Чувашии.
В связи с изложенным, определением от 13.03.2020 суд первой инстанции на основании пункта 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену истца - Минкультуры Чувашии, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики на правопреемника - Минэкономразвития Чувашии.
Возражения Минсельхоза России, фактически продублированные третьим лицом в апелляционной жалобе, признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность изъятия земельного участка, находящегося в публичной собственности иного образования, обремененного правом частного лица для государственных или муниципальных нужд. При этом фактически происходит не изъятие участка у собственника, а прекращение ограниченных вещных или обязательственных прав частного лица на этот земельный участок.
В пункте 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель допустил возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публично-правового образования, для нужд другого публичного образования, в форме прекращения ограниченных вещных либо обязательственных прав у лиц, которым такие участки были ранее предоставлены. При этом само изъятие (в этой форме прекращения прав) может осуществляться независимо от формы собственности на изымаемый земельный участок. Изъятие для нужд публично-правового образования (в данном случае - для региональных нужд) части земельного участка, относящегося к федеральной собственности, не приводит и к коллизии публичных интересов (к конфликту интересов между разными уровнями публичной власти). Применительно к спорным отношениям (подпункт 2 статьи 49, пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации) изъятию земельных участков предшествует подготовка документов территориального планирования, проекты которых подлежат согласованию органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях и порядке, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статьи 16, 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в рамках постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2018 N 533 изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации не предусмотрено. Указанное решение об изъятии принято с целью досрочного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Учреждением земельного участка, необходимого для государственных нужд Чувашской Республики для строительства линейного объекта регионального значения (линейный объект "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристко-рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики - транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса "Ясна", Чебоксарский район (автодорога Студгородок - Ясна)".
При этом суд первой инстанции верно отметил, что в дальнейшем взаимоотношения сторон, касающиеся вопросов о праве собственности на земельные участки, могут быть урегулированы на основании пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Материалы дела свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 был предоставлен ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования именно в качестве компенсации за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219.
Так, 02.06.2017 утвержден перечень поручений по итогам совещания Кабинета Министров Чувашской Республики по вопросу строительства транспортной инфраструктуры этнологического комплекса "Ясна", согласно которому рекомендовано представить предложения по передаче Учреждению равноценного земельного участка, расположенного на территории Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в постоянное бессрочное пользование взамен изымаемого земельного участка, расположенного на территории Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
23.11.2017 Учреждение направило письмо N 02-22/452 в адрес администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, где просило предоставить на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 21:21:271903:142, площадью 22 900 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, северная часть кадастрового квартала.
Из постановления администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29.11.2017 N 73 следует, что на основании заявления от 23.11.2017 N 03-08/41 Учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 площадью 22 900 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, северная часть кадастрового квартала, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Согласно уведомлению регистрирующего органа от 11.01.2018 N 21/999/001/2017-17083 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142, площадью 22 900 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Письмом от 24.01.2018 N 02-20/2018 ответчик уведомил Росимущество о регистрации за Учреждением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142, площадью 22 900 кв.м.
08.02.2018 Росимущество направило в адрес администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики письмо N 1588, где просило рассмотреть вопрос о передаче вышеуказанного земельного участка в федеральную собственность.
Письмом от 16.02.2018 N 14/18-1109 Минсельхоз Чувашии обратилось в Департамент земельной политики, имущественных отношений и государственной собственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с просьбой о проведении рабочей встречи по обсуждению вопросов согласования раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:23171:10 площадью 2 325 889 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, с/пос Кшаушское, д.Кшауши, находящегося в федеральной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования в качестве компенсации, и отказа от права постоянного (бессрочного) пользования в качестве компенсации на вновь образуемый земельный участок площадью 19 305 кв.м, с целью последующей его передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Из письма от 27.02.2018 N 14/18-1323 следует, что Минсельхоз Чувашии сообщило Кабинету Министров Чувашской Республики о предоставлении Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142, площадью 22 900 кв.м, в качестве компенсации за изымаемый земельный участок для государственных нужд Чувашской Республики.
В письме от 12.03.2018 N 15/232 Департамент земельной политики, имущественных отношений и государственной собственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации рекомендовал Учреждению в целях защиты имущественных интересов Академии и Российской Федерации и недопущения убытков, которые могут быть вызваны возможным отчуждением испрашиваемой части земельного участка, совместно с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления проработать вопрос об изъятии вышеуказанного земельного участка, а также о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования за Академией компенсационного земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142, площадью 22 900 кв.м, находящегося в муниципальной собственности.
10.10.2018 Росимущество сообщило Кабинету Министров Чувашской Республики о том, что по итогам совещания принято решение об обращении Учреждения в Минсельхоз России по вопросу раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:10, отказа от права постоянного (бессрочного) пользования от части земельного участка для возможности ведения уставной деятельности путем передачи в федеральную собственность муниципального земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142, предоставленного Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, из вышеуказанных документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 был предоставлен ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования именно в качестве компенсации за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219.
Довод о том, что земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 является неравноценной компенсацией за изымаемый спорный земельный участок, судом первой инстанции обосновано не принят как необоснованный и документально не подтвержденный.
Более того, согласно выписке из ЕГРН от 19.09.2019 N КУВИ-001/2019-22813701 земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 имеет площадь 22 900 кв.м, расположен по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, северная часть кадастрового квартала, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", находится в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения, правообладателем является муниципальное образование - Ишакское сельское поселение Чебоксарского района Чувашской Республики.
Исходя из изложенного, земельный участок площадью 22 900 кв.м, переданный взамен изымаемому участку площадью 19 379 кв.м, имеет большую площадь, используется ответчиком для сельскохозяйственного производства, прилегает к основному земельному участку, используемому Учреждению.
Также, из представленной в материалы дела переписки следует, что Учреждение не возражало против принятия земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142 на праве постоянного (бессрочного) пользования взамен изымаемого земельного участка и не заявляло требования о возмещении дополнительной компенсации.
Более того, ответчик зарегистрировал право постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок еще 11.01.2018.
Доказательств того, что ответчику передан неравноценный земельный участок, вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
В ходе судебного разбирательства по делу представитель ответчика пояснял, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 21:21:231701:219 ранее находилась проселочная дорога, в настоящее время находится дорога, в сельскохозяйственных целях указанный участок ответчиком не использовался. Подтвердил, что земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен ответчику в качестве компенсации за планируемый к изъятию земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219. Земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 используется ответчиком в настоящее время по назначению для сельскохозяйственного производства. Таким образом, материалами дела подтверждается факт неиспользования ответчиком по назначению изымаемого земельного участка, в то время как предоставленный взамен земельный участок ответчиком принят и используется по назначению, что свидетельствует о фактическом согласии ответчика с изъятием земельного участка. Доказательств того, что предоставленное возмещение является неравноценным, как и доказательств возникновения убытков в связи с изъятием земельного участка, ответчик не представил. Кроме того согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142 площадью 22 900 кв.м, предоставленного взамен изымаемого, составляет 68471 руб., а изымаемого земельного участка площадью 19 379 кв.м с кадастровым номером 21:21:231701:219 - 38 758 руб. Таким образом, качественные характеристики предоставленного взамен изымаемого земельного участка значительно лучше.
Суд первой инстанции по результатам оценки собранных по делу доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что строительство линейного объекта регионального значения "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристко-рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики - транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса "Ясна", Чебоксарский район (автодорога Студгородок - Ясна)" предусмотрено утвержденными схемой территориального планирования, правилами землепользования и застройки Чебоксарского района. Надлежащим ответчиком по настоящему делу является Учреждение, право постоянного (бессрочного) пользования которого прекращается в результате изъятия земельного участка. Истцом соблюден досудебный порядок заключения соглашения об изъятии земельного участка путем уведомления Учреждения о принятом решении об изъятии и направления ему проекта соглашения об изъятии.
Предоставление ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142 площадью 22 900 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, суд, в отсутствие доказательств обратного, обоснованно признал равноценным возмещением в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
При таких обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам заявителя, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие значение для дела обстоятельства и сделал правильные выводы по существу требований истца.
Доводы Минсельхоза России о необходимости предъявления иска, направленного на прекращение федеральной собственности на спорный земельный участок, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Позиция заявителя жалобы о том, что изъятие земельного участка одним публично-правовым образованием в пользу другого публично-правового образования не может быть осуществлено в соответствии с нормами гражданского законодательства, несостоятельна.
Пунктом 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публичного образования, для нужд другого (путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права безвозмездного пользования таким земельным участком).
Ссылка заявителя жалобы относительно того, что не было предоставлено встречное предоставление за изымаемый земельный участок, отклоняется как противоречащий материалам дела с учетом вышеизложенного.
Иные приведенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Каких-либо обстоятельств, основанных на доказательственной базе, которые могли бы повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и результат разрешения исковых требований, в апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.03.2021 по делу N А79-6498/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
А.Н. Ковбасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6498/2019
Истец: Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики
Ответчик: ФГБУ высшего образования "Чувашский государственный аграрный университет", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия"
Третье лицо: Администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Администрация Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, ФГБУ филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"