г. Чита |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А78-12261/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Читинской таможни на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2023 года по делу N А78-12261/2023 по заявлению первого заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 13 сентября 2023 года N 10719000-2139/2023, вынесенного в отношении предпринимателя Соколова А.И.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Соколова Андрея Ивановича (ОГРНИП 310753606900014, ИНН 753609634987),
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры: Дружининой А.А., представителя по доверенности от 11.12.2023,
от таможни: Шешукова А.Б., представителя по доверенности от 25.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора (далее -прокурор) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Читинской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 13 сентября 2023 года N 10719000-2139/2023, вынесенного в отношении индивидуального предпринимателя Соколова А.И.
Определением от 13 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Соколов Андрей Иванович (далее - третье лицо, ИП Соколов А.И.).
Решением суда от 13 декабря 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган обжаловал его в апелляционном порядке, указав, что им проведены проверки в отношении своевременности представления каждой статистической формы при осуществлении контрольных функций, проверочные мероприятия в отношении общества не проводились, осуществлялся самостоятельный контроль каждого документа (отчета).
В отзыве на апелляционную жалобу прокурор выразил согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал, прокурор доводы апелляционной жалобы оспорила.
ИП Соколов А.И., надлежащим образом извещенный о времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
ИП Мухля О.О. и ИП Соколов А.И. 22 декабря 2022 года заключили договор поставки N 206, в рамках исполнения которого Соколов А.И. в декабре 2022 года осуществил ввоз товаров, представил в налоговый орган соответствующие документы (заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 2 от 17 января 2023 года, договор поставки N 206 от 22 декабря 2022 года, товарную накладную N 1765661 от 27 декабря 2022 года, счет N 63 от 22 декабря 2022 года, квитанцию транспортной компании об отправлении).
По указанным документам поставлялся товар "кабель-разветвитель CR-2 тип БМВ, кабель-разветвитель CR-2 тип Бош" общей стоимостью 18 000 рублей. Товар принят на учет Соколовым А.И. 30 декабря 2022 года. В адрес предпринимателя Читинской таможней направлено информационное письмо (исх. N 19-07/05833 от 18 апреля 2023 года) о необходимости представления статистической формы учета перемещения товаров.
12 сентября 2023 года на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Соколов А.И. зарегистрировал и заверил электронной подписью статистическую форму учета перемещения товаров (системный номер ED20230912060826077), которой автоматически присвоен регистрационный номер 10719000/120923/С581557 за отчетный период декабрь 2022 года.
Административным органом установлен пропуск срока для предоставления статистических форм, в связи с чем 30 августа 2023 года возбуждено дело об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела таможенным органом 13 сентября 2023 года в отношении Соколова А.И. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10719000-2138/2023, в соответствии с которым он привлечен к ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП Российской Федерации в виде предупреждения.
ИП Мухля О.О. и ИП Соколов А.И. 17 ноября 2022 года заключили договор поставки N 201, в рамках исполнения которого Соколов А.И. в декабре 2022 года осуществил ввоз товаров и представил в налоговый орган соответствующие документы (заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 1 от 17 января 2023 года, договор поставки N 201 от 17 ноября 2022 года, товарную накладную N 1765659 от 23 ноября 2022 года, счет N 57 от 17 ноября 2022 года, квитанцию транспортной компании об отправлении).
Согласно названным документам поставлялся товар "блок управления Поток CR-4, безмензурочный блок Поток FM-4" общей стоимостью 448000 рублей. Товар принят на учет Соколовым А.И. 3 декабря 2022 года. Таможней в адрес Соколова А.И. направлено информационное письмо (исх. N 19-07/05833 от 18 апреля 2023) о необходимости представления статистической формы учета перемещения товаров.
12 сентября 2023 года на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Соколов А.И. зарегистрировал и заверил электронной подписью статистическую форму учета перемещения товаров (системный номер ED20230912060749546), которой автоматически присвоен регистрационный номер 10719000/120923/С581551 за отчетный период - декабрь 2022 года.
Таможенным органом установлен пропуск срока для предоставления статистических форм, в связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении и постановлением от 13 сентября 2023 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10719000-2139/2023 предприниматель привлечен к ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП Российской Федерации в виде предупреждения.
Прокурор оспорил постановление в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств.
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон о таможенном регулировании) предусмотрено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
На основании части 2 той же статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность закреплена в пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года N 1329" (далее - Правила N 891).
Согласно пункту 8 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Исходя из пункта 10 Правил N 891, местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил N 891).
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а частью 2 этой же статьи - за повторное совершение такого административного правонарушения.
Согласно примечанию к статье 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за правонарушения, предусмотренные данной статьей, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица.
Объективную сторону административного правонарушения составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы; представление в таможенный орган статистической формы, содержащей недостоверные сведения.
Суд первой инстанции, установив по материалам дела факт представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров с пропуском установленного пунктом 9 Правил N 891 срока, пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя Соколова А.И. события и объективной стороны вмененного административного правонарушения и правильной его квалификации по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Материалам дела также подтверждено наличие в действиях (бездействии) Соколова А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Существенных нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности таможенным органом не пропущен.
Вместе с тем, суд первой инстанции, правомерно применив положения части 5 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, при наличии вступившего в законную силу постановления от 13 сентября 2023 года N 10719000-2138/2023, которым предприниматель Соколов А.И. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за совершение административного правонарушения, выразившегося в непредставлении статистической формы учета перемещения товара за отчетный период декабрь 2022 года, установил основания для отмены оспариваемого постановления.
Отклоняя приведенные и в апелляционной жалобе доводы таможенного органа об отсутствии оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из письма Читинской таможни от 18 апреля 2023 года N 19-07/05833 следует, что в отношении обоих поставок проводилось одно контрольное мероприятие по вопросу соблюдения сроков представления статистической отчетности. В частности, в письме таможней указано на ввоз из Республики Беларусь товаров общей стоимостью 466 000 рублей, в связи с чем и требуется представить статистическую отчетность.
Непредставление статистической отчетности послужило поводом для возбуждения в отношении предпринимателя 30 августа 2023 года дел об административном правонарушении, при этом оба соответствующих протокола были составлены одним и тем же должностным лицом (главным государственным таможенным инспектором отдела выбора объектов контроля Устьянцевой В.А.).
Обе формы статистической отчетности (10719000/120923/С581551 и 10719000/120923/С581557) представлены предпринимателем Соколовым А.И. в один и тот же день - 12 сентября 2023 года.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), таможенный контроль является одним из видов государственного контроля.
Согласно подпункту 41 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - Таможенный кодекс ЕАЭС) под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 360 Таможенного кодекса ЕАЭС и статьей 276 Закона о таможенном регулировании таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику. Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
Методология ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 N 210 "Об утверждении Методологии ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза и Методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза" (далее - Методология).
Ведение статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации обеспечивается Федеральной таможенной службой и включает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, проверку достоверности представленных в статистической форме сведений, включая запрос у лица, указанного в пункте 5 настоящих Правил, дополнительной информации, а также формирование, опубликование и представление данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза (пункт 3 Правил N 891).
Согласно пункту 4 Методологии основным источником информации для ведения статистики взаимной торговли товарами являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле товарами в соответствии с законодательством государств - членов. Уполномоченные органы в целях формирования статистики взаимной торговли товарами могут использовать иные источники информации.
К объектам таможенного контроля относятся, в том числе, таможенные и иные документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, а также сведения, содержащиеся в таких документах (статья 311 Таможенного кодекса ЕАЭС).
На основании пункта Правил N 891 таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, в том числе посредством запроса у заявителя через личный кабинет дополнительных сведений, которые должны быть представлены в таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем такого запроса.
Пунктом 2 статьи 324 Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таким образом, таможенные органы в рамках своей деятельности осуществляют государственный контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Проверка соблюдения установленных Правилами N 891 сроков представления статистической отчетности является мероприятием государственного контроля.
Таким образом, оснований полагать, что требования части 5 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не применимы к рассматриваемой форме контроля, не имеется.
При этом из содержания части 5 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не следует, что под государственным контролем (надзором) подразумевается исключительно государственный контроль, осуществляемый в рамках Закона N 248-ФЗ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2023 года по делу N А78-12261/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-12261/2023
Истец: ОСП ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА, Первый заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора Гришаев М. В.
Ответчик: ЧИТИНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Соколов Андрей Иванович