город Ростов-на-Дону |
|
22 июля 2021 г. |
дело N А32-4787/2021 |
Судья Филимонова С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арома-Трейд" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 по делу N А32-4787/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арома-Трейд"
к Новороссийской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арома-Трейд" (далее - общество, ООО "Арома-Трейд") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и изменении постановления Новороссийской таможни от 08.12.2020 по делу об административном правонарушении N 10317000-1207/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., заменив административный штраф на предупреждение.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 12.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО "Арома-Трейд" просит отменить решение суда, заменить административный штраф в размере 20 000 руб. на предупреждение, ссылаясь на то, что общество с 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и отнесено к категории "Микропредприятие" (со среднесписочной численностью работников - 1 человек). Из материалов дела не следует и судом не установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в том числе, повторное совершение однородного административного правонарушения. Материалами дела не подтверждается факт возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, наличие ущерба. Применительно к обстоятельствам настоящего правонарушения, административным органом не представлено доказательств того, что нарушение обществом срока подачи статистических сведений об экспортных операциях за ноябрь 2019 года, повлекло реальную угрозу экономической безопасности государства. Статистические сведения фактически были представлены обществом.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 10.11.2020 ООО "Арома Трейд" в Новороссийскую таможню представлена статистическая форма (далее - СФ) перемещения товара по договору от 23.09.2019 N 23/09-2019, заполненная с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (регистрационный номер N 10317000/101120/С337425).
В соответствии с данными, содержащимися в СФ N 10317000/101120/С337425, установлено, что в ноябре 2019 года общество осуществило экспортные операции по перемещению через государственную границу Российской Федерации товаров 10 товарной группы (зерновые) по ТН ВЭД ЕАЭС в Республику Армению, покупатель ЗАО "Арцах Бренди Компани" Ереванский филиал, по следующим документам: договор от 23.09.2019 N 23/09-2019, счет-фактура от 23.09.2019 N 1, товарная накладная от 08.11.2019 N 34, CMR от 11.11.2019 N 226082, общей стоимостью товаров 300 000 руб.
Статистическая форма N 10317000/101120/С337425 за отчетный период ноябрь 2019 г., направление перемещения - экспорт, торгующая страна - Армения, подана в электронном виде директором общества Наумовым П. Л., дата подачи СФ -10.11.2020.
В соответствии с законодательством, СФ за отчетный период ноябрь 2019 года, должна была быть представлена Обществом в таможенный орган не позднее 11.12.2019 включительно.
В результате проведенных мероприятий установлено, что общество представило СФ с регистрационным номером N 10317000/101120/С337425 с нарушением сроков представления, а именно позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен с территории РФ. Однако статистическую форму за отчетный период с ноябрь 2019 ООО "Арома-Трейд" представило 10.11.2020, то есть с нарушением срока, установленного законодательством, действовавшим до 24.07.2020.
В связи с выявленными нарушениями, должностным лицом, в отсутствие представителя общества, 24.11.2020 был составлен протокол об административном правонарушении.
08.12.2020 и.о.заместителя начальника Новороссийской таможни рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-1207/2020, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наступление административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств-членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств-членов ЕАЭС.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Субъектом административного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению в таможенный орган статистических форм.
Частью 1 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.
Частью 2 статьи 276 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза (далее - Союза, ЕАЭС), и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - Союза.
Частью 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, установлена для российских лиц, которые заключили сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки на российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) в целях эффективного функционирования и развития Союза формируется официальная статистическая информация Союза.
Порядок формирования и распространения официальной статистической информации Союза определяется приложением N 4 к Договору.
В соответствии с пунктом 3 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Союза (Приложение N 4 к Договору) в целях обеспечения государств - членов и Комиссии ЕАЭС официальной статистической информацией о товарах, перемещаемых между государствами - членами во взаимной торговле, уполномоченные органы осуществляют ведение статистики взаимной торговли товарами с другими государствами - членами.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза", которым на основании пункта 3 статьи 278 Федерального Закона N 289-ФЗ определены правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и правила заполнения статистических форм учета перемещения товаров (далее - Правила).
Исходя из пункта 7 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2015 г. N 1329", которым утверждены новые правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и правила ее заполнения и в соответствии с которым увеличен срок представления статистической формы с 8 до 10 рабочих дней.
Однако, учитывая тот факт, что на момент совершения данного административного правонарушения действовало постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", в соответствии с положениями первого абзаца пункта 7 Правил статистическую форму, содержащую сведения об экспортно-экспортных операциях за ноябрь 2019 года, Общество должно было представить не позднее 8-ого рабочего дня, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, - не позднее 11 декабря 2019 года включительно.
Статистическая форма в соответствии с Правилами заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).
Согласно пункту 10 Правил, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно третьему абзацу пункта 7 Правил, при наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статистическая форма заполняется по форме и в соответствии с Правилами заполнения СФ, предусмотренными приложениями N 1, N 2 (пункт 7 Правил).
В соответствии с пунктом 10 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами евразийского экономического союза, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
С 24.07.2020 действуют Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденные Постановлением Правительства от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329" (далее по тексту - Правила, утвержденные Постановлением N 891).
В соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением N 891, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
В соответствии с пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением N 891 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 2017-0 изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.
Таким образом, учитывая пункт 9 Правил, утвержденных Постановлением N 891, положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 2017-0 обязанность по представлению в Новороссийскую таможню статистической формы за отчетный период ноябрь 2019 ООО "Арома-Трейд" не исполнена. Статистическая форма была представлена с нарушением срока, установленного действующим законодательством.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии у таможенного органа правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющее предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением сроков предоставления статистической отчетности о перемещении товара через таможенную границу в адрес получателя на территории государства - члена ЕЭС. Правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности контролирующим органом не пропущен.
Не оспаривая наличие в своих действиях состава вмененного правонарушения, заявитель апелляционной жалобы указывает на возможность замены административного штрафа на предупреждение, поскольку общество является субъектом малого предпринимательства, отсутствует причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда общественным отношениям, правонарушение совершено впервые.
Вместе с тем, указанные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Сами по себе факты отсутствия негативных материальных последствий и не привлечения лица ранее к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены административного штрафа на предупреждение. Факт включения организации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не может служить основанием для изменения меры административной ответственности с административного штрафа на предупреждение.
Оснований для признания вмененного Обществу правонарушения малозначительным, апелляционным судом не установлено.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обществом не представлены, и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении Общества к административной ответственности за аналогичные правонарушения в течение одного года.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, апелляционным судом не установлено.
Оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности административного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно назначил административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 20 000 рублей.
Из обстоятельств совершения правонарушения апелляционным судом не установлено, что в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, как обоснованно отмечено в обжалуемом решении, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров оказывает негативное влияние на достоверность формируемых данных официального статистического наблюдения, что создает косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства.
Данное заключение вытекает из положений Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208.
Замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, в данном случае, будет противоречить задачам законодательства об административных правонарушениях и формировать пренебрежительное отношение к требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 по делу N А32-4787/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4787/2021
Истец: ООО "АРОМА-ТРЕЙД"
Ответчик: Новороссийская таможня