город Томск |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А27-4278/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-5955/2021) на решение от 07.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4278/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (653000, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, улица Коммунальная, дом 9, ОГРН 1154223001327, ИНН 4223077318) к обществу с ограниченной ответственностью "Сальвар" (653050, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, улица Есенина, 22, ОГРН 1024201886312, ИНН 4223008804) о взыскании 11 000 рублей штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сальвар" (далее - Общество) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за отчетные периоды - июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, май 2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2019 год, на общую сумму 11 000 рублей.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 31.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 07.06.2021 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8, 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; страхователем изначально представлены неполные и недостоверные сведения о застрахованных лицах за отчетные периоды - июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, май 2020 года, 2019 год, при таких обстоятельствах, полагает, что положения пункта 39 Инструкции N 766н не могут быть применены, в целях не привлечения к ответственности Общество должно было представить уточненные сведения в течении пяти рабочих дней с момента представления исходных сведений.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество представило в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период - июль 2019 года на 3 застрахованных лица - 01.08.2019, за август 2019 года на 3 застрахованных лица - 05.09.2019, за сентябрь 2019 года на 3 застрахованных лица - 01.10.2019, за октябрь 2019 года на 3 застрахованных лица - 11.11.2019, за ноябрь 2019 года на 3 застрахованных лица - 02.12.2019, за декабрь 2019 года на 3 застрахованных лица - 09.01.2020, за январь 2020 года на 3 застрахованных лица - 06.02.2020, за февраль 2020 года на 3 застрахованных лица - 02.03.2020, за май 2020 года на 4 застрахованных лица - 05.05.2020, по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2019 год на 3 застрахованных лица - 09.01.2020, что подтверждается протоколами проверки отчетности, извещениями о доставке.
Общество представило 03.04.2020 в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" на 2 застрахованных лица за отчетные периоды - июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль 2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, 05.05.2020 сведения по форме СЗВ-М тип "отменяющая" за отчетный период - май 2020 года, 18.06.2020 представлены сведения тип "дополняющая" на 4 застрахованных лица, что подтверждается протоколами проверки отчетности, извещениями о доставке. Обществом в исходных, отменяющих и дополняющих сведениях за май 2020 года указанные одни и те же застрахованные лица в количестве 4 человек.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.05.2020 N 052S18200005852 (за июль 2019 года), N 052S18200005843 (за август 2019 года), N 052S18200005838 (за сентябрь 2019 года), N 052S18200005826 (за октябрь 2019 года), N 052S18200005814 (за ноябрь 2019 года), N 052S18200005803 (за декабрь 2019 года), N 052S18200005853 (за 2019 год), N 052S18200005795 (за январь 2020 года), N 052S18200005822 (за февраль 2020 года), от 26.06.2020 N 052S18200007602 (за май 2020 года).
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 30.06.2020 N 052S19200006441 (за июль 2019 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200006442 (за август 2019 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200006443 (за сентябрь 2019 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200006444 (за октябрь 2019 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200006446 (за ноябрь 2019 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200006447 (за декабрь 2019 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200006440 (за 2019 год в размере 1 000 рублей), N 052S19200006448 (за январь 2020 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200006445 (за февраль 2020 года в размере 1 000 рублей), от 03.08.2020 N 052S19200008160 (за май 2020 года в размере 2 000 рублей), общий размер финансовых санкций составил 11 000 рублей.
Обществу выставлены требования от 28.07.2020 N 052S01200009153 (за июль 2019 года), N 052S01200009155 (за август 2019 года), N 052S01200009178 (за сентябрь 2019 года), N 052S01200009179 (за октябрь 2019 года), N 052S01200009181 (за ноябрь 2019 года), N 052S01200009182 (за декабрь 2019 года), N 052S01200009152 (за 2019 год), N 052S01200009183 (за январь 2020 года), N 052S01200009180 (за февраль 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок до 17.08.2020, от 26.08.2020 N 052S01200010645 (за май 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок до 15.09.2020.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц, за май 2020 года в отношении 4 застрахованных лиц, о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за 2019 год в отношении 2 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды - июль 2019 года - не позднее 15.08.2019, август 2019 года - не позднее 16.09.2019, сентябрь 2019 года - не позднее 15.10.2019, октябрь 2019 года - не позднее 15.11.2019, ноябрь 2019 года - не позднее 16.12.2019, декабрь 2019 года - не позднее 15.01.2020, январь 2020 года - не позднее 17.02.2020, февраль 2020 года - не позднее 16.03.2020, май 2020 года - не позднее 15.06.2020 (с учетом выходных дней).
С учетом пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - 2019 год - не позднее 02.03.2020 (с учетом выходных дней).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, май 2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2019 год, в установленный законом срок.
Факт предоставления неполных сведений по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, май 2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, при первоначальном предоставлении форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд дополнительных сведений за указанные периоды.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Общества финансовых санкций не имеется.
Суд первой инстанции верно отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Доводы подателя апелляционной жалобы, что страхователем изначально представлены неполные и недостоверные сведения о застрахованных лицах за отчетные периоды - июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, май 2020 года, 2019 год, положения пункта 39 Инструкции N 766н не могут быть применены, в целях не привлечения к ответственности Общество должно было представить уточненные сведения в течении пяти рабочих дней с момента представления исходных сведений, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права. В данном случае Общество первично исполнило обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в установленный законом срок, исправления в представленные сведения внесло самостоятельно до обнаружения ошибки Пенсионным фондом, доказательств того, что Пенсионный фонд выявил ошибки в представленных исходных сведениях и направлял уведомление Обществу об их устранении в материалы дела не представлено и Пенсионным фондом об этом не заявляется, ввиду чего основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, по спорным отчетным периодам отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4278/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4278/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области -Кузбасса межрайонное
Ответчик: ООО "Сальвар"