город Томск |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А27-6044/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-5986/2021) на решение от 02.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6044/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Исаенко Е.В.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (652815, Кемеровская область - Кузбасс, город Осинники, улица Ефимова, дом 9, корпус а, помещение 1, ОГРН: 1164205068390, ИНН: 4222015870) к обществу с ограниченной ответственностью "Теплострой" (652741, Кемеровская область - Кузбасс, город Калтан, улица Комсомольская, дом 7, офис 11, ОГРН: 1124253000112, ИНН: 4253004701) о взыскании 500 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013957, 500 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013959, 500 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013960, 1 000 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013961, 1 000 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013962, 4 000 рублей штрафа по требованию от 03.11.2020 N 052S01200015036, 1 000 рублей штрафа по требованию от 19.11.2020 N 052S01200015796, 500 рублей штрафа по требованию от 09.02.2021 N 052S01210001477,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Теплострой" (далее - Общество) за непредставление в установленный срок сведений 500 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013957 за отчетный период январь 2020 года, 500 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013959 за отчетный период февраль 2020 года, 500 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013960 за отчетный период март 2020 года, 1 000 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013961 за отчетный период апрель 2020 года, 1 000 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013962 за отчетный период май 2020 года, 4 000 рублей штрафа по требованию от 03.11.2020 N 052S01200015036 за отчетный период июль 2020 года и 1 000 рублей штрафа по требованию от 19.11.2020 N 052S01200015796 за отчетный период июль 2020 года, а также 500 рублей штрафа по требованию от 09.02.2021 N 052S01210001477 за отчетный период октябрь 2020 года за предоставление неполных (недостоверных) сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 28.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные Пенсионным фондом требования удовлетворены частично;
с Общества в пользу Пенсионного фонда взыскано 8 000 рублей штрафных санкций, в том числе: 500 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013957 за отчетный период январь 2020 года, 500 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013959 за отчетный период февраль 2020 года, 500 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013960 за отчетный период март 2020 года, 1 000 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013961 за отчетный период апрель 2020 года, 1 000 рублей штрафа по требованию от 21.10.2020 N 052S01200013962 за отчетный период май 2020 года, 4 000 рублей штрафа по требованию от 03.11.2020 N 052S01200015036 за отчетный период июль 2020 года (за нарушение срока предоставления исходных сведений в отношении 8 застрахованных лиц), 500 рублей штрафа по требованию от 09.02.2021 N 052S01210001477 за отчетный период октябрь 2020 года, а также 1 777,80 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 02.06.2021 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 1 000 рублей штрафных санкций по требованию от 19.11.2020 N 052S01200015796 (за отчетный период июль 2020 года) отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), указывает, что в спорный период страхователем дополнительно представлены сведения еще на 2 застрахованных лица, информация о которых не была ранее представлена и не была, соответственно, принята Пенсионным фондом, при таких обстоятельствах, положения пункта 40 Инструкции не могут быть применены.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из апелляционной жалобы Пенсионного фонда, решение суда первой инстанции обжалуется в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 1 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М в отношении 2 застрахованных лиц по требованию от 19.11.2020 N 052S01200015796 за отчетный период - июль 2020 года (в отношении дополняющих сведений).
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлено, возражений по проверке законности и обоснованности судебного решения в оспариваемой части в апелляционный суд не направлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кемеровской области в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене в оспариваемой части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период - июль 2020 года на 8 застрахованных лиц - 19.08.2020, что подтверждается отметкой специалиста Пенсионного фонда, проставленными на отчетности по форме СЗВ-М по типу "исходная", протоколом проверки отчетности, извещением о доставке.
15.09.2020 Общество представило в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июль 2020 года на 2 застрахованных лица, сведения о которых отсутствовали в ранее представленной форме СЗВ-М тип "исходная" за указанный отчетный период, что подтверждается сведениями о застрахованных лицах, протоколом проверки отчетности, извещением о доставке.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.09.2020 N 052S18200013044 в отношении 2 застрахованных лиц, указанных в дополняющих сведениях.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 22.10.2020 N 052S19200013215 за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетный период - июль 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц в размере 1 000 рублей по представленным дополняющим сведениям.
Обществу выставлено требование от 19.11.2020 N 052S01200015796 об уплате финансовых санкций в срок до 08.12.2020.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М за июль 2020 года, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за указанный отчетный период.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за июль 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц (в отношении дополнительно представленных сведений).
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период июль 2020 года - не позднее 17.08.2020 (с учетом выходных).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за июль 2020 года - 19.08.2020, то есть с нарушением установленного законом срока, о чем Пенсионным фондом принято решение от 07.10.2020 N 052S19200012332 по представленным исходным сведениям о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, размер штрафных санкций составил 4 000 рублей. Обществу выставлено требование от 03.11.2020 N 052S01200015036 об уплате финансовых санкций в срок до 23.11.2020.
Заявленные Пенсионным фондом требования о взыскании финансовых санкций за несвоевременное предоставление исходных сведений за отчетный период - июль 2020 года в отношении 8 застрахованных лиц (требование от 03.11.2020 N 052S01200015036) удовлетворены судом в оспариваемом решении суда первой инстанции, не обжалуется Пенсионным фондом.
Факт предоставления Обществом неполных сведений по форме СЗВ-М за июль 2020 года, при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М, выявлен и устранен Обществом самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций за июль 2020 по требованию от 19.11.2020 N 052S01200015796 (по дополняющим сведениям) не имеется.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорный период Обществом дополнительно представлены сведения еще на 2 застрахованных лица, информация о которых не была ранее представлена и не была принята Пенсионным фондом, в связи с чем положения пункта 40 Инструкции не могут быть применены, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права, Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ), ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6044/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6044/2021
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Осинники КО Межрайонное
Ответчик: ООО "Теплострой"