г. Киров |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А82-20152/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.04.2021 по делу N А82-20152/2020
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
(ИНН: 7604071920, ОГРН: 1047600432219)
к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344),
третьи лица:
Федеральное казначейство (ИНН: 7710568760, ОГРН: 1047797019830),
Управление Федерального казначейства по Ярославской области
(ИНН: 7604032150, ОГРН: 1027600685320),
о признании незаконными действий в части отказа в выделении средств на возмещение (зачет) части расходов, произведенных в целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности;
о признании недействительными акта камеральной проверки и решений;
об обязании выделить денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение, Фонд):
- о признании незаконными действий Фонда в части отказа в выделении средств на возмещение (зачет) части расходов, произведенных в целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности;
- о признании недействительным акта камеральной проверки от 14.09.2020 N 352;
- о признании недействительными решений от 21.10.2020 N 3919 о выделении (отказе в выделении) средств на возмещение (зачет) части расходов, произведенных в целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности, от 21.10.2020 N 433 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- об обязании выделить денежные средства в общей сумме 1 557,46 руб.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая на правомерности своих расчетов выплаченных пособий, произведенных, начиная с 11 дня нетрудоспособности, путем сравнения начисленного с 11 дня нетрудоспособности пособия с применением МРОТ.
Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором против доводов Управления возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Федеральное казначейство и Управление федерального казначейства по Ярославской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.06.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.06.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда 22.07.2021 не обеспечили, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 21.04.2021 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Отделением проведена камеральная проверка Управления по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт N 352 от 14.09.2020 и вынесены решения от 21.10.2020:
- N 3919 о выделении средств на возмещение (зачет) части расходов, произведенных в целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в сумме 1 470 503,59 руб., и об отказе в выделении средств в сумме 1 557,46 руб.,
- N 433 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 1 557,46 руб.
Управление с позицией Фонда в части отказа в выделении 1 557,46 руб. не согласилось и обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь Федеральными законами от 01.04.2020 N 104-ФЗ "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка" (далее - Закон N 104-ФЗ), от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N255-ФЗ), от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Письмом ФСС от 13.08.2020 N 02-09-14/15-03-18448, требования Управления признал неправомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва Фонда, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Законодательством определены случаи (социальные страховые риски), с которыми связано осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования, и установлены в рамках специального правового регулирования соответствующих отношений принципы, правила и особенности различных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Порядок назначения, исчисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлен Законом N 255-ФЗ).
В силу статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности. Таким образом, при исчислении пособия в 2020 году учитываются выплаты за 2018 и 2019.
По общему правилу размер оплаты пособия по временной нетрудоспособности установлен в процентах от среднего заработка в зависимости от страхового стажа работника (часть 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ):
- 100% среднего заработка, если страховой стаж работника 8 и более лет;
- 80% среднего заработка, если страховой стаж от 5 до 8 лет;
- 60% среднего заработка при страховом стаже до 5 лет.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ при лечении ребенка в амбулаторных условиях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ, за последующие дни - в размере 50% среднего заработка; при лечении ребенка в стационарных условиях - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N255-ФЗ.
С 01.04.2020 вступил в действие Закон N 104-ФЗ, которым были утверждены Особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка.
Статьей 1 Закона N 104-ФЗ определено, что пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 на основании Закона N 255-ФЗ, в расчете за полный календарный месяц не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 104-ФЗ в случае, указанном в пункте 1 настоящей статьи, размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности, а размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения указанного размера дневного пособия по временной нетрудоспособности на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.
Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2020 установлен в сумме 12 130 руб. (Федеральный закон от 27.12.2019 N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Таким образом, с 01.04.2020 пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с Законом N 255-ФЗ, за полный календарный месяц не должно быть меньше федерального МРОТ, независимо от стажа и фактического заработка застрахованного лица.
Действие Закона N 104-ФЗ распространяется на все страховые случаи, независимо от причины нетрудоспособности.
По страховым случаям, наступившим до 01.04.2020 и продолжающимся после 01.04.2020, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется и выплачивается:
- за период до 31.03.2020 включительно - в порядке, установленном Законом N 255-ФЗ;
- начиная с 01.04.2020 - с учетом положений Закона N 104-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель Фонда пояснил, что алгоритм расчета пособия по временной нетрудоспособности выглядит следующим образом:
1) пособие по листку нетрудоспособности рассчитывается с учетом заработка и стажа работника,
2) сравнивается рассчитанный размер с МРОТ,
3) выплачивается большая из двух сумм.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам камеральной проверки Отделение установило переплату пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам: Безруковой К.А., Шляковой А.А. и Мазиной Д.В. по причине неправильного применения норм Закона N 255-ФЗ и Закона N 104-ФЗ, когда сумма назначаемого пособия, рассчитываемого по нормам Закона N 255-ФЗ, должна была сравниваться с МРОТ в расчете за полный календарный месяц.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами отсутствует спор относительно порядка расчета пособия по временной нетрудоспособности до 01.04.2020 и за первые 10 дней нетрудоспособности.
Разногласия Фонда и Управления о порядке расчета пособий состоят в том, что с МРОТ следует сравнивать часть пособия по временной нетрудоспособности, рассчитанную, начиная с 11 дня, либо с МРОТ необходимо сравнивать общую сумму начисленного за полный календарный месяц пособия, а не отдельные части пособия за календарный месяц.
Между тем, вариант расчета пособия, предлагаемый Управлением (не за полный календарный месяц, а за часть календарного месяца), не соответствует пункту 1 статьи 1 Закона N 104-ФЗ.
В письме от 13.08.2020 N 02-09-14/15-03-18448 ФСС России указал, что согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 104-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности за период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно выплачивается застрахованному лицу в размере, исчисляемом исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, в случае, если указанное пособие, исчисленное в соответствии с положениями Закона N 255-ФЗ, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ.
Таким образом, по страховым случаям, наступившим до 01.04.2020 и продолжающимся после 01.04.2020, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется и выплачивается за период до 31.03.2020 включительно в порядке, установленном Законом N 255-ФЗ, а начиная с 01.04.2020 - с учетом положений Закона N 104-ФЗ.
Соответственно, расчет, предлагаемый Управлением, подлежит отклонению, как не соответствующий положениям действующего законодательства.
Иные доводы заявителя жалобы, в обоснование которых Управление ссылается на письмо ЕКЦ ФК, которое подтвердило правомерность расчетов Управления, а также указывает, что при равных условиях размер пособия не может зависеть от даты открытия листка нетрудоспособности, и считает, что иное приведет к нарушению статей 19, 39, 75, 75.1 Конституции Российской Федерации, апелляционный суд не принимает, так как фактически доводы Управления свидетельствуют о его желании получить иную оценку доказательствам и доводам, которые оно считает подтверждающими его позицию по рассматриваемому спору, что в отсутствие доводов, опровергающих выводы, сделанные судом первой инстанции, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.04.2021 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.04.2021 по делу N А82-20152/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН: 7604071920, ОГРН: 1047600432219) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-20152/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУ ЯРОСЛАВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Управление федерального казначейства по Ярославской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО