г. Москва |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А41-7700/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "ФМ Трэйдинг": Хачатрян Д.К., по доверенности от 26.01.2021;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Мусиев Р.А., по доверенности от 16.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ФМ Трэйдинг" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2021 года по делу N А41-7700/21 по заявлению ООО "ФМ Трэйдинг" к Министерству экологии и природопользования Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФМ Трэйдинг" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1) Признать решение Министерства экологии и природопользования Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги от 13.01.2021 незаконным полностью.
2) Обязать Министерство экологии и природопользования Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем вынесения решения о приостановке действия лицензии МСК80328ТЭ.
3) Восстановить срок для повторной подачи документов для получения государственной услуги "приостановления права пользования участком недр местного значения".
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2021 года по делу N А41-7700/21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Министерства против указанных доводов возражал.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ФМ Трэйдинг" 09 апреля 2019 года получена лицензия МСК80328ТЭ на разведку и добычу песков строительных на месторождении "Мишнево", участок недр расположен в 0,3 км западнее д. Мишнево г.о. Щелково.
26.11.2020 ООО "ФМ Трэйдинг" обратилось в Министерство экологии и природопользования Московской области с заявлением N Р001-5906102919-40913074 от 26.11.2020 по услуге: приостановление права пользования участком недр местного значения. Заявление подано в электронной форме через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
13 января 2021 года Министерством вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, так как выявлено несоответствие представленных заявителем документов по форме и содержанию требованиям приложения 31 к Административному регламенту и законодательства РФ.
Не согласившись с министерством, общество оспорило данное решение в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", к участкам недр местного значения отнесены участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами (статья 9 Закона о недрах).
Согласно положениям статьи 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Вышеприведенные положения части 2 статьи 20 Закона о недрах устанавливают основания, при наличии которых органы, предоставившие лицензию вправе (но не обязаны) прекратить, приостановить или ограничить действие лицензии.
Случаи, при которых право пользования недрами прекращается в императивном порядке, установлены частью 1 статьи 20 Закона о недрах.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на положения Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах", однако в соответствии с п. 3 Приложения 4 приостановление и ограничение права пользования недрами возможно, но необязательно.
Исходя из системного толкования указанных норм права, суд приходит к выводу, что законом не установлены конкретные основания, по которым органы, предоставившие лицензию, по заявлению недропользователя, были бы обязаны приостановить срок действия лицензии.
Законом не установлены конкретные основания, по которым органы, предоставившие лицензию, по заявлению недропользователя были бы обязаны приостановить срок действия лицензии. Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) не предусмотрено право недропользователя по собственной инициативе (без специального разрешения) приостановить право пользования недрами и обязанность уполномоченного органа выдать соответствующее разрешение на приостановление лишь при наличии волеизъявления недропользователя.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, возникновение затруднений в приобретении прав на земельные участки не может рассматриваться как основание для приостановления срока действия лицензии, поскольку конкурсная документация содержала указание на Условия пользования лицензией, в том числе пункты 3.3 и 3.4.
Представление обществом всех необходимых документов по указанному вопросу о приостановлении лицензии не влекло безусловную обязанность уполномоченного органа принять решение о приостановлении лицензии.
Вопреки мнению общества, выводы суда первой инстанции основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов сторон спора, и правильном применении положений статей 198, 200 Арбитражного кодекса Российской Федерации, статей 2.3, 3, 6, 9, 10, 20 Закона о недрах.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.05.2021 по делу N А41-7700/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7700/2021
Истец: ООО "ФМ ТРЭЙДИНГ"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области