г. Самара |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А55-2034/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лихоманенко О.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "АВТОВАЗ" на решение в виде резолютивной части Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2021 по делу N А55-2034/2021 (судья Бойко С.А.), принятое в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества "АВТОВАЗ" (ОГРН 1026301983113, ИНН 6320002223) к Самарской таможне об оспаривании постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АВТОВАЗ" (далее - АО "АВТОВАЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Самарской таможни (далее - административный орган, таможенный орган) от 29.12.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10412000-2564/2020, которым общество было привлечено к ответственности по ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 14813 руб. 62 коп.
Решением в виде резолютивной части Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2021 по делу N А55-2034/2021, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "АВТОВАЗ" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что АО "АВТОВАЗ" не имело законного основания в соответствии со ст.83 ТК ЕАЭС декларировать спорный товар.
16.04.2021 суд первой инстанции изготовил мотивированное решение по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения от 29.03.2021 с учетом выводов суда первой инстанции, изложенных в мотивированном решении от 16.04.2021.
Таможенный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В соответствии с ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Самарской таможней проверки досмотра в отношении товаров заявленных по декларации на товары (далее - ДТ) N 10418010/0261020/00284077, продекларированных АО "АВТОВАЗ" установлены нарушения требований ст.104 и ст.106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), выразившиеся не декларирование по установленной письменной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и составления в отношении АО "АВТОВАЗ" протокола об административном правонарушении от 16.10.2020 N 10412000-2564/2020.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Самарской таможней вынесено постановление от 29.12.2020 по делу об административном правонарушении N 10412000-2564/2020, которым общество привлечено к ответственности по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 14813 руб. 62 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
С учетом положений части 3 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст.16.4 настоящего Кодекса в виде наложение административного штрафа юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом правонарушения по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ является нарушение порядка таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Объективная сторона данного правонарушения, выражается в невыполнении лицом возложенной на него в соответствии с таможенным законодательством обязанности декларировать товары, подлежащие таможенному декларированию, т.е. не заявлению таможенному органу сведений о товарах, необходимых для таможенных целей.
В п.30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что ч.1 ст.16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
На основании п.1 ст.6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации.
В соответствии с п.п. 35 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно п.п.7 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Декларантами могут выступать лица государства - члена Союза, заключившие сделку либо от имени и (или) по поручению которого заключена эта сделка (ст.83 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.84 ТК ЕАЭС декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции.
При этом, согласно требований п.2, 3 ст.84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары по требованию таможенного органа. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст.84 ТК ЕАЭС и за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.
В соответствии с п.1, 2 ст.401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Согласно п.1 ст.404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами ст.104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных п.4 ст.258, п.4 ст.272 и п.2 ст.281 настоящего Кодекса (пункт 1).
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (п.2).
В соответствии с п.3 и 4 ст.105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В соответствии с п.8 ст.111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Суд первой инстанции установил, что должностными лицами таможенного поста "АвтоВАЗ" в период с 09.10.2020 по 12.10.2020 проведен таможенный досмотр, в ходе которого при пересчете количества деталей товара N 24 по ДТ N 10418010/061020/00284077 установлено наличие 1241 штуки поперечин крыши передней (артикул 732G85921R). В ДТ N 10418010/061020/00284077 заявлены сведения о количестве данного товара в количестве 1080 штук указанных изделий. Таким образом, выявлено 161 штука изделий незадекларированного таможенному органу товара.
Кроме того, в результате досмотра при пересчете количества деталей товара N 36 по ДТ N 10418010/061020/00284077 установлено наличие 2504 штук усилителей кузова для крепления замка задней правой двери (артикул 8200395723). В ДТ N 10418010/061020/00284077 заявлены сведения о количестве данного товара в количестве 2400 штук указанных изделий. Таким образом, выявлено 104 штуки изделий незадекларированного таможенному органу товара.
Данные факты зафиксированы в акте таможенного досмотра от 13.10.2020 N 10412080/131020/000072.
В соответствии с п.3.2 контракта от 25.04.2012 N 250/00232934/00002 между ОАО АВТОВАЗ и RENAULT S.A.S. описание каждой партии поставляемого товара, включая его ассортимент, количество, цену за единицу и стоимость товара, указывается в соответствующем инвойсе. В инвойсе от 18.09.2020 N 8650730 товар с артикулом 732G85921R поименован в количестве 1080 штук, а товар с артикулом 8200395723 поименован в количестве 2400 штук.
Как следует из материалов дела, таможенное оформление товара, производилось декларантом АО "АВТОВАЗ", следовательно, за достоверность заявленных в таможенной декларации сведений отвечает лицо, ее составившее, то есть общество.
Именно на обществе лежит обязанность по надлежащему декларированию ввозимых на таможенную территорию товаров.
АО "АВТОВАЗ", осуществляя деятельность, связанную с перемещением товара через таможенную границу, являясь участником внешнеэкономической деятельности и таможенных правоотношений, обязано знать и исполнять действующее внешнеторговое законодательство, в том числе и в части необходимости соблюдения требований при декларировании товаров.
Общество не представило доказательств невозможности соблюдения правил и норм таможенного законодательства Евразийского экономического союза в силу чрезвычайных событий и обстоятельств которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Следовательно, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Доводы АО "АВТОВАЗ" о том, что общество не имело законного основания в соответствии со ст.83 ТК ЕАЭС декларировать спорный товар, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии со ст.95 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N289-ФЗ), товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры либо при таможенном декларировании без помещения под таможенную процедуру в случаях, определенных ТК ЕАЭС, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.84 ТК ЕАЭС, декларант, среди прочего, обязан произвести таможенное декларирование товаров, уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных п.2 ст.84 ТК ЕАЭС (п.3 ст.84 ТК ЕАЭС).
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, обществу вменено недекларирование товара.
В соответствии с пп.25 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза является перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со ст.10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Довод АО "АВТОВАЗ" о том, что незадекларированный товар фактически им не заказывался не может быть принят во внимание, поскольку не влияет на постановленные ранее выводы о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ. Общество имело возможность принять меры к установлению фактического количества предъявляемого к таможенному оформлению товара, однако не сделало этого, заявив сведения о товарах исключительно на основании товаротранспортных документов.
В соответствии с п.1 ст.102 ТК ЕАЭС лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении, вправе совершать с такими товарами операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения.
В соответствии с п.4 ст.113 ТК ЕАЭС по письменному обращению декларанта, зарегистрированная декларация на товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.
Вместе с тем, общество не воспользовалось данным правом.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании ч.4 ст.1.5 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек.
Обществу определена мера наказания, предусмотренная санкцией ч.1 ст.16.2 КоАП РФ. Оснований для снижения размера штрафа заявителем не приведено и судом не установлено.
Оснований для квалификации совершенного заявителем правонарушения, как малозначительного (ст.2.9 КоАП РФ), суд также не находит, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при этом доказательств исключительности случая вмененного заявителю правонарушения им не представлено, а также не усматривается и из материалов дела.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 229, 266, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение в виде резолютивной части Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2021 года по делу N А55-2034/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2034/2021
Истец: АО "Автоваз"
Ответчик: Самарская таможня