г. Саратов |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А12-6160/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 апреля 2021 года по делу N А12-6160/2020
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский карьерный союз" (ОГРН 1043400245008, ИНН 3443058982, 403003, Волгоградская область, р.п. Городище, ул. Гидротехническая, д. 21)
к Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200, 400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16)
о признании распоряжения от 27.12.2019 N 6138 р недействительным,
заинтересованные лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298, 400001, г. Волгоград, ул. им. Калинина, д. 4),
Департамент по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045, 400066, г. Волгоград, пр. им. Ленина, д. 15),
Администрация Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, 400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Волгоградский карьерный союз" (далее - ООО "ВКС", Общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 27.12.2019 N 6138-р "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с учетным N 1-0-346 на кадастровом плане территории" и об обязании Департамента муниципального имущества администрации Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем утверждения схемы расположения земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Департамент по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда, Администрация Волгограда.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным распоряжение Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 27.12.2019 N 6138р "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с учетным номером N 1-0-346 на кадастровом плане территории".
Кроме того, суд обязал Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в течении месяца со дня вступления решения в силу утвердить схему расположения земельного участка с учетным номером N 1-0-346 на кадастровом плане территории.
Также суд взыскал с Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский карьерный союз" государственную пошлину 3000 рублей.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
ООО "ВКС" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 25.06.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В судебном заседании 15.07.2021 в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 12 часов 20 минут 22.07.2021, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Протокольное определение об объявлении перерыва оглашено в открытом судебном заседании; в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) размещена информация о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "ВКС" обратилось в Департамент муниципального имуществе администрации Волгограда с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 220 595 кв.м., расположенного в 3-х километрах юго-западнее пос. Водстрой г. Волгограда, в целях добычи песков на Волгоградском месторождении строительных песков.
Распоряжением от 27.12.2019 N 6138р "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с учетным N 1-0-346 на кадастровом плане территории" Департамент отказал Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка с учетным номером N 1-0-346 на кадастровом плане территории, проектной площадью 220 595 кв.м. из земель населенных пунктов, действие градостроительных регламентов на который не распространяется, для добычи песков на Волгоградском месторождении (лицензия на право пользования недрами ВЛГ 01339ТЭ) по адресу: в 3-х километрах юго-западнее пос. Водстрой г. Волгограда.
В обоснование отказа в утверждении схемы расположения земельного участка Департамент указал на несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке:
1) не учтены сведения из ЕГРН о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 34634:000000:70, находящегося в муниципальной собственности;
2) границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон;
3) образование земельных участков не должно приводить к вкливанию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Не согласившись с указанным распоряжением, ООО "ВКС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о признании недействительным распоряжения Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 27.12.2019 N 6138-р "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с учетный N 1-0-346 на кадастровом плане территории".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как установлено судами, подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками спора, образуемый согласно представленной заявителем схемы земельный участок с учетным номером N 1-0-346 проектной площадью 220 595 кв.м. частично налагается на земельный участок с кадастровым номером 34:34:000000:70.
Согласно выписке из ЕГРН от 20.02.2020 следует, что земельный участок с кадастровым номером 34:34:000000:70, площадью 1 200 000 кв.м, с адресом: г.Волгоград, на Селезневском бугре, северо-западнее пос. Верхнезареченский, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: посевы сельскохозяйственных культур, является единым землепользованием, включающим в себя обособленные земельные участки с кадастровым номером 34:34:010017:6, площадь - 1 038 112, 9 кв.м, и 34:34:010040:23, площадь - 161887,25 кв.м., земельный участок находится в муниципальной собственности, правообладатель: городской округ город-герой Волгоград. Дата постановки на кадастровый учет - 31.01.2008.
Таким образом, границы образуемого согласно представленной заявителем схемы земельного участка пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Государственном кадастре недвижимости.
Вывод суда о том, что такое наложение земельных участков не является препятствием к утверждению схемы, поскольку земельный участок с кадастровым номером 34:34:000000:70 относится к муниципальной собственности, из земельных участков которой и предусмотрено статьей 25.1. Закона "О недрах" и статьей 39.6. ЗК РФ образование и предоставление в аренду земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, является неверным, не соответствующим нормам действующего земельного законодательства.
Как указано выше, в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом местоположения границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков.
Утверждение схемы расположения земельного участка с учетным номером N 1-0-346 на кадастровом плане территории с наложением границ на другой сформированный и поставленный ранее на кадастровый учет земельный участок является недопустимым, так в силу норм действующего земельного законодательства, так и с точки зрения пункта 20 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Судебная коллегия так же учитывает следующее.
Действительно, заявителю выдана лицензия на право пользования недрами ВЛГ N 01339 ТЭ, которая зарегистрирована в государственном реестре 05.09.2006 г. за N 1376/ ВЛГ N 01339 ТЭ, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча строительных песков на Волгоградском месторождении, со сроком действия до 30.09.2029 г.
Данный участок недр местного значения является Волгоградским месторождением, которое включено в территориальный кадастр месторождений и общераспространенных полезных ископаемых Волгоградской области как находящееся в распределенном фонде недр.
Обществу выдан горноотводный акт от 31.10.2017 г. N 10/17 к лицензии на пользование недрами ВЛГ 01339 ТЭ, в соответствии с которым площадь проекции отвода составляет 83, 4 га.
В рамках арбитражного дела N А12-24157/2014 между Администрацией Волгограда и обществом заключено мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2015 года, по условиям которого признан утратившим силу проект планировки территории восточнее пересечения магистральной дороги скоростного движения (Ш-й продольной магистрали) с продолжением ул. им. Александрова в Тракторозаводском районе, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 17.09.2013 г. N 1549, в части территории от юго-западной границы проектирования до линии, находящейся на расстоянии 50-метров от юго- западных границ кварталов застройки N N 01 08 190. 01 08 213. 01 08 214. 01 08 215. 01 08 216.01 08 217.01 08 219.01 08 221.01 08 223.01 08 224.01 08 225 (в соответствии с прилагаемой схемой, являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения).
В связи с этим Администрация Волгограда обязалась в течение одного месяца с момента утверждения судом настоящего соглашения принять в установленном законом порядке постановление о внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 17.09.2013 г. N 1549 в части изменения границ проектирования (пункт 2 соглашения).
Администрация Волгограда с учетом условий мирового соглашения фактически обязалась скорректировать границу земельного участка с кадастровым номером 34:34:000000:70 (N 34:34:010017:6) одновременно являющейся границей проекта планировки в соответствии с вновь установленной сторонами мирового соглашения границей и ее координатами характерных точек, указанными на схеме.
При этом, как указывает суд первой инстанции, в сведениях ЕГРН спорная граница земельного участка с кадастровым номером 34:34:000000:70 (N 34:34:010017:6) осталась в первоначальном (неизменном) состоянии.
Однако неисполнение условий мирового соглашения не изменяет требований действующего законодательства об утверждении схемы расположения образуемого земельного участка с учетом местоположения границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков.
В силу части 2 статьи 142 АПК РФ мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII АПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.
Общество было не лишено права на принудительное исполнение со стороны Администрации мирового соглашения, однако таким правом не воспользовалось.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка по пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является правомерным в связи с частичным наложением образуемого согласно представленной заявителем схемы земельного участка на другой земельный участок, сведения о котором содержатся в Государственном кадастре недвижимости.
В данном случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных нормами статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого распоряжения недействительным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене. По делу следует принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 апреля 2021 года по делу N А12-6160/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью "Волгоградский карьерный союз" - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6160/2020
Истец: ООО "ВОЛГОГРАДСКИЙ КАРЬЕРНЫЙ СОЮЗ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, ДЕПАРТАМЕНТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Волгоградской области