г. Тула |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А09-2073/2021 |
Судья Двадцатого арбитражного апелляционного суда Дайнеко М.М., без вызова сторон, рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской Администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.05.2021 (мотивированное решение изготовлено 03.06.2021) по делу N А09-2073/2021 (судья Дюбо Ю.И.), принятое в порядке упрощенного производства по иску Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской Администрации (г. Брянск, ИНН 3250067042, ОГРН 1063250032504) к обществу с ограниченной ответственностью "Стройдор32" (г. Брянск, ИНН 324500961434, ОГРН 1173256007968) о взыскании 20 321 рублей 95 копеек пени,
УСТАНОВИЛ:
Резолютивной частью решения от 14.05.2021 в иске отказано. 03.06.2021 составлено мотивированное решение. В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, ссылается на отсутствие оснований для списания пени.
Обращение с настоящим иском мотивировано ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по муниципальному контракту от 27.04.2020 N 0127300013120000141 123266, выразившемся в нарушении сроков выполнения работ, установленных соглашением сторон.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить пределенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По смыслу ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ответчиком работы выполнены с нарушением установленного срока.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 34 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор Президиума Верховного Суда от 28.06.2017), кредитор вправе требовать уплаты законной неустойки, предусмотренной статьей 34 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Факт просрочки выполнения работ подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пункт 1 статьи 329 ГК РФ предусматривает, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Как указывалось ранее, согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 11.5 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами всех обязательств по контракту (пункт 16.1 контракта).
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки за период с 26.06.2020 по 25.09.2020 в сумме 20 321,95 руб. с учетом стоимости фактически выполненных работ.
Расчет пени проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, ответчиком контррасчета пени не представлено, о снижении ответственности не заявлено, доказательств наличия оснований для применения ст. 401 ГК РФ не представлено.
Отказывая в иске, суд области пришел к выводу о наличии оснований для списания начисленных по контракту пеней в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом" (в редакции от 26.04.2020).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, в редакции от 26.04.2020, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта.
По смыслу пп. "а" пункта 2 Правил списание неустоек не осуществляется по контрактам, по которым в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами (письмо Минфина России от 06.11.2020 N 24-03-07/96957, от 03.09.2020 N 24-03-07/77425).
Поскольку сторонами при исполнении контракта подписано дополнительное соглашение N 1 от 25.09.2020 об изменении (уменьшении) его цены, то в настоящем случае (в силу установленного пп. "а" п. 2 порядка применения Правилами N 783) основания для списания пени отсутствуют, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене в порядке п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, а иск удовлетворению в полном объеме.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По изложенным основаниям с ответчика в доход федерального бюджета надлежит взыскать 2 000 руб. государственной пошлины по иску и 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.05.2021 (мотивированное решение изготовлено 03.06.2021) по делу N А09-2073/2021 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройдор32" (г. Брянск, ИНН 324500961434, ОГРН 1173256007968) в пользу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской Администрации (г. Брянск, ИНН 3250067042, ОГРН 1063250032504) 20 321,95 руб. неустойки.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройдор32" (г. Брянск, ИНН 324500961434, ОГРН 1173256007968) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска и 3 000 руб. - апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2073/2021
Истец: Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации
Ответчик: ООО "Стройдор32"