город Ростов-на-Дону |
|
22 июля 2021 г. |
дело N А53-8459/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кагальницкий молочный завод"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.05.2021 по делу N А53-8459/2021
по заявлению 19 военная прокуратура армии, войсковая часть 56680 к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Кагальницкий молочный завод"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
19 военная прокуратура армии, войсковая часть 56680 (далее -административный орган, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кагальницкий молочный завод" (далее - общество, ООО "КМЗ") к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2021 ООО "КМЗ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 260 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КМЗ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Суд не обоснованно не принял представленные обществом протоколы испытаний в качестве доказательства принятия всех необходимых мер по недопущению совершения правонарушения. Обществом осуществляется контроль входного сырья, контроль готовой продукции.
В отзыве на апелляционную жалобу прокуратура просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках проверки установлено, что в рамках реализации договорных обязательств в столовую N 2/289, расположенную на территории войсковой части 54055 (Калужская обл. г. Козельск, ул. Чкалова, д. 46) осуществлена поставка молока питьевого ультрапастеризованного 3,2% ТМ "Станичное", изготовленного ООО "Кагальницкий молочный завод" (юридический адрес 344011, Ростовская обл., Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, д. 75, оф. 308).
Выпуск данной продукции осуществлен производителем в период с 04.07.2020 по 09.07.2020 в ООО "Дружба", ООО "Рассвет", ООО "Зернокорм-Север".
В соответствии с Актом отбора проб (образцов) от 12.08.2020 N 1851818 в столовой N 2/289 в 14:00 12.08.2020 отделом пограничного ветеринарного контроля на транспорте и внутреннего ветеринарного надзора по Калужской области Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям согласно ГОСТ 26809.2-2014 и ГОСТ 32164-2013 (радиология) отобрана проба молока питьевого ультрапастеризованного 3,2% в количестве 1000 гр., изготовленного 03.07.2020 ООО "Кагальницкий молочный завод" со сроком годности до 01.01.2021.
Отобранная проба 12.08.2021 направлена в Тульский филиал ФГБУ "Центральная научно - методическая ветеринарная лаборатория" для проведения лабораторных испытаний на соответствие требованиям TP ТС Технический регламент Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и TP ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".
Согласно протоколу испытаний N 14505 ТВ от 08.09.2020, в отобранной пробе молока питьевого ультрапастеризованного 3,2% установлена фальсификация растительными жирами по составу стеринов, обнаружено наличие "бета-ситостерин", "кампестерин" и "стигмастерин" и обнаружено содержание левомицетина (хлорамфеникола) 7,27 мкг/кг (при допустимой норме 0, 3 мкг/кг), что не соответствует требованиям ГОСТ 33490-2015 "Молоко и молочная продукция".
В действиях ООО "Кагальницкий молочный завод" административный орган усмотрел состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
05.03.2021 заместителем прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680 подполковником юстиции Кузьминым А.С. в отношении ООО "Кагальницкий молочный завод" вынесено постановление об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Используя право на обращение в суд, предусмотренное частью 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокуратура направила постановление об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения вопроса о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кагальницкий молочный завод" к административной ответственности.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности, изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец товара.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определяет стандарт, как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.
Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
В силу статьи 4 TP ТС 021/2011, изготовитель пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
Согласно части 1 и части 3 статье 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Статья 7 TP ТС 021/2011 предусматривает, что пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (статья 10 TP ТС 021/2011).
Требования к молочной продукции установлены Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее по тексту - ТР ТС 033/2013).
ТР ТС 033/2013 разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно статье 30 разд. VII Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013, молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации принят ГОСТ 31450-2013 "Молоко питьевое. Технические условия", который распространяется на упакованное в потребительскую тару после термической обработки или термообработанное в потребительской таре питьевое молоко (далее - продукт), изготавливаемое из коровьего сырого молока и/или молочных продуктов, и предназначенное для непосредственного использования в пищу.
Согласно пункту 5.2.2 ГОСТ 31450-2013 "Молоко питьевое" для изготовления стерилизованного и ультрапастеризованного продукта применяют:
- молоко коровье сырое по ГОСТ 31449 и нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт, кислотностью не более 18,0°Т, с содержанием соматических клеток не более 500 тыс/см ГОСТ 31450-2013 Молоко питьевое. Технические условия (Издание с Поправкой), термоустойчивостью по алкогольной пробе не ниже третьей группы по ГОСТ 25228;
- молоко обезжиренное - сырье по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- сливки - сырье по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- пахту, получаемую при производстве сладкосливочного масла на предприятии - изготовителе продукта, по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт, кислотностью не более 17°Т.
Для стерилизованного и ультрапастеризованного продукта допускается применять соли-стабилизаторы: натрий лимоннокислый 5,5-водный по ГОСТ 22280; калий лимоннокислый трехзамещенный 1-водный по ГОСТ 5538; калий фосфорнокислый двузамещенный 3-водный по ГОСТ 2493; натрий фосфорнокислый двузамещенный 12-водный по ГОСТ 4172.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате лабораторных исследований согласно протоколу испытаний N 14505 ТВ от 08.09.2020, в отобранной пробе молока питьевого ультрапастеризованного 3,2% обнаружены растительные жиры в жировой фазе продукта, выявлены стерины: бета-ситостерин; кампестерин; стигмастерин.
Кроме того, обнаружено содержание левомицетина (хлорамфеникола) 7,27 мкг/кг (при допустимой норме 0, 3 мкг/кг).
Таким образом, обществом нарушены требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Общество, будучи лицом, осуществляющим изготовление и реализацию пищевой продукции, не соответствующей установленным требованиям, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях. Имея возможность для соблюдения установленных требований к выпускаемой продукции, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что суд не обоснованно не принял представленные обществом протоколы испытаний в качестве доказательства принятия всех необходимых мер по недопущению совершения правонарушения; обществом осуществляется контроль входного сырья, контроль готовой продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правоотношениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Общество ссылается на протокол лабораторных испытаний N от 08.07.2020 N1906С.080720, а также на наличие у него системы ХАСПП - организационной структуры производства, обеспечивающей контроль на всех этапах производства пищевых продуктов.
Судом установлено, что предметом правонарушения является продукция, прошедшая переработку с изменением физико-химических и иных свойств продукции, а не входной продукт - сырое молоко. Заключение по исследованию пищевой продукции может быть выдано только аттестованной лабораторией, при полном соблюдении процесса отбора проб, исключающем заинтересованность лиц, отбирающих пробы и их исследующих. Указанный обществом протокол испытаний не относится к партии молока, являющегося предметом рассматриваемого правонарушения. Наличие на предприятии системы ХАССП не исключает вину в совершенном правонарушении.
При таких обстоятельствах, заявление Управления Россельхознадзора о привлечении общества к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания, назначил обществу с ограниченной ответственностью "Кагальницкий молочный завод" наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 260 000 рублей, превышающем минимальный размер санкции.
Судом установлено, что ООО "Кагальницкий молочный завод" неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства обоснованно признаны судом отягчающими ответственность.
Таким образом, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания, суд назначил ООО "Кагальницкий молочный завод" наказание в виде штрафа в размере 260 000 рублей.
Решение суда от 26.05.2021 принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено с учетом положений статей 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2021 по делу N А53-8459/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8459/2021
Истец: 19 ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА АРМИИ, ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 56680
Ответчик: ООО "КАГАЛЬНИЦКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД"