город Томск |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А45-28141/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.07.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирсановым В.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-5687/2021) федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-28141/2020 (судья Амелешина Г.Л.)
по иску Регионального Строительно-Промышленного открытого акционерного общества "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" (665816, Иркутская обл., город Ангарск, квартал 179, 17, ОГРН 1043800523458)
к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (630005, Новосибирская обл., город Новосибирск, улица Мичурина, дом 20, ОГРН 1037550010519),
третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей Министерства обороны Российской Федерации,
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия,
от ответчика: без участия,
от третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Региональное Строительно-Промышленное открытое акционерное общество "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" (далее - РСП ОАО "ДОСТ", общество) обратилось к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России", учреждение) с иском, о взыскании 15 868 руб. 96 коп. долга за содержание, управление и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, 3522 руб. 31 коп. пени.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 04.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены частично: ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России", а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу РСП ОАО "ДОСТ" взыскано 15 868 руб. 96 коп. долга. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, учреждение в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование указано следующее: исполнение обязательств возможно только в пределах представленных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований; учреждение не обязано нести бремя содержания имущества, является ненадлежащим ответчиком по делу; в спорном жилом помещении проживал Прощенко В.П. и члены его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения от 12.01.2017 г. N 33.
РСП ОАО "ДОСТ" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Стороны, третьи лица явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе дополнительных доказательств (письма филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 20.04.2021 г. за исх.N 01/12/6471ж с приложениями) отказано, поскольку заявитель не обосновал объективную невозможность получения и представления указанных документов при рассмотрении дела в суде первой инстанции с учетом того, что данный документ датирован до даты вынесение решения суда первой инстанции, а так же длительности судебного разбирательства.
Согласно части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции только, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
В суде первой инстанции ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных документов истец не заявлял, напротив ходатайством от 12.04.2021 просил судебное заседание провести в отсутствие представителя ответчика (л.д.134 т.1).
Как следует из материалов дела спорные обстоятельства, в подтверждение которых представлены дополнительные доказательства, включены в предмет доказывания суда первой инстанции, в судебных заседаниях обсуждались, а потому стороны, действующие добросовестно и разумно, обязаны были совершить все требующиеся от них процессуальные действия по доказыванию в суде первой инстанции.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, РСП ОАО "ДОСТ" передан на обслуживание многоквартирный дом N 7 квартала 177 в г. Ангарске, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 01.01.2006, заключенном между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Иркутская область г. Ангарск, 177 квартал (микрорайон), 7 дом, действующими на основании решения общего собрания собственников помещений названного многоквартирного дома, и РСП ОАО "ДОСТ").
Владельцем жилого помещения на праве оперативного управления по адресу: г. Ангарск, 177 квартал, дом 7, квартира 75, номер государственной регистрации права 38-38- 02/038/2005-384 от 19.11.2001, общей площадью 45,3 кв.м., в настоящее время является Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В период с 22.12.2017 по 31.01.2020 ответчик не внес плату за коммунальные услуги на содержание общего имущества в общей сумме 15 868 руб. 96 коп.
Ссылаясь на наличие учреждения задолженности по оплате услуг за спорный период, претензий от 05.06.2020 общество потребовало оплатить задолженность.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 1, 125, 210, 296, 298, 299 Гражданского кодекса Российской и пунктами 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), частью 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходил из обоснованности начисления в исковой период платы за коммунальные услуги на содержание общего имущества многоквартирного дома, удовлетворил исковые требования к учреждению, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности к Минобороны России.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта исходя из доводов, содержащихся в апелляционных жалобах, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В силу части 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Таким образом, при закреплении квартир за учреждением на праве оперативного управления расходы на содержание надлежит взыскать с оперативного управляющего. В издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и законные владельцы помещений. При этом обязанность по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества не ставится в зависимость от заключения или не заключения соответствующего договора и фактического пользования общим имуществом в связи с тем, что такая обязанность предусмотрена законом.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что право оперативного управления в отношении указанных квартир зарегистрировано за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
С учетом положений ст. 210, 296 ГК РФ, ст. 153, 158 ЖК РФ, вопреки доводам подателя жалобы, бремя содержания квартиры, принадлежащей Российской Федерации и находящихся в составе ее казны, лежит на собственнике, а переданных в оперативное управление - на лице, получившим квартиры в оперативное управление.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик указал, что спорная квартира предоставлена для проживания по договору найма, то есть в спорный период являлись фактически заселенной.
Суд первой инстанции включил в предмет исследования по настоящему делу факт заселения спорной квартиры в обозначенный в иске период.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Бремя доказывания тех или иных фактов должно возлагаться на ту сторону спора, которая имеет для этого объективные возможности и, исходя из особенностей рассматриваемых правоотношений, обязана представлять соответствующие доказательства в обоснование своих требований и возражений.
В обоснование своих доводов ответчик не представил доказательств того, что спорное помещение, которое находится у него в оперативном управлении сдано в наем и с нанимателем подписан договор.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании долга за содержание, управление и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 15 868 руб. 96 коп.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установив факт неоплаты ответчиками задолженности за оказание коммунальных услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании долга.
Из материалов дела следует, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. п. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 названного кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с пп. 12.1 п. 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него функций.
С учетом изложенного, суд в случае недостаточности денежных средств у ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, субсидиарная ответственность о взыскании денежных средств в размере 15 868 руб. 96 коп. возлагается на Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-28141/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-28141/2020
Истец: ОАО Региональное Строительно-Промышленное "Дирекция Объединенных Строительных Трестов"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей Министерства обороны РФ, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации", Министерство Обороны Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд