город Москва |
|
22 июля 2021 г. |
дело N А40-13226/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 22.07.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "ФТ-Центр" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.05.2021
по делу N А40-13226/21
по заявлению ФГУП "ФТ-Центр" ИНН 7709007859
к ИФНС России N 5 по г. Москве,
третье лицо - Правительство г. Москвы
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Привалов К.Ю. по доверенности от 07.04.2021;
от третьего лица - Павлова И.Н. по доверенности от 11.09.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.05.2021 в удовлетворении заявленных ФГУП "ФТ-Центр" требований о признании недействительным решения
ИФНС России N 5 по г. Москве N 14/17 от 17.09.2020, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве третьего лица в деле участвует Правительство г. Москвы.
Представители налогового органа и третьего лица поддержали решение суда, представлены отзывы, которые приобщены к материалам дела.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 375, п. п. 1, 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, включенных в утвержденный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации перечень, определяется как их кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости определено в ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ предусмотрено право физических или юридических лиц, а также органов государственной власти или органов местного самоуправления обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в Комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отказывает о пересмотре кадастровой стоимости.
Следовательно, Комиссия вправе определять (устанавливать) новую кадастровую стоимость объекта исключительно в случае пересмотра кадастровой стоимости на основании решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по заявлению его собственника.
В случае установления недостоверности сведений об объекте недвижимости, в том числе по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, Комиссия вправе принять решение только о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 114 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, ст. 3 которого предусмотрено, что определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, должны быть представлены органу, утвердившему результаты определения кадастровой стоимости, для целей утверждения определенной в соответствии с данным Порядком кадастровой стоимости.
Под государственной кадастровой оценкой в силу ст. 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости и внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании ст. ст. 24.12, 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительства г. Москвы, которое в силу указанных положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам постановлении, подлежащем официальному опубликованию.
Постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в г. Москве, подлежащих налогообложению по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, которые применяются для целей налогообложения с 01.01.2015 и действуют в 2016 году.
Впоследствии в соответствии с п. 3 Порядка и ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ в виду установления решением Комиссии недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в отчете оценки и при утверждении в постановлении N 688-ПП, Правительством г. Москвы на основании проведенной переоценки кадастровой стоимости помещения, с учетом достоверных сведений, утверждена новая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в постановлении N 937-ПП.
В соответствии со ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Пунктом 2 постановления N 937-ПП установлено, что данное постановление вступило в силу с даты его официального опубликования, то есть с 26.12.2016 и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2016.
Следовательно, новая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена фактически только 26.12.2016 с момента вступления в силу постановления N 937-ПП, Комиссией решением не установлена данная стоимость, а только пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом, положения п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об учете изменения кадастровой стоимости по решению Комиссии в периоде подачи заявления об ее пересмотре в данном случае не применяются, поскольку указанные положения применяются только к случаям утверждения Комиссией новой кадастровой стоимости на основании заявления собственника объекта недвижимости об установление в отношении этого объекта его рыночной стоимости.
В иных случаях, в том числе при принятии Комиссией решения о пересмотре кадастровой стоимости в виду установления недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, применяются общие положения о применении кадастровой стоимости утвержденной нормативным актом органа государственной власти по результатам государственной кадастровой оценки (ст. ст. 24.11, 24.17 Закона N 135-ФЗ).
По вопросу использования утвержденной постановлением N 937-ПП новой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости для целей исчисления налога за 2016 год, суд первой инстанции правомерно исходил из правовой позиции указанной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П и п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которой нормативные правовые акты органом государственной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в которой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, при этом, в случае увеличения кадастровой стоимости, по сравнению с предыдущим периодом такой нормативный акт не имеет обратной силы.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки по налогу на имущество организации за 2016 инспекцией составлен акт от 05.08.2020 N 14/18 и вынесено решение от 17.09.2020 N 14/17 о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику доначислена недоимка по налогу на имущество организаций за 2016 в размере 12.980.457 руб., штраф в размере 2.059.963 руб. и пени в размере 1.264.886 руб.
Решением УФНС России по г. Москве от 06.05.2020 N 21-10/077991@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с выводами налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что налогоплательщику на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003049:2638, расположенное в здании с кадастровым номером 77:01:0003049:1032 по адресу: Москва, улица Гиляровского, дом 31, стр. 1, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 5824 постановления Правительства г. Москвы 700-ПП от 28.11.2014 (в редакции, действующей с 01.01.2016).
Величина кадастровой стоимости принадлежащего заявителю помещения определена в ходе проведения очередного тура государственной кадастровой оценки и утверждена постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального
строительства в г. Москве".
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 29.03.2016 N 51-2353/2016, принятом на основании ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости помещения признаны недостоверными.
В связи с чем, заказчику работ по определению кадастровой стоимости поручено обеспечить определение размера кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Во исполнение решения Комиссии от 29.03.2016 заказчиком кадастровых работ - Департаментом городского имущества г. Москвы определена кадастровая стоимость помещения с учетом установленных Комиссией достоверных сведений об объекте недвижимости в размере 1.905.904.647 руб.
Результаты пересмотра кадастровой стоимости в установленном Законом порядке внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается данными выписки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.03.2020 N 77/ИСХ/20-627752, полученной инспекцией в ходе проведения выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогоплательщиком сумм налога на имущество организаций за период с 01.01.2016 по 10.09.2016.
Установив факт исчисления налогоплательщиком сумм налога на имущество организаций за проверяемый период исходя из величины кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального
строительства в г. Москве" в размере 210.368.288, 54 руб. инспекция пришла к выводу о занижении сумм налога на имущество организаций на сумму 22.041.972 руб. (стр. 6 решения).
Налогоплательщиком представлена копия отчета "Об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства - нежилого помещения общей площадью 11.929,40 кв.м., кадастровый, номер 77:01:0003049:2638, расположенного по адресу: Москва, улица Гиляровского, дом 31, стр. 1, выполненного Центром ООО "Группа Компаний Онли" по состоянию на 01.01.2016 (стр. 9 решения), из содержания которого следует, что величина рыночной стоимости помещения по состоянию на 01.01.2016 составляла 1.208.865.000 руб.
По мнению инспекции, налог на имущество организаций за проверяемый период должен был быть исчислен налогоплательщиком исходя из величины рыночной стоимости помещения в размере 12.980.457 руб. (1.208.865 руб. * 1,3 % - 2.734.788 руб.).
Оспаривая решение налогового органа, заявителем приведены доводы относительно правомерности исчисления суммы налога на имущество организаций за проверяемый период 2016 исходя из величины кадастровой стоимости помещения, утвержденной постановлением Правительства г. Москвы N 688-ПП.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Департамента городского имущества г. Москвы принято решение Комиссии от 29.03.2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с учетом отнесения его к категории группы "объекты офисно-делового назначения".
Из письма Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 18.10.2017 N ДПР-3-5520/17 следует, что в г. Москве пересмотренная кадастровая стоимость внесена государственным регистратором в ЕГРН не на основании акта об утверждении результатов кадастровой стоимости, а на основании решений соответствующих комиссий и в этом случае измененную кадастровую стоимость следует применять с 01 января года, в котором подано заявление о пересмотре, что соответствует позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 20.07.2017 N 03-05-04-01/46330.
Факт последующего внесения в ЕГРН сведений о величине кадастровой стоимости спорного объекта в размере 1.905.904.647 руб. подтверждается выпиской о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.03.2020 N 77/ИСХ/20-627752.
Следовательно, внесенная на основании решения Комиссии от 29.03.2016 стоимость спорного объекта недвижимого имущества, должна была применяться в целях исчисления налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций за налоговый период и все отчетные периоды 2016.
Действующим законодательством не предусмотрено применение для целей налогообложения стоимости, отличной от кадастровой стоимости, содержащейся в ЕГРН. Оценка законности и обоснованности включения или не включения суммы НДС в указанную в ЕГРН кадастровую стоимость объекта недвижимости для целей налогообложения по налогу на имущество организаций осуществляется за рамками арбитражного процесса об оспаривании решения налогового органа.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.05.2021 по делу N А40-13226/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13226/2021
Истец: ФГУП "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЦЕНТР ФОНДОВЫХ И ТОВАРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФТ-ЦЕНТР"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО Г.МОСКВЫ