г. Москва |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А40-8860/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.Е. Лепихина,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2021 по делу N А40-8860/21,
по заявлению АО "Почта России"
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве
о признании незаконными и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021 отказано в удовлетворении заявления АО "Почта России" (далее - общество) о признании незаконными и отмене постановлений Управления Роспотребнадзора по г. Москве (далее - административный орган) от 24.12.2020 N N 24-01750, 24-01751, 24-01752, 24-01753, 24- 01754, 24-01755, 24-01757, 24-01758, 24-01759, 24-01760, 24-01761, 24-01762, 24-01763, 24-01764, 24-01765 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда и картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Оспариваемыми постановлениями общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Диспозицией ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ является продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса.
Согласно материалам дела, событием вмененных обществу административных правонарушений является ненадлежащее оказание услуг почтовой связи, а именно:
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01750/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Катахиной П.А., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N EE026639113RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01751/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Калашниковой Е.М., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N RA66502314RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01752/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Тюжиной Т.И., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N N RO243780613RU, RO243780658RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01758/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Сырбул С.А., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N EP028334922RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01759/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Кручинину Д.М., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N EE005131780RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01753/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Островскому С.В., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N EE029581426RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01754/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Горбуновой Н.В., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N R0196932953RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01755/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Злобиной С.А., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N RR003384914RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01757/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Семенченко А.М., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N EY606634507FR;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01760/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Колесниковой Н.Н., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N ED139947946RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01761/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Коплик Д.Ю., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N 14315048001647;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01762/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Михалочкиной Л.А., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N CB035857709RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01763/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Понкратовой К.В., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N N RO004341623RU, RO004341597RU, RO004341606RU;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01764/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Правдивцеву И.О., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N LC105958879CN;
- 24.12.2020 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 24-01765/2020 в отношении общества, так как установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: ненадлежащее оказание услуг почтовой связи потребителю Криниченко Л.Н., заключившееся в нарушении контрольных сроков пересылки почтового отправления N CB017920250RU.
Объективная сторона вмененных обществу административных правонарушений связана с нарушениями части 5 статьи 4, статьи 27 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пп. "а" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", а также Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденного Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 04.06.2018 N 257.
Совершение обществом административных правонарушений подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств.
Вина общества в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, с учетом положения ч.2 ст.2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что применительно к ч.4 ст.210 АПК РФ административным органом доказано совершение обществом вмененных административных правонарушений.
Порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Оспариваемые постановления вынесены административным органом в пределах срока давности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.2 ст.71 АПК РФ).
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции убедительно и подробно мотивировал свои выводы.
Апелляционный суд отклоняет довод жалобы о неправильной квалификации вмененного обществу административного правонарушения, исходя из следующего.
Диспозицией ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ является продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса.
Событиями вмененных обществу административных правонарушений является несоблюдение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений физическими лицами.
Несоблюдение контрольных сроков пересылки является нарушением Правил оказания услуг почтовой связи (утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234; далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
Нарушение правил оказания услуг населению относится к диспозиции ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ, о чем прямо в ней сказано.
По мнению апелляционного суда, применительно к буквальному содержанию диспозиции ч.1 ст. 14.1. КоАП РФ не является обязательным условием ее применения отнесение нормативных правовых актов, которые нарушаются, к федеральному государственному надзору в области защиты прав потребителей.
В целях применения ч.1 ст. 14.1. КоАП РФ также не является обязательным непосредственное указание в нормативном правовом акте, нарушение которого вменяется, что он направлен на реализацию прав граждан, установленных положений Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Очевидно, что несоблюдение Правил оказания услуг почтовой связи нарушает права потребителей - граждан.
Апелляционный суд отклоняет довод жалобы о применении положений Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях).
В ч.1 ст. 15 Закона об обязательных требованиях сказано, что Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Согласно ч.2 ст. 15 Закона об обязательных требованиях независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
В соответствии с ч.3 ст. 15 Закона об обязательных требованиях, независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
В силу ч.4 ст. 15 Закона об обязательных требованиях Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются.
Во исполнение ч.4 ст. 15 Закона об обязательных требованиях Правительством РФ принято постановление N 2467 от 31.12.2020 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
В п. 1007 данного постановления Правительства РФ указан приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи".
Следовательно, на приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (нарушение которого вменяется обществу) положения Закона об обязательных требованиях не распространяются.
Пункт 1007 указанного перечня действует до 01.03.2022.
Следовательно, вопреки доводам жалобы, у административного органа имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
С учетом правил, определенных ст.ст. 1.7, 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в размере санкции ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные обществом в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст.ст. 266-268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021 по делу N А40-8860/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8860/2021
Истец: АО "Почта России" в лице УФПС г. Москвы
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ