г. Москва |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А40-152880/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Панкратовой Н.И., Валюшкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Киселевым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 апреля 2021 года
по делу N А40-152880/20, принятое судьей Федоровой Д.Н.
по иску 1. ФГБУ высшего образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева" (ОГРН: 1037739630697, ИНН: 7713080682), 2. ТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН: 1097746349535, ИНН: 7708701670)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
третьи лица 1. Министерство сельского хозяйства РФ, 2. Управление Росреестра по г.Москве, 3. Департамент культурного наследия города Москвы
о признании права собственности,
при участии в судебном заседании:
от истцов: 1) Кобцева С.А. по доверенности от 02.02.2021 г., диплом ВСА 0612354 от 16.07.2008; 2) не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева" и территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на нежилое здание с кадастровым номером 77:00:0000000:41861 общей площадью 130,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 8, стр. 7, признании права оперативного управления на указанное нежилое строение.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство сельского хозяйства РФ, Управление Росреестра по г.Москве, Департамент культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в жалобе.
Истец (ФГБУ высшего образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева") представил отзыв на апелляционную жалобу, его представитель в суде апелляционной инстанции против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что Тимирязевской сельскохозяйственной академией (в дальнейшем переименована в ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (далее - университет) в 1980 году завершено строительство нежилого здания общей площадью 130,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 8, стр. 7.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003009:4 общей площадью 3.639.000 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Тимирязевская, вл. 49, вид разрешенного использования - для использования территории под эксплуатацию комплекса учебно - лабораторных зданий и сооружений академии в целях проведения научной, учебной, научно-исследовательской и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с Уставом, который принадлежит Университету на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись в ЕГРН N 77-01/05-49/2003-177 от 01.04.2003), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.04.2020 г.
01.01.1980 спорный объект недвижимости на основании акта б/н от 01.01.1980 был принят на баланс Университета, что подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов N 10026.
24.12.2010 Министерством сельского хозяйства РФ издано Распоряжение N 96-р "Об утверждении Перечня недвижимого имущества, закрепленного учредителем за подведомственными Минсельхозу России федеральными бюджетными учреждениями или приобретенного подведомственными Минсельхозу России федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества".
Спорное нежилое строение включено в Перечень недвижимого имущества, закрепленного учредителем за Университетом, что подтверждается выпиской из Перечня недвижимого имущества, утвержденного Распоряжением N 96-р.
В Перечне спорный объект идентифицирован как "Здание блочное лаборатории зимних теплиц (плодовод.)", расположенное по ул. Пасечная, д. 4а, стр. 5, общей площадью 110 кв.м.
Согласно справке об идентификации адреса объекта недвижимости от 05.02.2016, выданной Савеловским территориальным бюро технической инвентаризации ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" адресный ориентир - г. Москва, ул. Пасечная, вл. 4 и адрес по данным БТИ - г. Москва, ул. Пасечная, д. 8, стр. 7, принадлежат одному и тому же объекту.
Согласно справки Северного территориального бюро технической инвентаризации ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" от 26.11.2012, площадь нежилого здания по адресу г. Москва, ул. Пасечная, д. 8, стр. 7, составляет 130,3 кв.м, площадь данного объекта недвижимости согласно Распоряжения N 96-р составляла 110 кв.м.
08.03.2013 г. нежилое здание общей площадью 130,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 8 стр. 7, поставлено на государственный кадастровый учет за номером 77:00:0000000:41861.
Истец указывает, что имущество высших учебных заведений находится исключительно в федеральной собственности, в связи с чем, право собственности Российской Федерации на используемые в деятельности учебного заведения объекты недвижимости возникает в силу закона.
Учитывая, что с момента ввода в эксплуатацию и до настоящего времени нежилое здание из владения Университета не выбывало, непрерывно используется им в образовательной деятельности, с целью проведения лабораторно-практических занятий, учебных, научно-исследовательских и производственных практик для студентов, университет несет бремя его содержания, указанные обстоятельства свидетельствуют, по мнению истца, о наличии оснований для признания за Университетом права оперативного управления спорным нежилым строением.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд за защитой нарушенного права.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В п. 4 ст. 214 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294 и 296 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 г. N 691 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, в связи с чем определением от 23.11.2020 г. привлечено в качестве соистца.
В соответствии пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 3 раздела II приложения 1 к названному Постановлению указано, что высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности.
Из указанного законодательного акта следует, что начиная с 27 декабря 1991 г. имущество подведомственных Министерству организаций (в том числе ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева) находится исключительно в федеральной собственности.
Кроме того, согласно пункту 2 раздела II названного приложения 1 имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджету СССР, было отнесено исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на спорные помещения, используемые в деятельности образовательного учреждения, возникло в силу закона - Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.
Пунктом 1 ст. 8.1 и ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Поскольку право Российской Федерации на здание возникло 27.12.1991, то есть до вступления в силу Закона о регистрации, то в силу закона оно считается действительным независимо от его государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Университет является лицом, фактически владеющим спорным нежилым зданием.
Согласно выписке из ЕГРН от 08.04.2020, регистрация права собственности на спорное строение отсутствует.
22.09.2020 Университет обратился в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации прав в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:00:0000000:41861, регистрирующему органу были предоставлены распоряжение Минсельхоза N 96-р "Об утверждении Перечня недвижимого имущества, закрепленного учредителем за подведомственными Минсельхозу России федеральными бюджетными учреждениями или приобретенного подведомственными Минсельхозу России федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества" и выписка из него.
Уведомлением от 01.10.2020 N КУВД-001/2020-16156234/1 в государственной регистрации прав в отношении спорного объекта недвижимости было отказано в связи с недостаточностью документов, являющихся основанием возникновения прав на заявленный объект недвижимости.
Поскольку Российской Федерацией в лице уполномоченного органа исчерпаны иные варианты защиты нарушенного права, сохранение неопределенности прав в отношении спорных помещений по отношению к третьим лицам в отсутствии государственной регистрации права нарушают права и законные интересы истца - ТУ Росимущество, в связи с чем, единственным способом защиты нарушенного права в отсутствие необходимых для государственной регистрации документов, является обращение в суд по правилам вещно-правового иска.
В рассматриваемом случае иск о признании права является надлежащим способом защиты права, поскольку по существу направлен на подтверждение возникших у Российской Федерации и Университета прав на созданный в 1980 году объект недвижимости с целью последующей государственной регистрации данных прав в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" (далее - Положение), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
В силу п. 4.1.4 Положения к полномочиям Департамента городского имущества г. Москвы относится передача находящегося в собственности г. Москвы движимого и недвижимого имущества в федеральную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и принятие движимого и недвижимого имущества из собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая правовое обоснование заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что требования заявлены к надлежащему ответчику, а доводы ответчика отклонил.
В связи с чем, оценив представленные доказательства, по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что истцы доказали возникновения права собственности на спорные помещения и требование по иску в этой части удовлетворил, признав право собственности Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 5, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. На основании пункта 4 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ.
Таким образом, предъявляя иск о признании права оперативного управления, истец, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, должен доказать, что право оперативного управления на объект возникло у него по основаниям, предусмотренным законом, иными нормативными правовыми актами, и это право подлежит судебной защите.
В этой связи, установив, что спорное нежилое помещение передано Университету Министерством сельского хозяйства РФ на основании распоряжения N 96, ст. 296 ГК РФ, с учетом положения п. 8.2 Устава Университета, в котором закреплено, что имущество Университета, предоставлено в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его Уставом, закрепляется за ним на праве оперативного управления, суд признал право оперативного управления за ФГБОУ ВО РГАУ МСХА имени К.А. Тимирязева и требование по иску в этой части удовлетворил.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, которым дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65, 66, 110, 123, 156, 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый Арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2021 года по делу N А40-152880/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Александрова Г.С. |
Судьи |
Панкратова Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152880/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ