г. Москва |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А40-42416/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Роскомнадзора по Пензенской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2021 по делу N А40-42416/21 (92-293)
по заявлению Управлению Роскомнадзора по Пензенской области
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Пензенской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за выявленные нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией, на основании протокола от 17.02.2021 N АП-58/3/64 об административном правонарушении.
Решением суда от 30.04.2021 АО "Почта России" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 17.02.2021 N АП-58/3/64 в виде штрафа в размере 30.000 рублей.
Управления Роскомнадзора по Пензенской области, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Стороны в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения обращения гражданина Третьякова Дмитрия Валерьевича (вх. от 03.02.2021 N 02-01-02-81/58), в рамках профилактической и пресекательной деятельности, выявлено нарушение процедуры штемпелевания в Пенза МСЦ 440960 и доставочном отделении почтовой связи Пенза 440039 оператором почтовой связи АО "Почта России".
В управление Роскомнадзора по Пензенской области обратился гражданин Третьяков Дмитрий Валерьевич с жалобой на нарушение контрольного срока пересылки письменной корреспонденции и нарушение процедуры штемпелевания письменной корреспонденции оператором почтовой связи АО "Почта России".
На основании информации, содержащейся в обращении гражданина Третьякова Дмитрия Валерьевича, Управлением установлено следующее.
На оборотной стороне оболочки (конверта) письменной корреспонденции, отправленной Прокуратурой города Москвы через оператора почтовой связи АО "Почта России" в адрес Третьякова Д. В. (Каракозова ул., д. 30, г. Пенза, Пензенская область, 440039) отсутствуют календарные почтовые штемпели Пенза МСЦ 440960 и доставочного отделения почтовой связи Пенза 440039.
Календарный почтовый штемпель - это единственный источник информации позволяющий проконтролировать сроки пересылки почтовых отправлений.
Так как на оборотной стороне оболочки письменной корреспонденции (конверта) календарные почтовые штемпели Пенза МСЦ 440960 и доставочного отделения почтовой связи Пенза 440039 отсутствуют, установить контрольный срок прохождения указанного почтового отправления не представляется возможным.
Из этого следует, что оператором почтовой связи АО "Почта России" нарушена процедура штемпелевания в Пенза МСЦ 440960 и доставочном отделении почтовой связи Пенза 440039, установленная абз. 2 п. 136 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи регионального содружества в области связи 22.04.1992 и введенных в действие с 01.10.1992.
Исходя из изложенного, АО "Почта России" нарушены обязательные требования: ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пп. "в" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234, абз. 2 п. 136 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи регионального содружества в области связи 22.04.1992 и введеных в действие с 01.10.1992, п. 5 лицензионных требований лицензии N 162571 от 11.04.2018 на оказание услуг почтовой связи, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Нарушение выявлено: 17.02.2021 в 14 час. 00 мин. Мск.
Место выявления нарушения: г. Пенза, ул. Карпинского, д. 12, Управление Роскомнадзора по Пензенской области.
Место совершения нарушения: 440960, Пензенская область, г. Пенза, Привокзальная площадь Станции Пенза-1, д. 10 (Пенза МСЦ 440960); 440039, Пензенская область, г. Пенза, ул. Ленина, д. 24 (доставочное отделение почтовой связи Пенза 440039).
Нарушение совершено юридическим лицом - АО "Почта России".
Доказательствами указанных фактов являются: обращение гражданина Третьякова Дмитрия Валерьевича (вх. от 03.02.2021 N 02-01-02-81/58) с приложениями.
У юридического лица - АО "Почта России" имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства в области почтовой связи, но не были приняты своевременные меры для предотвращения административно го правонарушения.
Таким образом, юридическое лицо - АО "Почта России" нарушило условия, предусмотренные лицензией N 162571 от 11.04.2018 на оказание услуг почтовой вязи, и объектом указанного правонарушения является установленный порядок деятельности в области связи в Российской Федерации, соблюдение которого необходимо, в том числе, в целях создания условий для надлежащего оказания услуг связи, и нарушение этого порядка, независимо от последствий, образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, образует объективную сторону состава правонарушения независимо от его последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения лицензионных условий деятельности. Ненадлежащее исполнение юридическим лицом АО "Почта России" обязанностей приводит к нестабильности сообщения почтовой связи, имеющего важное социальное значение.
Необеспечение качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами является нарушением Правил оказания услуг почтовой связи, выполнение которых предусмотрено п. 5 лицензионных требований лицензии N 162571 от 11.04.2018 на оказание услуг почтовой связи.
Обязанность оказания услуг связи в соответствии с условиями лицензии предусмотрена ч. 1 ст. 46 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ.
В действиях юридического лица - АО "Почта России" усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Данное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку в соответствии с п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Характер совершенного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный федеральным законом порядок деятельности в сфере почтовой связи, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Состав правонарушения, квалифицируемого ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является формальным, и, в данном случае, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая, в связи с чем оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности судом не установлено.
У юридического лица - АО "Почта России" имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства в области связи, но не были приняты своевременные меры для предотвращения административного правонарушения.
Юридическом лицом - АО "Почта России" нарушены требования: ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пп. "в" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234, абз. 2 п. 136 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи регионального содружества в области связи 22.04.1992 и введеных в действие с 01.10.1992, п. 5 лицензионных требований лицензии N 162571 от 11.04.2018 на оказание услуг почтовой связи, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ
Указанный протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.ст. 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ, процессуальных нарушений при составлении указанного протокола судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Довод ответчика о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции отклоняется, так как датой начала совершения правонарушения является 17.02.2021.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Почта России" 1 октября 2019 года реорганизовано в форме преобразования в акционерное общество "Почта России" (сокращенное наименование - АО "Почта России").
В силу требований части 34 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ АО "Почта России" осуществляет свою деятельность на основании лицензий, иных разрешительных документов и документов об аккредитации, выданных ФГУП "Почта России", в пределах срока действия указанных лицензий и документов без обязательного их переоформления или повторной выдачи.
АО "Почта России" является держателем лицензии на оказание услуг почтовой связи N 162571 (далее - Лицензии), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых телекоммуникаций 11.04.2018 Территория оказания услуг - Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 5 Лицензионных требований лицензии на оказание услуг почтовой связи N 162571 от 11.04.2018, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании абзаца 3 статьи 4 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила оказания услуг почтовой связи утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил, настоящие Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил, услуги почтовой связи подразделяются, в том числе, на универсальные услуги почтовой связи.
В соответствии пунктом 9 Правил, почтовые отправления и почтовые переводы подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории Российской Федерации) и международные (принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на категорию: простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 46 Правил, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления в установленные сроки.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 46 Правил, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Советом глав Администраций связи регионального содружества в области связи приняты Почтовые правила 22.04.1992 и введены в действие с 01.10.1992.
В соответствии с абзацем 2 пункта 136 Почтовые правила, принятых Советом глав Администраций связи регионального содружества в области связи 22.04.1992 и введенных в действие с 01.10.1992, в отделениях связи обязательно штемпелюется засланная и замедленная корреспонденция, а также входящая корреспонденция, полученная из почтового вагона либо из предприятия связи другого района (области).
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий.
Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды, а не отдельные нормы тех или иных правовых актов и (или) гражданско-правовых договоров.
Такие общественные отношения должны защищаться в интересах общества и государства равнозначно на всей его территории, что обеспечивается, в том числе, и деятельностью судебных органов.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований для освобождения Ответчика от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 г. N 110 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не имелось.
Ответчик не представил в материалы дела доказательства исключительности вмененного Обществу административного правонарушения.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись все необходимые условия для привлечения АО "Почта России" к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Учитывая характер допущенного заинтересованным лицом правонарушения, а также, принимая во внимание, что обстоятельств, смягчающих вину АО "Почта России" во вменяемом административном правонарушении, судом первой инстанции не установлено (статья 4.2 КоАП РФ), суд установил Обществу меру административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., считая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.04.2021 по делу N А40-42416/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42416/2021
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"