г. Москва |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А40-246418/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 23.07.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-246418/20
по заявлению АО "Мосгаз"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконными решения,
при участии: от заявителя - Костин Ю.В. по доверенности от 31.12.2020; от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2021 признано незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 04.08.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1873, N 77/003/257/2019-8296 об отказе в государственного кадастровом учете и государственной регистрации прав на наружную канализацию, расположенную по адресу: Москва, Глазовский переулок, Плотников переулок и на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения действий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на наружную канализацию, расположенную по адресу: Москва, Глазовский переулок, Плотников переулок в установленном законом порядке и сроки.
Управление Росреестра по г. Москве не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 16.07.2018 между АО "Мосгаз" и АО "Мосводоканал" (собственник) заключено соглашение о компенсации потерь от 16.07.2018 N 20-18, в рамках которого заказчик приняты обязательства по передаче заявителю в срок до 31.12.2020 (п. 3.3 в редакции дополнительного соглашения от 08.06.2020 N 1) сооружения - "наружная канализация" в качестве компенсации за имущество собственника, ликвидированное при строительстве объекта: "реконструкция стального газопровода по адресу: Москва, Глазовский переулок, Плотников переулок".
В рамках реализации Соглашения объект построен и введен в эксплуатацию с оформлением акта приемки законченного строительством объекта от 31.10.2017 по форме КС-14.
Заявитель в рамках согласованного с собственником порядка (письмо от 28.08.2019 N МГУ 17-11866/19, ответ от 24.09.2019 N (01)02.09и-22588/19) обратился в регистрирующий орган с заявлениями от 22.10.2019 об осуществлении государственного кадастрового учета N 77-0-1-71/3145/2019-1873 и государственной регистрации права N 77/003/257/2019-8296.
Уведомлением ответчика от 06.11.2019 N 77-0-1-71/3145/2019-1873, N 77/003/257/2019-8296 осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено по причинам несоответствия представленного технического плана Требованиям к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В целях устранения причин приостановления общество обратилось с заявлением о приеме дополнительных документов от 24.12.2019 с приложением технического плана, откорректированного в соответствии с замечаниями ответчика, а также приложением 2-х оригиналов акта приемки законченного строительством объекта от 31.10.2017 по форме КС-14.
Уведомлением от 31.12.2018 N 77-0-1-71/3145/2019-1873, N 77/003/257/2019-8296 отказано в снятии приостановления в связи с тем, что заявителем не устранено основание для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренное п. п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и сообщено о том, что регистрирующим органом направлен запрос в адрес Департамента культурного наследия г. Москвы от 31.12.2019.
В целях устранения причин приостановления заявитель обратился в адрес регистратора с заявлением от 23.01.2020 о возобновлении регистрационных действий с
приложением технического плана, откорректированного кадастровым инженером в соответствии с замечаниями.
Уведомлением от 30.01.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1873, N 77/003/257/2019-8296 регистрирующим органом отказано в снятии приостановления по причине не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Согласно уведомлению от 06.02.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1873, N 77/003/257/2019-8296 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права приостановлены на срок до 04.08.2020.
20.02.2020 общество обратилось с заявлением о предоставлении дополнительных документов N 77-0-1-47/3001/2020-470 и N 77/011/011/2020-1088 с приложением информационного письма, в котором была изложена информация относительно отсутствия необходимости согласования разделов проектной документации с Департаментом культурного наследия г. Москвы.
Уведомлением от 28.02.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1873, N 77/003/257/2019-8296 отказано в снятии приостановления в связи с тем, что заявителем не устранено основание для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренное п. п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ и указано на то, что с заявлением от 20.02.2020 N 77-0-1-47/3001/2020-470 не представлен технический план в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ.
В целях устранения причин приостановления заявителем подано заявление от 13.05.2020 об отсутствии необходимости получения согласования в Департамент культурного наследия г. Москвы.
Требования регистрирующего органа по данному основанию сняты.
Уведомлением от 19.05.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1873, N 77/003/257/2019-8296 отказано в снятии приостановления по мотивам нарушения п. 20 Требований - в представленном техническом плане отсутствует декларация; нарушения п. 27 Требований в реквизите "1" раздела "исходные данные" указываются реквизиты документов, на основании которых подготовлен технический план и документов, использованных при подготовке технического плана. Сначала указываются сведения о документах, на основании которых подготовлен технический план.
Общество обратилось в административном порядке СС жалобой на данное уведомление.
Решением комиссии от 18.06.2020 N 555/2020 отказано в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении на основании п. 21 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 N 193.
18.06.2020 общество обратилось с заявлением о представлении дополнительных документов с приложением информационного письма, в котором АО "Мосгаз" просило возобновить регистрационные действия и приложением технического плана.
Уведомлением от 26.06.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1873, N 77/003/257/2019-8296 отказано в снятии приостановления по новым, ранее не заявленным основаниям: в состав технического плана не представлены документы согласования с АО "Мосводоканал"; в представленном акте приемки законченного строительством объекта от 31.10.2017 содержатся противоречивые данные относительно выполненных работ (реконструкция стального газопровода, однако, данный документ не содержит работ относительно исходного объекта).
31.07.2020 в целях устранения причин приостановления общество обратилось с заявлением с правовым обоснованием необоснованности замечаний регистрирующего органа, которое осталось без ответа.
Уведомлением от 04.08.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1873, N 77/003/257/2019-8296 регистрирующим органом отказано обществу в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на водосток по причинам, указанным в уведомлении от 26.06.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1873, N 77/003/257/2019-8296.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из не соответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. п. 1 - 3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении
государственной регистрации прав (п. 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ в процессе государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо
для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. п. 70, 71 приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" уведомление о приостановлении (об отказе) государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления (отказа).
Уведомлением 06.11.2019 государственный кадастровый учет приостановлен на основании замечаний к техническому плану.
АО "Мосгаз" в свою очередь устранены все замечания к техническому плану и направлены документы в регистрирующий орган.
Однако, АО "Мосгаз" постучено новое уведомление от 26.06.2020 с указанием уже новых причин.
Таким, образом, в нарушение п. 70 Административного регламента Управлением не указаны все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, а новая причина, указанная в уведомлении от 26.06.2020 не мотивирована ссылками на нормативные правовые акты.
Регистрирующий орган указывает на ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой проектная документация должна быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком, однако в данном случае, в состав технического плана входит проектная документация, утвержденная АО "Мосгаз", которое в свою очередь является застройщиком водостока и получение каких-либо согласований проектной документации с иными организациями, кроме утверждения ее застройщиком или техническим заказчиком, ч. 15 ст. 48 названного Кодекса не предусматривает.
Акт и проектная документация, на основании которых составлен технический план включены в состав приложения; акт составлен и заполнен по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а; проектная документация подготовлена в соответствии с позицией регистрирующего органа, изложенной в письме от 13.04.2018 N14-04158/18.
АО "Мосводоканал", как собственник имущества с проектной документацией ознакомлен (п. 1.3 Соглашения).
Судом первой инстанции в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, правильно применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-246418/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246418/2020
Истец: АО "МОСГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ