г. Москва |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А40-1251/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей Т.В. Захаровой, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14 мая 2021 года по делу N А40-1251/2021, принятое судьей Куклиной Л.А.
по иску Министерства обороны Российской Федерации к ОАО "РЖД" о взыскании неустойки
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Еремин К.В. по доверенности от 25.11.2020
от ответчика: Ткачев И.О. по доверенности от 15.07.2020
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") о взыскании неустойки в размере 1 166 500 руб.
Решением суда от 14.05.2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на необоснованность выводов суда первой инстанции.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.08.2018 между Минобороны России (истец) и ОАО "РЖД" (ответчик) заключен государственный контракт N 257/12545/3050512 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении (далее - контракт).
В обоснование исковых требований истец указал, что услуги по подаче и уборке вагонов под погрузку и выгрузку на станциях РЖД и Крымской железной дороги исполнителем (ответчиком) оказаны с просрочкой, в подтверждение чего ссылается на ведомости подачи и уборки вагонов, указанные в расчете к иску.
Согласно пункту 7.1. контракта стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Согласно расчету истца, размер неустойки составил 1 166 500 руб.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
В соответствии с абз. 2 ст. 100 УЖТ РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4764).
В соответствии с пунктом 2.3 Правил установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания. Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов.
Действующим законодательством, регулирующим отношения по перевозке железнодорожным транспортом, сроки приема порожних грузовых вагонов к перевозке не установлены.
В материалы дела не представлены договоры на подачу и уборки вагонов, договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, иные документы, устанавливающие срок на подачу и уборку вагонов.
Суд также обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 3.4.1 госконтракта если в период исполнения госконтракта Минобороны России выявит какие-либо недостатки в исполнении госконтракта, то оно обязано в письменной форме сообщать ОАО "РЖД" о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение 2 рабочих дней после обнаружения таких недостатков.
Минобороны России в период исполнения контракта о нарушениях не заявляло.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что представленными истцом материалами подтверждается, что подачу-уборку части вагонов производило не ОАО "РЖД", а ФГУП "Крымская железная дорога", в связи с чем ответчик по части требований является ненадлежащим.
Судом первой инстанции правомерно применен срок исковой давности, о котором заявлено ответчиком.
Суд признал правомерной ссылку ответчика на пропуск истцом срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском.
Статья 196 Гражданского кодекса российской Федерации устанавливает общий срок исковой давности в три года.
Статья 797 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает специальный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, и составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 125 УЖТ РФ иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 г. N 17072/13 указано, что отношения контрагентов, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей и сборов, являются неотъемлемой частью процесса по организации перевозок, а плательщики, имеющие единые лицевые счета в Центре фирменного транспортного обслуживания, являются участниками отношений, предусмотренных ст. 1 УЖТ РФ; следовательно, обязательственные отношения сторон спора, в том числе вытекающие из договоров по организации расчетов и уплате провозных платежей, сборов, плат подпадают под действие законодательства о перевозках, и к ним подлежит применению сокращенный срок исковой давности.
Верховным Судом РФ также установлено (определение от 13.12.2017 по делу N А05-1154/2017), что к правоотношениям сторон по подаче и уборке вагонов подлежит применению годичный срок исковой давности.
В соответствии с частью 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке, течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры.
Согласно статье 124 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.
Это означает, что законом предусмотрен срок рассмотрения перевозчиком претензии - 30 дней.
Таким образом, учитывая положения статьи 124 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и части 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней.
В настоящем деле срок исковой давности с учетом соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (+ 30 дней), по спорным требованиям истек в 30.09.2019 (учитывая, что требования заявлены за период действия госконтракта - 31.08.2018).
Иск направлен в суд 29.12.2020, то есть за пределами срока исковой давности, предусмотренного статьей 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 125 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре (ответчиком заявлено в отзыве на исковое заявление (л.д. 48-58 том 2), является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям общего срока исковой давности, поскольку спорный договор является смешанным и к нему подлежит применение положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права, поскольку заявленные исковые требования связаны с реализацией договорных обязательств сторон по договорам перевозки, а не контракта, в качестве основания возникновения спора приложены дорожные ведомости и ведомости подачи и уборки вагонов, поэтому подлежит применению специальный, сокращенный срок исковой давности в один год.
Учитывая изложенное, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда от 14.05.2021 г., в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2021 года по делу N А40-1251/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1251/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"