г. Пермь |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А71-11998/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Балдина Р.А., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамонтовой Д.И.,
при участии:
от ответчика: Сутягина Е.С., паспорт, доверенность от 01.02.2021, диплом;
от истца: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца, муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 апреля 2021 года
по делу N А71-11998/2020
по иску муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320)
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (далее - МУП "ЖКУ", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "САХ", ответчик, региональный оператор) о взыскании 58 500 руб. 00 коп. долга, 6 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением по день оплаты долга.
Решением от 30.04.2021 суд в удовлетворении требований отказал в полном объеме.
МУП "ЖКУ" с решением суда не согласилось, направило апелляционную жалобу, в которой обжалуемый судебный акт просит отменить и принять новый судебный акт, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование требований МУП "ЖКУ" указывает, что в целях исполнения возложенной на регионального оператора обязанности принимать ТКО в объеме и местах накопления и транспортировать их, обязанность по установке необходимого числа контейнеров лежит на региональном операторе.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 12.07.2021 ходатайство истца о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя рассмотрено судом в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в ней доводы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах заявленных доводов, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, МУП "ЖКУ" приобрело контейнеры для ТБО согласно договорам поставки N 20-188/3 от 26.05.2020, заключенному с ООО "Авакс", и N 20-246/3 от 10.07.2020, заключенному с ООО "Москанц", на общую сумму 58 500 руб. 00 коп.
МУП "ЖКУ" оплатило поставленные контейнеры согласно платежным поручениям N 3195 от 22.06.2020, N 5109 от 30.10.2020.
В соответствии с п. 1.5. договоров контейнеры поставлены по адресу: г. Глазов, ул. Мопра, д. 37, стр. 5.
МУП "ЖКУ", ссылаясь на то, что обязанность по приобретению контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила обращения с ТКО), п. 90 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Основы ценообразования) возложена на регионального оператора, направил в адрес ООО "САХ" требование о возвращении неосновательно сбереженных денежных средств исх.N 03-05/1597 от 25.08.2020.
В ответе на требование исх.N 11667 от 07.09.2020 региональный оператор указал, что обязанность по установке контейнеров для сбора ТКО и мусоросборников на придомовых территориях МКД, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" возложена на управляющую организацию либо ТСЖ, ТСН, в связи с чем, ООО "САХ" не согласно с требованием о возвращении денежных средств.
Поскольку требование МУП "ЖКУ" было оставлено региональным оператором без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, руководствуясь ст. ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правилами обращения с ТКО, ст. ст. 8, 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), ст. ст. 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность регионального оператора по обеспечению потребителей контейнерами и выкупу контейнеров у третьих лиц.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для изменения судебного акта.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Как следует из п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом в силу п. 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В силу ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае обязательства регионального оператора установлены типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно п. 1 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу п. 8.1 Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов образующихся, в том числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. ч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В силу п. 1 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил обращения с ТКО определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах. "Бункер" - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов. "Контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. "Контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Суть доводов жалобы истца сведена к тому, что обязанность по приобретению и установке контейнеров и бункеров возложена на ответчика, поскольку в тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами включены расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов. В связи с чем истец полагает, что стоимость приобретенных контейнеров у третьих лиц подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Приведенные доводы подлежат отклонению апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии с абз. 2 п. 90 Основ ценообразования расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Положения Основ ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не возлагают на регионального оператора обязанность по приобретению контейнеров и (или) бункеров для их размещения в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены такие расходы.
Деятельность регионального оператора является тарифицируемой, что означает, что в расходную часть тарифа могут входить только те расходы, которые утверждены уполномоченным органом в процентном выражении к тарифу на очередной период регулирования.
Данная норма, а также положения ст. 8 Закона N 89-ФЗ, ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131) и п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), условия типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Правила N 1156) не возлагают на регионального оператора обязанности по приобретению контейнеров и бункеров в каждом случае.
Контейнеры и (или) бункеры могут приобретаться также и собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
Так, п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 18 ч. 1 ст. 15, п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона N 131 к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В статье 13.4 Закона N 89-ФЗ указано, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. п. 3, 4 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Следовательно, участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Конкретный перечень случаев, когда региональный оператор обязан приобретать контейнеры и бункеры для накопления твердых коммунальных отходов, ни федеральным законодательством, ни условиями типового договора, ни региональным законодательством Удмуртской Республики не предусмотрен.
Доказательств тому, что замененные поврежденные контейнеры ранее принадлежали региональному оператору на праве собственности или ином законном основании, материалы дела не содержат (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Согласно п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
Исходя из п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. Данные Правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
Указание заявителя жалобы на то, что п. 13 (1) Правил по обращению с ТКО на регионального оператора возложены обязанности по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления ТКО и их установке, не исключает возложенные на управляющую организацию п. 3.7.1 Правил N 170, п. 26 (1) Минимального перечня обязанности.
С 01.01.2019 Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в круг полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В частности, ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относит, помимо прочего, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, если такая обязанность лежит на других лицах.
Соответственно, если собственники определили способ управления многоквартирным домом - управляющей организацией, то такая деятельность осуществляется управляющей организацией.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно указал, что убытки истца, понесенные в связи с закупкой контейнеров для накопления ТКО, не могут быть возложены на регионального оператора, в связи с тем, что в силу указаний федерального законодательства приобретение контейнеров для накопления ТКО может в равной степени осуществляться собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО, лицами, ответственными за содержание контейнерных площадок, членами садово-дачных товариществ, потребителями, либо региональным оператором.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств апелляционная коллегия разделяет вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство Российской Федерации, включая законодательство в сфере обращения с отходами, не содержит императивной обязанности регионального оператора по покупке контейнеров, либо возмещения расходов региональным оператором и их выкуп у третьих лиц.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 апреля 2021 года по делу N А71-11998/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11998/2020
Истец: МУП "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов"
Ответчик: ООО "Спецавтохозяйство"