г. Чита |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А78-538/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Венедиктовой Е.А., судей Желтоухова Е.В., Ниникиной В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хуршудян Р.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 февраля 2024 года по делу N А78-538/2023 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН) к обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточная вагоноремонтная компания" (ОГРН 1087746624646, ИНН 7702673970) о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Силяевой А.Е. по доверенности от 11.07.2023,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточная вагоноремонтная компания" с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на железнодорожных путях общего пользования в размере 153858 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ в общем размере 20971 руб. 14 коп., судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 5616 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 08.02.2024 истцу отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из недоказанности обстоятельств позволяющих удовлетворить заявленные требования.
Истец, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Из апелляционной жалобы следует, что судом не учтено наличие согласованной договорной платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, прибывающих в адрес ответчика. Установление платы согласуется с принципом свободы договора. Обстоятельства невозможности подачи спорных вагонов в связи с занятостью путей необщего пользования подтверждаются актами общей формы на начало и окончание простоя, анализом занятости пути и памятками приемосдатчика. Представленные документы доказывают ответственность ответчика за неприем вагонов на пути необщего пользования и их простой на путях общего пользования. Судом в обжалуемом решении указано, что истец не доказал максимальную загрузку путей ответчика при наличии свободных мест.
Считает необоснованным выводы суда о том, что акты общей формы, представленные истцом в материалы дела, не являются достаточным доказательством в делах по рассмотрению исков о взыскании платы за простой вагонов.
Судом неправомерно прияты доводы ответчика о полной ответственности истца за проведение маневровых работ по подаче вагонов в границах путей необщего пользования, что противоречит инструкции и договору на эксплуатацию путей необщего пользования.
Считает неверным вывод о равнозначности всех путей в границах путей необщего пользования для подачи вагонов с путей общего пользования, при том, что ответчиком не представлено заявок на подачу вагонов на пути отстоя N 58 и N 67.
Полагает, что судом неправильно применены положения Устава железнодорожного транспорта РФ.
В материалы дела от общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная вагоноремонтная компания" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Представители иных лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 21.02.2024.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы стороны истца, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 29.09.2020 между ОАО "РЖД" и ООО "Дальвагоноремонт" заключен договор от N 340/164-2000004080988 на эксплуатацию принадлежащего ответчику железнодорожного подъездного пути необщего пользования (N 15, N 16, N 16А, N 17, N 58, N 67), примыкающего к железнодорожному пути общего пользования N 14 стрелочными переводами N 80 и N 77 станции Бурея Забайкальской железной дороги, по условиям которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Пунктом 7.9 договора согласованы сроки его действия. Договор вступает в силу с момента его подписания последней стороной и действует по 30.11.2024 (включительно).
В рамках установленных договорных отношений перевозчиком ОАО "РЖД" в адрес грузополучателя ООО "ДВРК" были оформлены вагоны:
- в период с 28.10.2021 по 22.12.2021 вагон N 53853172, по отправке ЭЕ783878, со станции отправления Надеждинская ДВОСТ жд. грузоотправитель ООО "Атлант", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 07.11.2021 по 22.12.2021 вагон N 53515375 по отправке ЭЖ580413 со станции отправления Советская Гавань-город ДВОСТ ж.д. грузоотправитель АО "Дальневосточная транспортная группа", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 05.11.2021 по 22.12.2021 вагон N 58761974 по отправке ЭЖ492287 со станции отправления Мучная ДВост ж.д. грузоотправитель АО "Национальная транспортная компания", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 07.11.2021 по 22.12.2021 вагон N 61778783 по отправке ЭЖ493149 со станции отправления Горин ДВост ж.д. грузоотправитель АО "Национальная транспортная компания", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 06.11.2021 по 22.12.2021 вагон N 58761974 по отправке ЭЕ219783 со станции отправления Находка ДВост ж.д. грузоотправитель АО "Национальная транспортная компания", станция назначения Терентьевская ЗАПСИБ ж. д.,
- в период с 19.12.2021 по 22.12.2021 вагон N 6398604 по отправке ЭГ470258 со станции отправления Стрелковая ДВост ж.д. грузоотправитель АО "Национальная транспортная компания", станция назначения Терентьевская ЗАПСИБ ж. д.,
- в период с 07.11.2021 по 13.01.2022 вагон N 94638491 по отправке ЭИ398256 со станции отправления Находка ДВост ж.д. грузоотправитель ООО"Альянс-центр", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 14.01.2022 по 18.01.2022 вагон N 29761699 по отправке ЭК764702 со станции отправления Благовещенск ЗАБ ж.д. грузоотправитель ООО "ТТК-Транс", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 16.01.2022 по 18.01.2022 вагон N 95000398 по отправке ЭЛ024775 со станции отправления Благовещенск ЗАБ ж.д. грузоотправитель ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 16.01.2022 по 18.01.2022 вагон N 54411194 по отправке ЭК592654 со станции отправления Высокогорная ДВост ж.д. грузоотправитель ООО "Дальневосточная лестранссервисная компания", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 23.01.2022 по 24.01.2022 вагон N 59521781 по отправке ЭК556085 со станции отправления Рыбники ДВост ж.д. грузоотправитель ООО "ГК Вагонсервис", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 23.01.2022 по 24.01.2022 вагон N 64154081 по отправке ЭЛ064991 со станции отправления Находка ДВост ж.д. грузоотправитель АО "Уголь-Транс", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 23.01.2022 по 24.01.202 вагон N 54058722 по отправке ЭЛ173970 со станции отправления Находка ДВост ж.д. грузоотправитель АО 3 "Уголь-Транс", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.,
- в период с 23.01.2022 по 24.01.2022 вагон N 64153661 по отправке ЭЛ189753 со станции отправления Находка ДВост ж.д. грузоотправитель АО "Уголь-Транс", станция назначения БУРЕЯ Заб ж. д.
Согласно пункту 4.1 договора "владелец" уплачивает "перевозчику" плату за нахождения железнодорожного подвижного состава, в случаях предусмотренных статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее устав) в случаях, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава вносится грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. Взимание платы осуществляются порядком и по ставкам, установленным Тарифным руководством, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
В соответствии с пунктом 4.2 договора расчеты за оказанные услуги по договору производятся перечислением денежных средств в качестве предварительной оплаты, достаточной для взыскания причитающихся платежей на расчетный счет ЕЛС.
1. На станцию Бурея вагон N 53853172 прибыл 28.10.2021 в 18-07 часов, о чем был составлен акт общей формы N 13140. Вагон N 53515375 прибыл на станцию Бурея 07.11.2021 в 11-23 часов, о чем был составлен акт общей формы N 13745. О готовности вагонов к подаче Ответчик был уведомлен так же 28.10.2021 в 18-07 и 07.11.2021 в 11-23 часов посредством телефонной связи, что предусмотрено условиями Договора (п.3.1) и не противоречит Распоряжению ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р (в действовавшей редакции) "Об утверждении Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД". Сведения о готовности вагонов к подаче на выставочный путь и об уведомлении Ответчика отражены в Актах общей формы N 13140, N 13745.
Начало простоя в ожидании подачи зафиксировано в акте общей формы ГУ-23 N 13140 с 20-07 часов 28.10.2021, N 13745 с 13-23 часов 07.11.2021.
В ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с его занятостью вагоны N 53853172, 53515375 простаивали на путях общего пользования станции Бурея до 22.12.2021, до момента получения Истцом уведомления Ответчика о готовности принять прибывшие вагоны. По факту окончания простоя оформлен Акт общей формы N 15909 от 22.12.2021.
На основании указанных актов общей формы была начислена плата в размере 49429,20 руб. (в т.ч. НДС), по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-Т/1 от 29.04.2015 (расчет прилагается).
2. На станцию Бурея вагон N 58761974 прибыл 05.11.2021 в 06-40 часов, о чем был составлен акт общей формы N 13639. Вагон N 61778783 прибыл на станцию Бурея 07.11.2021 в 11-23 часов, о чем был составлен акт общей формы N 13744. О готовности вагонов к подаче Ответчик был уведомлен так же 05.11.2021 в 06-40 часов и 07.11.2021 в 11-23 часов посредством телефонной связи, что предусмотрено условиями Договора (п.3.1) и не противоречит Распоряжению ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р (в действовавшей редакции) "Об утверждении Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД". Сведения о готовности вагонов к подаче на выставочный путь и об уведомлении Ответчика отражены в Актах общей формы N 13639, 13744.
Начало простоя в ожидании подачи зафиксировано в актах общей формы ГУ-23 N 13639 с 08-40 часов 05.11.2021, N 13744 с 13-23 часов 07.11.2021.
В ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с его занятостью вагоны N 58761974, 61778783 простаивали на путях общего пользования станции Бурея до 22.12.2021, до момента получения Истцом уведомления Ответчика о готовности принять прибывшие вагоны. По факту окончания простоя оформлен Акт общей формы N 15910 от 22.12.2021.
На основании указанных актов общей формы была начислена плата в размере 45606,80 руб. (в т.ч. НДС), по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-Т/1 от 29.04.2015 (расчет прилагается).
3. На станцию Бурея вагон N 62477948 прибыл 06.11.2021 в 00-02 часов, о чем был составлен акт общей формы N 13680. О готовности вагона к подаче Ответчик был уведомлен так же 06.11.2021 в 00-02 часов посредством телефонной связи, что предусмотрено условиями Договора (п.3.1) и не противоречит Распоряжению ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р (в действовавшей редакции) "Об утверждении Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД". Сведения о готовности вагонов к подаче на выставочный путь и об уведомлении Ответчика отражены в Акте общей формы N 13680.
Начало простоя в ожидании подачи зафиксировано в акте общей формы ГУ-23 N 13680 с 02-02 часов 06.11.2021.
В ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с его занятостью вагон N 62477948 простаивал на путях общего пользования станции Бурея до 22.12.2021, до момента получения Истцом уведомления Ответчика о готовности принять прибывшие вагоны. По факту окончания простоя оформлен Акт общей формы N 15911 от 22.12.2021.
На основании указанных актов общей формы была начислена плата в размере 22982,40 руб. (в т.ч. НДС), по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-Т/1 от 29.04.2015 (расчет прилагается).
4. На станцию Бурея вагон N 63498604 прибыл 19.12.2021 в 08-30 часов, о чем был составлен акт общей формы N 15920. О готовности вагона к подаче Ответчик был уведомлен так же 19.12.2021 в 08-30 часов посредством телефонной связи, что предусмотрено условиями Договора (п.3.1) и не противоречит Распоряжению ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р (в действовавшей редакции) "Об утверждении Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД". Сведения о готовности вагонов к подаче на выставочный путь и об уведомлении Ответчика отражены в Акте общей формы N 15920.
Начало простоя в ожидании подачи зафиксировано в акте общей формы ГУ-23 N 15920 с 10-30 часов 19.12.2021.
В ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с его занятостью вагон N 63498604 простаивал на путях общего пользования станции Бурея до 22.12.2021 г., до момента получения Истцом уведомления Ответчика о готовности принять прибывшие вагоны. По факту окончания простоя оформлен Акт общей формы N 15921 от 22.12.2021.
На основании указанных актов общей формы была начислена плата в размере 930,00 руб. (в т.ч. НДС), по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-Т/1 от 29.04.2015 (расчет прилагается).
5. На станцию Бурея вагон N 94638491 прибыл 07.11.2021 в 18-17 часов, о чем был составлен акт общей формы N 15315. О готовности вагона к подаче Ответчик был уведомлен так же 07.11.2021 в 18-17 часов посредством телефонной связи, что предусмотрено условиями Договора (п.3.1) и не противоречит Распоряжению ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р (в действовавшей редакции) "Об утверждении Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД". Сведения о готовности вагонов к подаче на выставочный путь и об уведомлении Ответчика отражены в Акте общей формы N 15315.
Начало простоя в ожидании подачи зафиксировано в акте общей формы ГУ-23 N 15315 с 20-17 часов 07.11.2021.
В ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с его занятостью вагон N 94638491 простаивал на путях общего пользования станции Бурея до 13.01.2022 г., до момента получения Истцом уведомления Ответчика о готовности принять прибывшие вагоны. По факту окончания простоя оформлен Акт общей формы N 406 от 13.01.2022 г.
На основании указанных актов общей формы была начислена плата в размере 29817,60 руб. (в т.ч. НДС), по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-Т/1 от 29.04.2015 (расчет прилагается).
6. На станцию Бурея вагон N 29761699 прибыл 14.01.2021 в 05-52 часов, о чем был составлен акт общей формы N 474. Вагон N 95300398 прибыл на станцию Бурея 16.01.2022 в 00-20 часов, о чем был составлен акт общей формы N 560. Вагон N 54411194 прибыл на станцию Бурея 16.01.2022 в 05-45 часов, о чем был составлен акт общей формы N 573. О готовности вагонов к подаче Ответчик был уведомлен так же 14.01.2022 в 05-52 часов, 16.01.2022 в 00-20 часов, 16.01.2022 в 05-45 часов посредством телефонной связи, что предусмотрено условиями Договора (п.3.1) и не противоречит Распоряжению ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р (в действовавшей редакции) "Об утверждении Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД". Сведения о готовности вагонов к подаче на выставочный путь и об уведомлении Ответчика отражены в Актах общей формы N 474, 560, 573.
Начало простоя в ожидании подачи зафиксировано в актах общей формы ГУ-23 N 474 с 07-52 часов 14.01.2022, N 560 с 02-20 часов 16.01.2022, N 573 с 07-45 часов 16.01.2022.
В ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с его занятостью вагоны N 29761699, 95300398, 54411194 простаивали на путях общего пользования станции Бурея до 18.01.2022 г., до момента получения Истцом уведомления Ответчика о готовности принять прибывшие вагоны. По факту окончания простоя оформлен Акт общей формы N 661 от 18.01.2022.
На основании указанных актов общей формы была начислена плата в размере 3164,40 руб. (в т.ч. НДС), по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-Т/1 от 29.04.2015 (расчет прилагается).
7. На станцию Бурея вагон N 59521781 прибыл 23.01.2022 в 09-22 часов, о чем был составлен акт общей формы N 932. Вагон N 64154081 прибыл на станцию Бурея 23.01.2022 в 09-22 часов, о чем был составлен акт общей формы N 933. Вагон N 54058722 прибыл на станцию Бурея 23.01.2022 в 09-22 часов, о чем был составлен акт общей формы N 934. Вагон N 64153661 прибыл на станцию Бурея 23.01.2022 в 09-22 часов, о чем был составлен акт общей формы N 935. О готовности вагонов к подаче Ответчик был уведомлен так же 23.01.2022 в 09-22 часов посредством телефонной связи, что предусмотрено условиями Договора (п.3.1) и не противоречит Распоряжению ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р (в действовавшей редакции) "Об утверждении Инструкции 7 по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД". Сведения о готовности вагонов к подаче на выставочный путь и об уведомлении Ответчика отражены в Актах общей формы N 932, 933, 934, 935.
Начало простоя в ожидании подачи зафиксировано в актах общей формы ГУ-23 N 932-935 с 11-22 часов 23.01.2022.
В ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с его занятостью вагоны N 59521781, 64154081, 54058722, 64153661 на путях общего пользования станции Бурея до 24.01.2022 г., до момента получения Истцом уведомления Ответчика о готовности принять прибывшие вагоны. По факту окончания простоя оформлен Акт общей формы N 1045 от 24.01.2022.
На основании указанных актов общей формы была начислена плата в размере 1929,60 руб. (в т.ч. НДС), по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-Т/1 от 29.04.2015 (расчет прилагается).
Таким образом, истец считает, что факт простоя вагонов N 53853172, 53515375, 58761974, 61778783, 62477948, 63498604, 94638491, 29761699, 95300398, 54411194, 59521781, 64154081, 54058722, 64153661 на путях общего пользования ст. Бурея по вине ответчика подтверждается совокупностью прилагаемых документов, а именно: актов общей формы о начале и окончании простоя вагонов, анализом занятости путей ООО "ДВРК", памятками приемосдатчика.
Ненадлежащее исполнение обязательств по внесению платы за нахождение вагонов на путях общего пользования после соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Принимая оспариваемое решение, Арбитражный суд Забайкальского края, руководствуясь положениями статей 195, 196, 200, 202, 307, 309, 310, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 39, 126, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", исходил из недоказанности вины ответчика в простое вагонов, указав на то, что поскольку прибывшие вагоны подаются РЖД автоматически по факту прибытия при наличии свободных мест на путях необщего пользования, соответственно вагоны простаивали на путях РЖД ввиду действий/бездействия самого ОАО "РЖД", а не ввиду занятости путей ответчика.
При этом, суд отклонил довод ответчика о пропуске срока исковой давности, указав на то, что иск подан 19.01.2022, то есть в пределах установленного законом срока исковой давности, ни общий срок исковой давности, ни специальный срок исковой давности не пропущен.
В соответствии с положением ч. 5 и 6 ст. 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, а также вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
У апелляционного суда отсутствуют основания для несогласия с указанным выводом суда первой инстанции.
Поскольку заключенные сторонами договоры регулируют отношения, связанные с перевозкой грузов, то к ним применимы нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устава).
Согласно части 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) (часть 13 статьи 39 УЖТ РФ).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 УЖТ РФ).
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы (часть 19 статья 39 УЖТ РФ).
Номера вагонов, за простой которых производится взыскание, указаны в актах общей формы на начало задержки. В силу п. 3.4 Инструкции вся маневровая работа, выполненная локомотивом РЖД, отражается в актах общей формы и примечании к памятке приемосдатчика.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции, исходя из материалов дела, обоснованно указал, что вагоны простаивали на путях РЖД ввиду действий/бездействия самого ОАО "РЖД", а не ввиду занятости путей ответчика.
Иных доказательств материалы дела не содержат.
При установленных обстоятельствах акцессорные требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также не подлежали удовлетворению.
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции оценил представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "РЖД" не подтверждены обстоятельства, неопровержимо свидетельствующие о простое поступивших в адрес ответчика вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные в полном объеме, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Решение суда первой инстанции соответствуют закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловные.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 февраля 2024 года по делу N А78-538/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Венедиктова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-538/2023
Истец: НАО ОАО "РЖД"
Ответчик: ООО ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ВАГОНОРЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ