г.Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А40-3387/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.05.2021 по делу N А40-3387/21
по иску ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АВГУСТ ЖКХ"
к ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Сыров С.В. по доверенности от 14.01.2021;
от ответчиков: Скуратова Е.А. по доверенности от 17.11.2020, от 15.06.2021,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АВГУСТ ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о взыскании долга в размере 97 710 руб. 81 коп.
Решением суда от 20.05.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчики обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец возражает против доводов апелляционных жалоб, просят отказать в их удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобы.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск ул. Академика Доллежаля д.33.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ на праве оперативного управления с 26.02.2019 закреплена квартира N 110 (площадью 82,6 кв.м, кадастровый номер 50:55:0000000:74908) в указанном доме.
Исковые требования мотивированы тем, что ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ не исполняет обязательства по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также оплате коммунальных платежей, в период с 01.03.2019 по 31.08.2020.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, за которым закреплено на праве оперативного управления имущество - вышеуказанная квартира, которыми оно владеет и пользуется.
Согласно п.5 Устава ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ, утвержденного Министром обороны РФ от 25.05.2012, учредителем учреждения является Российская Федерация.
Функции и полномочия Учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны.
Задолженность за коммунальные услуги перед истцом составляет 97 710 руб. 81 коп.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об исполнении возложенной на него в силу закона обязанности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также оплате коммунальных платежей.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Ответчики ссылаются на отсутствие доказательств по несению расходов по оплате содержания и отопления спорных помещений перед ресурсоснабжающими организациями и поставщиками коммунальных услуг, что не соответствует действительности, поскольку в материалах арбитражного дела находятся документы, подтверждающие несение расходов истца по оплате стоимости коммунальных ресурсов, перед ресурсоснабжающими органазациями: МУП Подольская Теплосеть, МУП Водоканал г.Подольска, ПАО Мосэнергосбыт, которые заключили с истцом, являющимся, в соответствии с п.3 ч.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ, в силу закона, исполнителем коммунальных услуг, договоры по приобретению коммунальных ресурсов для предоставления их собственникам помещений в спорном многоквартирном жилом доме.
В материалах дела находятся бухгалтерские документы, направленные МУП Подольская Теплосеть, МУП Водоканал г.Подольска, ПАО Мосэнергосбыт, направленные истцу на оплату, а также платежные поручения по оплате их истцом.
Также, поскольку истец является исполнителем поставки ресурсов (тепловая энергия, водоснабжение, электрическая энергия) в спорные многоквартирные дома, то поставщики коммунальных ресурсов - МУП "Подольская Теплосеть", АО Мосэнергосбыт, МУП Водоканал г.Подольска взыскивали в судебном порядке с ООО "УК АВГУСТ ЖКХ" стоимость поставленных в спорные многоквартирные дома, коммунальных ресурсов, по арбитражным делам: N N А41-84351/19, А40-220835/19, А41-101044/19, А41-98886/19, А41-89945/19, А41-34747/19, A41-62901/I9, А41-66198/19, А40-188134/19,А41-37851/2019, а истец оплачивал данные ресурсы по исполнительным листам, платежными поручениями N N 4062, 3498, 3872, 3971, 3914, 3865, 1779, 2249,293526, 3497, 3539, 739303, 3915,53482, 2012, 1997.
В целях надлежащего обслуживания общего имущества собственником помещений в многоквартирном доме, заключил договоры со сторонними организациями: N 11-19-М от 20.11.2019 года, заключенный между истцом и ООО "МИТОЛ ЗАПАД", на комплексное техническое обслуживание и ремонт лифтов и лифтовых диспетчерских систем сигнализации и связи в отношении многоквартирных домов, в числе которых и спорный многоквартирный дом; N ДУ-ППА П1/2019 от 02.12.2019, заключенный между истцом и ООО "ИЛАРИЯ", на представление услуг по техническому, аварийному обслуживанию систем ДУ и ППА в жилых домах, в числе которых и спорный многоквартирный дом, обслуживаемых истцом; N 6/2019 от 11.06.2019, заключенный между истцом и ООО "АКСЕСС ПИПЛ" по ремонту подъездов многоквартирных домов, в числе которых и спорный многоквартирный дом, обслуживаемых истцом; N 2933/0421741 от 01.04.2019 заключенный между истцом и ООО "СК УРАЛСИБ СТРАХОВАНИЕ", коллективного страхования жилых помещений и гражданской ответственности при их использовании в жилых домах, в числе которых и спорный многоквартирный дом, обслуживаемых истцом.
Ответчики указывают, что требование по взысканию задолженности в отношении спорной квартиры незаконно, поскольку 01.08.2012 между Министерством обороны РФ и гражданином Шамариным В.А. был заключен договор социального найма N 50/05/019-014, сроком до 30.09.2019.
Однако согласно сведениям их Единого Государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект спорная квартира перешла в долевую собственность Шамарина Вадима Анатольевича, на основании решения Подольского городского суда от 07.02.2013 года по гражданскому делу N 1836/13, согласно которому право собственности Российской Федерации на спорную квартиру было прекращено.
Соответственно, договор социального найма N 50/05/019-014 от 01.08.2012, заключенный между собственником - Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ и Шамариным В.А. был прекращен.
08.02.2019 право собственности Шамарина В.А., на спорную квартиру было прекращено и 15.02.2019, вновь было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, в лице Министерства обороны РФ, на спорную квартиру, а 26.02.2019 зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ, на спорную квартиру.
Договоры социального найма, заключенного между Шамариным В.А. и Министерством обороны РФ после 15.02.2019, ответчики в суде не представили, равно, как и не представили акта приема-передачи данной квартиры Шамариным В.А. представителю ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ, ссылка на который в письме ФГАУ "Росжилкомплекс" от 25.01.2021.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчиков направлялись претензии с требованием оплаты образовавшейся задолженности, а также о предоставлении сведений о заселенности спорного жилого помещения.
Однако ответчиками требования, изложенные в претензии, оставлены удовлетворения, по основаниям ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ, что не получено согласие со стороны Министерства обороны РФ, по оплате коммунальных услуг, а по основаниям Министерства обороны РФ, что у "ФГКУ "Специальное ТУИО" имеется самостоятельный расчетный счет, с которого ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ обязано самостоятельно нести расходы, за спорную квартиру, поскольку квартира находится у него в оперативном управлении.
В силу п.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено ст.ст.249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в п.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание об имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.
Согласно ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.ч.1 и 7 ст.155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В случае закрепления помещения в многоквартирном доме за юридическим лицом на праве оперативного управления на него возлагается обязанность по несению указанных расходов с даты регистрации указанного права.
Обязанность внесения платы существует в силу закона.
В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ своевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является одной из обязанностей граждан и юридических лиц при использовании ими жилого фонда.
Определяя обязанность граждан и организаций по осуществлению платежей в строго установленные сроки и в полном объеме, законодатель, таким образом, формулирует основы платежной дисциплины в жилищной сфере, что в свою очередь является необходимым условием для исполнения поставленных задач, утвержденных Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", целевыми показателями и задачами, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.01.2016 N 80-р.
Установленная обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исходит из общего положения гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
Обязанность вносить плату за коммунальные услуги связана с обязанностью несения бремени содержания собственности, а в остальной части вытекает из обязательств, связанных с непосредственным потреблением коммунальных услуг.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится в ст.210 Гражданского кодекса РФ.
Начисления производились в соответствии с вышеуказанными нормами: - ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Поскольку ответчиком не оплачивалось использование этих помещений, а также коммунальные платежи, суд обоснованно, руководствуясь ст.ст.1102, 1105 Гражданского кодекса РФ, удовлетворил заявленные исковые требования.
Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2021 по делу N А40-3387/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3387/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АВГУСТ ЖКХ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ