г. Владимир |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А43-41399/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2021.
В полном объеме постановление изготовлено 22.07.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.04.2021 по делу N А43-41399/2020, принятое по заявлению Власова Владимира Юрьевича и Власовой Дарьи Павловны о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 05.11.2020 N 052/04/9.21-2118/2020.
В судебном заседании приняли участие Власова Дарья Павловна - лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации; представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Комаров И.А. на основании доверенности от 07.07.2021 N ЛШ/14158/21 сроком действия один год и диплома о высшем юридическом образовании.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) рассмотрено обращение Власова Владимира Юрьевича (далее - Власов В.Ю., потребитель) о том, что публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", Общество, заявитель) при заключении договора об осуществлении технологического присоединения объекта Власова В.Ю. к электрическим сетям допустило навязывание невыгодных для него условий.
Управлением установлено, что 16.07.2020 Власов В.Ю. посредством личного кабинета на сайте ПОРТАЛ-ТП.РФ подал заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно 900 м по направлению на север от п. Сысоевка, участок 157, кадастровый номер: 52:24:0020003:873.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" направила в адрес Власова В.Ю. проект договора, мотивированный отказ от подписания которого потребителем поступил в Общество 01.09.2020.
В ответ на мотивированный отказ ПАО "МРСК Центра и Приволжья" направило Власову В.Ю. протокол согласования разногласий N 1.
С учетом указанных обстоятельств антимонопольный орган пришел к выводу о том, что действия ПАО "МРСК Центра и Приволжья" не образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ).
По результатам проведения административного расследования Управлением вынесено постановление от 05.11.2020 N 052/04/9.21-2118/2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Власов В.Ю. и Власова Дарья Павловна (далее - Власова Д.П.) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.04.2021 заявленное требование удовлетворено.
При этом, руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 2 статьи 9.21 Кодекса, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), суд первой инстанции усмотрел в действиях ПАО "МРСК Центра и Приволжья" наличие признаков административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья", не согласившись с решением суда, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением, в которых просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По убеждению Общества, в его деянии отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Заявитель указывает, что технические условия, типовые условия договора, счет и инструкция, содержащая последовательный перечень мероприятий в установленный срок были направлены им потребителю через личный кабинет.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" указывает, что в нарушение пункта 15 Правил N 861 мотивированный отказ от подписания договора поступил в ПАО "МРСК Центра и Приволжья" от потребителя только 01.09.2020.
Общество обращает внимание на то, что указанному доводу, нашедшему отражение в постановлении Управления, судом первой инстанции должной правовой оценки не дано.
Кроме того, Общество указывает, что предложенные Власовым В.Ю. изменения в договор не относятся к существенным его условиям. Данные пункты обязательны к выполнению вне зависимости от наличия их в договоре.
Подробно доводы ПАО "МРСК Центра и Приволжья" приведены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами Общества согласились, просили отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Власова Д.П. в судебном заседании возразила против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося представителя ПАО "МРСК Центра и Приволжья" и Власова В.Ю.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя Управления и Власову Д.П., Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) в том числе к электрическим сетям.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Указанной статьей Федерального закона установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным.
Абзацем 7 пункта 15 Правил N 861 (в редакции от 27.12.2019 N 73) было предусмотрено, что в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N8 и направляется заявителю - физическому лицу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2020 N 262, вступившим в силу с 01.07.2020, в Правила N 861 были внесены изменения, в соответствии с которыми абзац 7 пункта 15 Правил N 861 признан утратившим силу. При этом введен в действие пункт 7(1) и раздел X Правил N 861 "Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил".
Пунктом 7(1) Правил N 861 установлено, что в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, положения разделов I, II и IX настоящих Правил применяются, если разделом X настоящих Правил не установлено иное.
Следовательно, начиная с 01.07.2020 в целях регулирования отношений связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, предусмотрен специальный порядок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный разделом X Правил N 861.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям Власова В.Ю. с Обществом по поводу технологического присоединения объекта потребителя к электрическим сетям должен применяться новый порядок правового регулирования, установленный разделом Х Правил 861.
Разделом X Правил N 861 предусмотрено заключение договора между сетевой организацией и заявителями путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение, оплаты заявителем указанного счета и подтверждения факта заключения договора документом об оплате счета.
В обязанности сетевой организации в том числе вменено размещение на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в личном кабинете потребителя условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей, счета на оплату, технических условий, содержащих перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В случае если заявителем выступает физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, гарантирующий поставщик обеспечивает размещение в личном кабинете потребителя наименования и платежных реквизитов гарантирующего поставщика, а также информации о номере лицевого счета заявителя. В указанном случае договор, обеспечивающий продажу электрической энергии на розничном рынке, признается заключенным со дня размещения сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации, в личном кабинете потребителя.
В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в офисах очного обслуживания потребителей обязана обеспечить доступ к личному кабинету потребителя на безвозмездной основе.
Заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.
Сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем поступления сведений об оплате счета, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, обязана уведомить об этом субъекта розничного рынка, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил.
В обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил (в случае первичного присоединения), входят обеспечение учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, в местах, определяемых в соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевой организацией должна быть произведена установка и допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в соответствии с пунктом 109 настоящих Правил.
Результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил).
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация обязана обеспечить установку и допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и мощности, осуществляемых за счет сетевой организации.
Допуск в эксплуатацию установленных приборов учета сетевая организация осуществляет самостоятельно (без участия иных субъектов розничных рынков). После осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, когда был осуществлен допуск в эксплуатацию прибора учета, обязана разместить в личном кабинете потребителя акт допуска прибора учета в эксплуатацию, оформленный в соответствии с требованиями раздела X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, о чем сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня размещения в личном кабинете потребителя акта допуска прибора учета в эксплуатацию обязана уведомить заявителя и субъекта розничного рынка, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил.
Со дня размещения акта допуска прибора учета в эксплуатацию в личном кабинете потребителя прибор учета считается введенным в эксплуатацию и с этого дня его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Как следует из материалов дела, 16.07.2020 Власовым В.Ю. направлена заявка в ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на технологическое присоединение.
Сетевая организация, руководствуясь абзацем 7 пункта 15 Правил N 861 направила заявителю проект договора на технологическое присоединение N 521054633, составленный по форме приложения N 8 к Правилам.
Между тем сетевая организация не учла, что абзац 7 пункта 15 Правил N 861, на момент обращения заявителя с заявкой на технологическое присоединение утратил силу и соответственно не мог применяться к данной категории заявителей, поскольку начиная с 01.07.2020 в силу прямого указания содержащегося в пункте 7(1) Правил N 861 в целях регулирования отношений связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности установлен новый порядок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определенный разделом X Правил "Особенности технологического присоединения заявителей, указанный в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил".
В рассматриваемом случае проекты договора (пункты 6, 8, 11, 12, 13) и технических условий (пункты 6, 7, 10, 11), на подписании которых настаивало ПАО "МРСК Центра и Приволжья", содержали порядок и объем обязанностей потребителя и сетевой организации не соответствующие положениям раздела X Правил N 861.
Данными действиями Общество навязывало потребителю заведомо невыгодные для него условия договора, в том числе место подключения, возложение на потребителя обязанности по осуществлению строительства и обслуживанию участка электрического кабеля идущего от точки подключения к объектам, расположенным на участке потребителя.
Таким образом, замечания Власова В.Ю. о несоответствии положений проектов договора (пункты 6, 8, 11, 12, 13) и технических условий (пункты 6, 7, 10, 11) положениям раздела X Правил N 861, являются обоснованными.
Действия Общества, выразившиеся в длительном нерассмотрении протокола разногласий, направленного Власовым В.Ю., и последующим его отклонении как обоснованно отметил суд, фактически представляют собой навязывание потребителю условий договора, не соответствующих действующему законодательству и не выгодных для потребителя.
При рассмотрении дела об административном правонарушении указанные вопросы антимонопольным органом не исследовались, правовая оценка всем доводам Власова Д.Ю. не дана.
С учетом изложенного правильным является вывод суда о наличии в действиях ПАО "МРСК Центра и Приволжья" признаков административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и отсутствии у Управления оснований для прекращения производства по делу об административном нарушении со ссылкой на отсутствие события административного нарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Власовым В.Ю. и Власовой Д.П. требование, признал незаконным и отменил постановление Управления от 05.11.2020 N 052/04/9.212118/2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Апелляционная жалоба ПАО "МРСК Центра и Приволжья" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.04.2021 по делу N А43-41399/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-41399/2020
Истец: Власов Владимир Юрьевич, Власова Дарья Павловна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: ПАО МРСК Центра и Приволжья