город Воронеж |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А64-7748/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община": Малиной М.А., представителя по доверенности от 17.11.2020;
от Сампурского сельского совета народных депутатов Сампурского района Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу Сампурского сельского совета народных депутатов Сампурского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2021 по делу N А64-7748/2020 по заявлению Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община" (ОГРН 1176800000300, ИНН 6829132722) к Сампурскому сельскому совету народных депутатов Сампурского района Тамбовской области о признании незаконным решения об отказе в передаче в собственность здания и земельного участка от 02.10.2020 N 8, обязании передать в собственность здания и земельного участка,
третье лицо: Администрация Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
местная религиозная организация "Тамбовская Православная старообрядческая община" (далее - заявитель, религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области:
- о признании незаконным решения Сампурского сельского Совета народных депутатов Сампурского района Тамбовской области об отказе в передаче в собственность Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община" здания Преображенской старообрядческой церкви, находящегося в с. Текино по ул. Советская, 79 (кадастровый номер 68:17:0707005:90) и земельного участка (кадастровый номер 68:17:0707005:44),
- об обязании Сампурского сельского Совета народных депутатов Сампурского районного Тамбовской области передать в собственность Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община" здание Преображенской старообрядческой церкви, находящегося в с. Текино по ул. Советская, 79 (кадастровый номер 68:17:0707005:90) и земельный участок (кадастровый номер 68:17:0707005:44) (с учетом уточнения).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.12.2020 в порядке статей 47, 51 АПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика по делу - Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области на надлежащего - Сампурский сельский совет народных депутатов Сампурского района Тамбовской области (далее - Сампурский сельсовет); к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, привлечена Администрация Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2021 заявление Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община" удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Сампурский сельсовет обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления религиозной организации отказать.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 15.07.2021 Сампурский сельсовет и Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община" возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя заявителя, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что 16.10.2019 Местная религиозная организация "Тамбовская Православная старообрядческая община" обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области, выразившегося в непринятии решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациями имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" по заявлению Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община" N 82 от 22.08.2019 о передаче в собственность здания Преображенской старообрядческой церкви, находящегося в с. Текино по ул. Советская, д. 79 (кадастровый номер 68:17:0707005:90) и земельного участка (кадастровый номер 68:17:0707005:44), и об обязании Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области принять решение о передаче в собственность здания Преображенской старообрядческой церкви, находящегося в с. Текино по ул. Советская, 79 и земельного участка (кадастровый номер 68:17:0707005:44) (с учетом уточнений, принятых определением арбитражного суда от 23.12.2019).
Поводом к обращению в арбитражный суд послужил отказ Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области в передаче в собственность здания Преображенской старообрядческой церкви, (кадастровый номер 68:17:0707005:90) и земельного участка (кадастровый номер 68:17:0707005:44), мотивированный тем, что заявитель к направленному пакету документов не приложил справку федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия об отнесении имущества к объектам культурного наследия народов РФ.
Указанное заявление было рассмотрено в рамках дела N А64-8330/2019.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.02.2020 по данному дела, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного суда от 28.08.2020, требования заявителя были удовлетворены. Суд признал отказ в предоставлении объектов недвижимого имущества незаконным и обязал Администрацию Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области рассмотреть заявление Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община" о передаче в собственность здания Преображенской старообрядческой церкви, находящегося в с. Текино по ул. Советская, 79, земельного участка (кадастровый номер 68:17:0707005:44) и принять решение в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациями имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Сведений об исполнении данного решения в материалах дела не имеется.
Материалами дела подтверждается, что Сампурский сельсовет своим решением от 30.07.2020 N 3 утвердил новое Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области (далее - Положение).
Подпунктом 14 пункта 4.2 Положения установлено, что к полномочиям Сампурского сельсовета по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится исполнение функции по принятию решений о передаче религиозным организациям муниципального имущества, а также имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Федерального закона от 24.11.2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациями имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ).
В связи с переходом полномочий по распоряжению муниципальным имуществом Сампурскому сельсовету, последний своим решением от 02.10.2020 N 8 отказал религиозной организации в удовлетворении заявления Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община" о передаче в собственность здания Преображенской старообрядческой церкви, находящегося в с. Текино по ул. Советская, 79 (кадастровый номер 68:17:0707005:90) и земельного участка (кадастровый номер 68:17:0707005:44).
Основанием для отказа в предоставлении объектов недвижимости указано несовпадение территориальной сферы деятельности религиозной организации с местом расположения имущества.
Так, в своем решении Сампурский сельсовет указал, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон о религиозных объединениях) территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения, а централизованной организации - территория субъектов российской Федерации, где имеются входящие в ее структуру местные организации.
Согласно пункту 1.8 Устава религиозной организации местонахождением "Тамбовской Православной старообрядческой общины" определен г. Тамбов.
Как следует из решения, передача имущества, расположенного в границах Сампурского муниципального района противоречит положениям Устава Местной религиозной организации.
Посчитав отказ в предоставлении объектов недвижимого имущества незаконным, религиозная организация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок передачи в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками предусмотрен Федеральным законом от 24.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациями имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ).
Целью Закона N 327-ФЗ является восстановление исторической справедливости путем возврата имущества религиозного назначения, которое было создано верующими и их организациями, но впоследствии изъято государством и использовалось в иных целях. При этом возможность передачи имущества религиозной организации ставится в зависимость от целей, в соответствии с которыми осуществлялось строительство спорного имущества, а не от целей, в соответствии с которыми такое имущество используется в настоящее время, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 327-ФЗ имущество религиозного назначения - недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения и т.д.), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников.
Согласно части 1 статьи 3 указанного Закона государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенной ее уставом.
По смыслу части 4 статьи 3 Закона N 327-ФЗ передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповеданиях и о религиозных объединениях.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 327-ФЗ в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения предусмотрены статьей 8 Закона N 327-ФЗ.
Таким образом, учитывая особенности рассмотрения настоящего спора по правилам главы 24 АПК РФ, уполномоченный орган должен доказать законность своего отказа, а заявитель в соответствии со статьей 65 АПК РФ не лишен возможности представить доказательства, опровергающие факты, изложенные в оспоренном отказе.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении объектов недвижимости послужило несовпадение территориальной сферы деятельности религиозной организации с местом расположения имущества.
Давая оценку оспариваемому решению, суд области установил, что такое основание как несовпадение территориальной сферы деятельности религиозной организации с местом расположения имущества не предусмотрено положениями статьи 8 Закона N 327-ФЗ, а значит, не может служить основанием для отказа в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
Как следует из материалов дела, Тамбовская Православная старообрядческая община является религиозной некоммерческой организацией, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 21.10.2020, Уставом Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община", зарегистрированным в Управлении Министерства юстиции по Тамбовской области, свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации Местная религиозная организация "Тамбовская Православная старообрядческая община" от 04.05.2017 N 6811010300.
Местная религиозная организация "Тамбовская Православная старообрядческая община" действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" и другими действующими актами РФ, города Тамбова и Тамбовской области (пункт 1.5 устава).
В соответствии с пунктом 1.2. Устава Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община": Местная религиозная организация "Тамбовская Православная старообрядческая община", именуемая в дальнейшем "Община", является местной религиозной организацией, входящей в Религиозную организацию Русская Православная старообрядческая Церковь (централизованную религиозную организацию, именуемую в дальнейшем "Церковь") и объединяющей православных христиан-старообрядцев в целях совместного исповедания и распространения веры.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ от 26.09.1997 "О свободе совести и о религиозных объединениях" никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Согласно пункту 2 данной статьи право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ от 26.09.1997 "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованны: - местная религиозная организация - религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованная религиозная организация - религиозная организация, состоящая в соответствии со своим Уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Процедура создания и деятельности религиозной (некоммерческой) организации подробно регламентирована Законом.
Согласно пункту 2 статьи 52 ГК РФ и статье 10 Федерального закона N 125-ФЗ от 26.09.1997 в уставе юридического лица указывается его место нахождения и не устанавливаются территориальные пределы деятельности. По смыслу Закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения, а централизованной организации - территория субъектов Российской Федерации, где имеются входящие в ее структуру местные организации.
В тоже время из положений статьи 10 Федерального закона N 125-ФЗ от 26.09.1997 не вытекает, что в уставе религиозной организации указывается территория ее деятельности.
Положения статей 6 - 8 Федерального закона N 125-ФЗ от 26.09.1997, предусматривает необходимость совместного проживания в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
По смыслу пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ во взаимосвязи со статьей 6 Закона одной местностью должна признаваться часть территории Российской Федерации, проживание в границах которой обеспечивает возможность совместного исповедания и распространения веры посредством совершения религиозных обрядов и церемоний.
Поскольку главной целью заявителя с учетом положений пункта 2.1.1 Устава Местной религиозной организации "Тамбовская Православная старообрядческая община" является распространение православной веры, представляется оправданным расширение территориальной сферы деятельности религиозной организации в пределах субъекта РФ.
Тогда как, исходя из совокупной оценки приведенного законодательства следует, что установленный порядок создания и деятельности религиозных организаций не предполагает, что территориальная сфера деятельности местной религиозной организации определяется территорией той местности в пределах которой проживают ее учредители (участники).
Согласно письму исх. N 431 от 13.11.2020 Религиозная организация Русская Православная старообрядческая Церковь подтверждает, что Местная религиозная организация "Тамбовская православная старообрядческая община" входит в её состав с учётом канонического подчинения Московской Епархии, Рязанского благочиния; территорией деятельности является г. Тамбов и Тамбовская область.
Вопреки положениям статьи 65 АПК РФ Сампурский сельсовет не представил доказательств наличие иных религиозных организаций претендующих на спорное имущество, как и доказательств того, что объект находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности, соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам, также иным требований Закона осуществляется со стороны регистрирующего органа, решение Сампурского сельсовета от 02.10.2020 N 8 нельзя признать законным.
Статьей 4 Закона N 327-ФЗ предусмотрена возможность передачи религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения в собственность.
Перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 N 325 (далее - Перечень документов).
В силу пункта 5 Перечня документов в числе обязательных документов, необходимых для представления в государственный орган по вопросу предоставления религиозного имущества в собственность относится архивная справка, содержащая, в том числе, сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения).
Как следует из имеющейся в материалах дела архивной справки от 05.06.2017 N 2927/05, выданной Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением (ТОГБУ) "Государственная архив Тамбовской области" каменный молитвенный дом для старообрядцев в с. Текино Тамбовского уезда был возведен в 1912 году на месте существующего старого, по проекту на перестройку архитектора Фреймана Владимира Ивановича, утв. Протоколом N 152 от 02.05.1912 техническо-совещательного присутствия строительного отделения Тамбовского губернского правления.
Согласно сведениям, изложенным в Выписке из протокола Научно-методического совета по культурному наследию при управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 29.11.2018 здание, расположенное по адресу: Тамбовская область, Сампурский район, с. Текино, ул. Советская, 79 имеет два основных этапа строительства.
Основной объем построен в 1912 году по проекту епархиального архитектора Владимира Ивановича Фреймана. Здание построено в с. Текино, Сампурской волости, Тамбовского уезда и губернии по заказу местной старообрядческой общины. Здание построено как церковь (молитвенный дом) для местной старообрядческой общины.
Второй этап строительства относится к 1966 году. В этот период к основному объему здания была сделана пристройка, которая примыкает к южному фасаду здания.
В ходе натуральных исследований, проведенных Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением культуры "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области" было подтверждено полное соответствие здания, изображенного в проекте В.И. Фреймана, зданию, расположенному по адресу: Тамбовская область, Сампурский район, с. Текино, ул. Советская, 79 (основной объем).
В ходе реконструкции в 1966 году здание, выполненное по проекту архитектора В.И. Фреймана, было перестроено. Так, к основному объему здания была сделана пристройка изменившая объемно-пространственные характеристики здания; в 60-х годах к основному объему здания была пристроена топочная. В ходе перестроек и ремонтных работ были утрачены архитектурные особенности здания (конфигурация крыши, архитектурный декор).
Таким образом, арбитражный суд верно исходил из того, что из представленных в материалы дела документов с достоверностью можно установить обстоятельства неоднократных обращений (с 1944 года) старообрядческой общины к органам власти с просьбой о возврате бывшего молитвенного дома для проведения богослужений.
При этом довод Сампурского сельсовета о том, что здание церкви не может быть передано в собственность религиозной организации по причине его перестройки, был предметом рассмотрения арбитражного суда области и обоснованно отклонен им в силу следующего.
Из толкования положений Закона N 327-ФЗ следует, что единственным критерием отнесения объекта к имуществу религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, является строительство объекта для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество). При этом последующее использование такого имущества в целях, отличных от целей его создания, либо произведенная реконструкция, перепланировка здания не закреплены в Законе N 327-ФЗ в качестве оснований утраты им статуса имущества религиозного назначения, а, следовательно, не могут являться основанием для отказа в безвозмездной передаче такого имущества религиозной организации
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что цели строительства, назначение спорного здания позволяют отнести его к имуществу религиозного назначения, подлежащему безвозмездной передаче религиозной организации.
Совокупность собранных по делу доказательств не подтверждает, что результатом произведенных изменений стало преобразование изначально созданного молитвенного дома для старообрядцев в часть иного строения, не относящегося к имуществу религиозного назначения, в соответствии со статьей 2 Закона N 327-ФЗ.
На основании этого выводы суда первой инстанции о том, что произведенная реконструкция никак не повлияла на назначение здания в целом, следует признать обоснованным.
При таких обстоятельствах суд области пришел к верному выводу о признании незаконным решения Сампурского сельсовета Сампурского сельского Совета народных депутатов Сампурского района Тамбовской области от 02.10.2020 N 8.
Частью 2 статьи 5 Закона N 327-ФЗ установлено, что земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в собственность бесплатно или на праве безвозмездного пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке.
Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, а также сведениям, содержащимся в общедоступной публичной кадастровой карте, размещенной в сети Интернет, на земельном участке с кадастровым номером 68:17:0707005:44 расположено здание Преображенской старообрядческой церкви с кадастровым номером 68:17:0707005:90, в связи с чем, в отсутствие спора относительно площади, указанный участок возможно передать на законных основаниях в собственность религиозной организации совместно с расположенным на нем зданием (статья 1 ЗК РФ).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом положений статьи 11 ГК РФ, статьи 4 АПК РФ, целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву, должен быть направлен на его восстановление и может быть поддержан судом в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Предлагаемый заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица, и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения. Право выбора способа исполнения судебного акта и способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя принадлежит суду, который при их определении исходит из оценки спорных правоотношений и установленных по делу обстоятельств.
Как установлено судом, ранее заявитель уже обжаловал бездействие Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области, выразившегося в непринятии решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 327-ФЗ по заявлению религиозной организации о передаче в собственность имущества.
Арбитражный суд Тамбовской области решением от 05.02.2020 по делу N А64-8330/2019 признал такое бездействие незаконным и обязал Администрацию Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области рассмотреть заявление религиозной организации и принять решение в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ.
Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела N А64-8330/2019 Сампурский сельсовет своим решением от 30.07.2020 N 3 утвердил новое Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сампурского сельсовета в соответствии с которым полномочия по принятию решений о передаче религиозным организациям муниципального имущества, а также имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ перешли от Администрации Сампурского сельсовета к Сампурскому сельсовету, что в последствии не позволило исполнить решение арбитражного суда.
В контексте указанных норм и установленных судом обстоятельств, апелляционная коллегия считает, что устранение нарушения прав и законных интересов заявителя в полной мере возможно путем возложения на Сампурский сельсовет обязанности по передаче в собственность религиозной организации здания Преображенской старообрядческой церкви, находящегося в с. Текино по ул. Советская, 79, а также земельный участок с кадастровым номером 68:17:0707005:44.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2021 по делу N А64-7748/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Сампурского сельского совета народных депутатов Сампурского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7748/2020
Истец: Местная "Тамбовская Православная старообрядческая община"
Ответчик: Администрация Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области
Третье лицо: Сампурский сельский совет народных депутатов Сампурского района Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд