г.Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А40-253574/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.05.2021 по делу N А40-253574/20
по иску АО "ПКС"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
третье лицо: Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Шиляев А.П. по доверенности от 20.01.2020;
от третьего лица: не явился, извещен;,
УСТАНОВИЛ:
АО "ПКС" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании за счет казны Российской Федерации 1 681 565 руб. 30 коп. убытков.
Решением суда от 14.05.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, во исполнение Бюджетного кодекса РФ и Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.21.2009 N 1172, между истцом (Перевозчик) и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Агентство) заключено соглашение N 109-11-031/68-ПКС/17 от 17.02.2017 на предоставление Агентством в 2017 году АО "ПКС" субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования льгот по тарифам на перевозки обучающихся и воспитанников образовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования (в редакции Дополнительного соглашения от 01.06.2017 N 109-11-031/1/с-30-пск/17) в общей сумме 1 498 500 руб.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в 2017 году перевозчик при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров в поездах дальнего следования понес потери в доходах, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозку обучающихся и воспитанников образовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования в размере 3 180 065,30 руб.
В течение 2017 года в соответствии с условиями договора перевозчик направлял в адрес Агентства отчеты о потерях в доходах и счета на оплату за период январь-декабрь 2017 года на общую сумму 3 180 065,30 руб., фактически по договору истцу оплачено 1 498 500 руб.
Согласно п.6 Правил и п.3.1.3 заключенного соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется АО "ПКС" при осуществлении перевозки школьников старше 10 лет с 01.01.2017 по 31 мая 2017 года включительно и с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года включительно в размере 100% объема потерь в доходах организации, определяемого как разность между доходами, которые АО "ПКС" могло бы получить в случае применения установленных государством тарифов на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования, без учета льготного исключительного тарифа и доходами перевозчика, полученным в результате установления льготного исключительного тарифа.
Порядок возмещения потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования определен Правилами.
В соответствии с данным нормативным актом субсидия предоставляется организации ежемесячно в размере объема потерь в доходах организации, определяемого на основании отчета, и перечисляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта в установленном порядке на расчетный счет организации, открытый в кредитной организации.
Расчеты с организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, осуществляет Агентство на основании заключенного договора.
В соответствии с п.6 Правил Федеральное агентство железнодорожного транспорта в 5-дневный срок с даты получения отчета осуществляет проверку полноты и правильности оформления отчета и принимает решение о предоставлении организации субсидии либо о возврате отчета организации с указанием причин возврата.
Истец ссылается на то, что отчеты о потерях в доходах были приняты Агентством без возражений, вместе с тем компенсация потерь в доходах перевозчику по перевозкам обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет, произведена на сумму 1 498 500 рублей.
Решение об отказе в выплате субсидии в полном объеме Федеральным агентством не принималось.
В соответствии с п.7.1 договора Перевозчик направил в адрес Агентства претензию от 24.09.2019 N 1971/пкс.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по возмещению истцу расходов возникла в связи с установлением на федеральном уровне права обучающихся на льготный проезд, соответствующее обязательство Российской Федерации перед организацией, понесшей расходы, может быть прекращено только путем возмещения данных расходов в полном объеме, на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя несения расходов, возникших в результате реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Вопреки доводу жалобы, истцом не пропущен срок исковой давности по заявленному требованию, поскольку требования заявлены по компенсации затрат за оказанные услуги в 2017 году, в то время как исковое заявление направлено в суд 18.12.2020 согласно накладной DHL EXPRESS, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности, установленного ст.196 Гражданского кодекса РФ.
Также судом отклоняется довод ответчика о том, что не является надлежащим с учетом предмета заявленных требований.
В соответствии с п.5 ст.790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 предусмотрено, что когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Российская Федерация, устанавливая льготы на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным предприятиям потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот за счет средств федерального бюджета.
В силу п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
По правилам ст.1071 Гражданского кодекса РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Учитывая, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ выполнило свои обязательства по договору в размере выделенных бюджетных средств в сумме 1 498 500 руб., обязательства по оплате некомпенсированных потерь в доходах перевозчика, превышающих сумму договора, обязано выполнить государство за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.2 ст.83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств осуществляется с начала очередного финансового года либо в текущем финансовом году.
Таким образом, федеральный законодатель предусматривает возможность увеличения бюджетных обязательств и не исключает обязанности по их возмещению.
Поскольку обязанность по возмещению истцу расходов возникла в связи с установлением на федеральном уровне права обучающихся на льготный проезд, соответствующее обязательство Российской Федерации перед организацией, понесшей расходы, может быть прекращено только путем возмещения данных расходов в полном объеме.
На лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя несения расходов, возникших в результате реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
В соответствии с п.п.1 п.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
На основании п.п.2 и 3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Исходя из взаимосвязанных положений ст.ст.69 и 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
В настоящем случае именно ответчик, являясь главным распорядителем бюджетных средств, в силу ст.158 Бюджетного кодекса РФ является надлежащим.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021 по делу N А40-253574/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253574/2020
Истец: АО "ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ "САХАЛИН"
Ответчик: в лице Министерства финансов РФ, Федеральное агенство железнодорожного транспорта