г. Москва |
|
3 ноября 2021 г. |
Дело N А40-253574/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 03.11.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.,
судей Колмаковой Н.Н., Ярцева Д.Г.,
при участии в заседании: от Министерства финансов Российской Федерации: Ткаченко Н.Г. по доверенности от 20.02.2020,
рассмотрев 27.10.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021,
по иску акционерного общества "Пассажирская компания "Сахалин"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
третье лицо Федеральное агентство железнодорожного транспорта,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество (АО) "Пассажирская компания "Сахалин" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 681 565 руб. 30 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 14.05.2021 и постановление от 26.07.2021 отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суд первой и апелляционной инстанций неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представленный истцом отзыв на кассационную жалобу подлежит ваозврату, поскольку в нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была исполнена обязанность по его направлению ответчику, третьему лицу и в суд в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ними до начала судебного заседания.
АО "Пассажирская компания "Сахалин", Федеральное агентство железнодорожного транспорта, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суд установил, что между истцом (перевозчик) и Федеральным агентством железнодорожного транспорта заключено соглашение от 17.02.2017 N 109-11-031/68-ПКС/17 на предоставление Федеральным агентством железнодорожного транспорта в 2017 году АО "Пассажирская компания "Сахалин" субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования льгот по тарифам на перевозки обучающихся и воспитанников образовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования (в редакции дополнительного соглашения от 01.06.2017 N 109-11-031/1/с30-пск/17) в общей сумме 1 498 500 руб.
В течение 2017 года в соответствии с условиями договора перевозчик направлял в адрес Федерального агентства железнодорожного транспорта отчеты о потерях в доходах и счета на оплату за период январь-декабрь 2017 года на общую сумму 3 180 065,30 руб., фактически по договору истцу оплачено 1 498 500 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в 2017 году перевозчик при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров в поездах дальнего следования понес потери в доходах, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозку обучающихся и воспитанников образовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования в размере 3 180 065,30 руб.
Решение об отказе в выплате субсидии в полном объеме Федеральным агентством железнодорожного транспорта не принималось.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
На основании подпункта 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Установив, что то обязанность по возмещению расходов возникла у ответчика в связи с установлением на федеральном уровне права обучающихся на льготный проезд, следовательно, соответствующее обязательство Российской Федерации перед организацией, понесшей расходы в связи с установлением льгот по провозной плате, может быть прекращено только путем возмещения данных расходов в полном объеме, суд первой и апелляционной инстанции в соответствии со статьями 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 69, 78, 83, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял правильное решение об удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, подлежит отклонению в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что срок исковой давности пропущен, подлежит отклонению, поскольку требования заявлены по компенсации затрат за оказанные услуги в 2017 году, в то время как исковое заявление направлено в суд 18.12.2020 согласно накладной DHL EXPRESS, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, а сводятся к несогласию с выводами суда относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А40-253574/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Д. Ядренцева |
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
...
Довод заявителя жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, подлежит отклонению в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что срок исковой давности пропущен, подлежит отклонению, поскольку требования заявлены по компенсации затрат за оказанные услуги в 2017 году, в то время как исковое заявление направлено в суд 18.12.2020 согласно накладной DHL EXPRESS, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 ноября 2021 г. N Ф05-26596/21 по делу N А40-253574/2020