город Ростов-на-Дону |
|
26 июля 2021 г. |
дело N А53-10693/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов-14"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
От 11.06.2021 (мотивированное решение от 23.07.2021) по делу N А53-10693/2021.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов-14"
к Административной комиссии при Администрации Советского района города Ростова-на-Дону
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов-14" (далее - заявитель, ООО "КСМ-14", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при администрации Советского района города Ростова-на-Дону от 31.03.2021 N 476/497-2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2021 (мотивированное решение от 23.07.2021) в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КСМ-14" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенные при составлении протокола об административном правонарушении нарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25.02.2021 в 11 часов 44 минут по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Миллеровская, 100/21 не обеспечило уборку и содержание территории, прилегающей к объекту строительства, допустило складирование строительных материалов и отходов за пределами строительной площадки, не обеспечило очистку от объявлений и надписей ограждения строительной площадки, что является нарушением п. 1, п. 5, п. 7 гл. 9 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы N 398 от 24.10.2017, ответственность за которое предусмотрена: ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" от 25:10.2002 N 273-ЗС. Указанный протокол и повестка о явке в заседание административной комиссии направлен по электронной почте 24.03.2021 в 11.23.
24.03.2021 главным специалистом Комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону Рымаревой Л.С. передан административный материал для рассмотрения в заседании административной комиссии при администрации Советского района города Ростова-на-Дону.
31.03.2021 постановлением по делу об административном правонарушении N 476/497-2021 административной комиссией при Администрации Советского района города Ростова-на-Дону, ООО "КСМ-14", назначено минимальное административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области N 273-ЗС от 25.10.2012 "Об административных правонарушениях".
Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "КСМ-14" обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
В соответствии со ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" "Нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов":
1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1. 4.5, 5.4, 5.5 настоящего Областного закона, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 8000 до 30000 рублей; на юридических лиц - от 25000 до 70000 рублей.
2. Повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 70000 до 100000 рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону разработаны на основании Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Об отходах производства и потребления", Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Ростовской области и города Ростова-на-Дону, регламентирующих основные принципы содержания, благоустройства, организации очистки и уборки территории города.
Не допускается нарушение установленных Правилами, нормативными актами Администрации города, отраслевыми регламентами и иными документами требований к выполнению работ по благоустройству, содержанию и уборке, в том числе повлекшее загрязнение территорий города.
Организацию деятельности в части благоустройства, очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Ростове-на-Дону на подведомственных территориях осуществляют администрации районов города, Департамент дорожного хозяйства и благоустройства города Ростова-на-Дону, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону, Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Департамент транспорта города Ростова-на-Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, Управление культуры города Ростова-на-Дону, Управление образования города Ростова-на-Дону, Управление здравоохранения" города Ростова-на-Дону и иные отраслевые (функциональные) подразделения Администрации города в соответствии с реестром полномочий, утвержденным постановлением Администрации города. ;
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 утверждены Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства) установлены следующие понятия:
благоустройство территории - комплекс предусмотренных Правилами благоустройства территории города Ростова-на-Дону мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
объекты благоустройства - земельные участки и иные объекты недвижимости; специализированные площадки (детские, спортивные, площадки для выгула и дрессировки животных, контейнерные площадки для сбора отходов, открытые автостоянки); нестационарные торговые объекты, объекты бытового обслуживания и сферы услуг, в том числе платежные терминалы, банкоматы, телефонные будки, уличные туалеты; рекламные и информационные конструкции; элементы обустройства дорог и линейных объектов, такие как опоры контактных сетей электротранспорта, освещения, электросетей, шкафы питания, водоразборные колонки, люковое хозяйство подземных инженерных сетей, остановочные павильоны общественного пассажирского транспорта и малые архитектурные формы, используемые для оформления, пластической организации пространства и обеспечения эксплуатации по функциональному назначению:
- объекты благоустройства территории - территории города, на которых осуществляется деятельность по комплексному благоустройству: улицы, проспекты, площади, бульвары, парки, скверы, пляжи, дворы, кварталы; функционально-планировочные образования; территории административных районов и города в целом; территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с застройкой), и иные территории города;
- организация работ по благоустройству, содержанию и уборке - осуществление комплекса мер, направленных на создание условий для выполнения работ, включая установление видов и объемов работ, финансовое обеспечение и установление лиц (физических, должностных, юридических), ответственных за обеспечение работ;
- отведенная территория - часть территории города, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, принадлежащая физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на правах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- собственник объекта благоустройства (далее - собственник) - лицо (юридическое, физическое и индивидуальный предприниматель), обладающее правом собственности на земельный участок, здание (помещение в нем), сооружение, выступающее в качестве владельца, распорядителя, пользователя объекта благоустройства, в том числе его функционально-, конструктивно- и планировочно-неотъемлемых элементов;
- специализированные организации - юридические лица различной организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие специальные виды деятельности в области благоустройства территории города на основании заключенных муниципальных контрактов;
- содержание объекта благоустройства - осуществление уборки объекта благоустройства и обеспечение безопасности, надлежащего физического, технического состояния и привлекательного внешнего вида элементов благоустройства, находящихся на объекте, в процессе их создания, размещения, эксплуатации и демонтажа;
- уборка объекта благоустройства - выполнение работ по очистке объекта от пыли, грязи, случайного мусора, снега, наледи, грунтовых наносов, атмосферных осадков и их образований, подметанию, зачистке, мойке, покосу сорной растительности, очистке кровли, удалению всех видов отходов.
В соответствии с п. 1 гл. 9 настоящих Правил строительные площадки, объекты производства строительных материалов на них по периметру отведенного участка оборудуются ограждением синего цвета. Размещение информационных конструкций на ограждениях строительных площадок осуществляется в соответствии с Положением о рекламных и информационных конструкциях на территории города Ростова-на-Дону.
В соответствии с п. 5 гл. 9 настоящих Правил застройщик обеспечивает уборку и содержание территории, прилегающей к объекту строительства, реконструкции или ремонта, а также содержание территории законсервированного объекта строительства (долгостроя); организует сбор и вывоз строительных отходов, изъятого грунта, иных отходов производства и потребления, образующихся на объекте строительства, в порядке, установленном Правилами организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону.
В соответствии с п. 5 гл. 9 настоящих Правил при производстве строительных работ запрещается:
- складирование мусора, грунта и отходов строительного производства вне специально отведенных мест (за пределами строительной площадки);
- спуск строительных отходов и мусора с высоты строящегося здания без применения защитных средств (мусоропроводов);
- загрязнение прилегающей территории к строительной площадке в процессе производства строительных работ, в том числе загрязнение подъездных путей колесами автотранспорта;
- устройство ограждений вне территории строительной площадки;
- складирование строительных материалов, конструкций и инвентаря, организация места для стоянки строительной техники вне территории строительной площадки;
- транспортировка строительных смесей и растворов (цементно-песчаный раствор, известковые, бетонные смеси) без принятия мер, исключающих возможность пролития их на дорогу, тротуар, обочину или прилегающую к дороге полосу газона.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных препятствий, которые не позволили обществу соблюдать соответствующие правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ или Законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, ООО "КСМ-14" не предоставлено.
Доводы об устранении правонарушения судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку устранение выявленных нарушений после их выявления не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности. Правонарушение выявлено согласно акту обследования 25.02.2021, общество указывает в апелляционной жалобе, что правонарушение устранено 05.03.2021.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы апелляционной жалобы о нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении, поскольку 19.03.2021 главным специалистом Комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону Рымаревой Л.С. составлен протокол N 497 об административном правонарушении в отношении ООО "КСМ-14", которое выразилось в следующем: 25.02.2021 года в 11 часов 44 минут по адресу: г. Ростов-на-Дону ул. Миллеровская, 100/21 не обеспечило уборку и содержание территории, прилегающей к объекту строительства, допустило складирование строительных материалов и отходов за пределами строительной площадки, не обеспечило очистку от объявлений и надписей ограждения строительной площадки, что является нарушением п. 1, п. 5, п. 7 гл. 9 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы N 398 от 24.10.2017, ответственность за которое предусмотрена: ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N273-ЗС.
При составлении протокол N 497 от 19.03.2021 об административном правонарушении в отношении ООО "КСМ-14", представитель по доверенности Пономарев В.Б. присутствовал, с протоколом ознакомился, дал объяснения о том, что на данный момент административное правонарушение устранено- прилегающая территория убрана, надписи стерты- фото доказательства прилагает, замечаний не отметил, копию протокола получил.
В данном протоколе допущена ошибка: указана не правильная квалификация правонарушения, так как ранее лицо привлекалось к административной ответственности постановлением административной комиссии Советского района города Ростова-на-Дону N 524 от 13.05.2020. В связи с чем, в тот же день 19.03.2021 главный специалист Комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону Рымарева Л.С. уведомило по электронной почте юридическое лицо ООО "КСМ-14" о необходимости повторно явиться в Комитет по охране окружающей среды 22.03.2021 в 16:00 по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. Семашко 99/248 каб. 4. Данное письмо получено ООО "КСМ-14" 19.03.2021 входящий N 63 информацию сообщил секретарь Шапира A.A. Однако, надлежащим образом извещенное о месте, дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "КСМ-14", на составление протокола законного представителя не направило.
22.03.2021 главным специалистом Комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону Рымаревой Л.С. составлен протокол N 497 об административном правонарушении в отношении ООО "КСМ-14" по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N273-ЗС в его отсутствие.
24.03.2021 главным специалистом Комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону Рымаревой Л.С. передан административный материал для рассмотрения в заседании административной комиссии при администрации Советского района города Ростова-на-Дону. Учитывая тот факт, что протокол N 497 от 22.03.2021 должен был быть рассмотрен 31.03.2021, представитель по доверенности Пономарев Виталий Борисович явился в заседание 24.03.2021, секретарем административной комиссии повторно выданы копия протокола N 491 от 22.03.2021 и повестка о явке в заседание административной комиссии при администрации. Советского района города Ростова-на-Дону, назначенное на 31.03.2021 в 14.30 по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, 24 каб. 106. Данные отметки в деле имеются.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2021 (мотивированное решение от 23.07.2021) по делу N А53-10693/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10693/2021
Истец: ООО "Комбинат сроительных материалов-14 Плюс", ООО "КОМБИНАТ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ-14"
Ответчик: Административная коммиссия при администрации Советского района г.Ростов-на-Дону, АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ