Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2021 г. N Ф05-24619/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А40-20112/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации на определение Арбитражного суда г. Москвы от 21 мая 2021 года по делу N А40-20112/21, принятое по исковому заявлению Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) к заинтересованным лицам ОАО Торгово-промышленная компания "Лесторгус"; Федеральная налоговая служба (ОГРН 1047707030513); Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" (ОГРН 1077711000102)
об установлении фактов, имеющих юридическое значение
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Чумаченко А.В. по доверенности от 29.01.2020
от заинтересованных лиц: от Федеральной налоговой службы (ОГРН 1047707030513) - Агафонов А.В. по доверенности от 18.12.2020, от Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (ОГРН 1077711000102) - Чумаченко А.В. по доверенности от 29.01.2020
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение: признать ОАО ТПК "Лесторгус" (ИНН 7702132723) ликвидированным; признать обязательства ОАО ТПК "Лесторгус" (ИНН 7702132723) по соглашению о предоставлении средств федерального бюджета государственной финансов поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности от 26 сентября 1995 г., заключенному между Минфином России и ОАО ТПК "Лесторгус", погашенными в связи с ликвидацией ОАО ТПК "Лесторгус".
Определением от 21 мая 2021 года по делу N А40-20112/21 Арбитражный суд города Москвы заявление Министерство финансов Российской Федерации оставил без рассмотрения на основании пункта 3 части 1 статьи 148 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, представитель заявителя обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда и принять решение по существу заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц Федеральная налоговая служба и Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражали, определение суда считают законным и обоснованным.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Девятого арбитражного апелляционного суда и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители ОАО Торгово-промышленная компания "Лесторгус" в заседание не явились.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность вынесенного определения в порядке статьи 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены определения суда.
Как следует из материалов дела, в обоснование требований заявитель указал, что между Минфином России и АООТ Торгово-промышленная компания "Лесторгус" (16.07.1996 Московской регистрационной палатой зарегистрирована смена наименования на ОАО ТПК "Лесторгус", далее также должник) 26 сентября 1996 года заключено соглашение о предоставлении средств федерального бюджета государственной финансов поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (далее - Соглашение).
В связи с неисполнением ОАО ТПК "Лесторгус" обязательств в рамках Соглашения по возврату предоставленных денежных средств решениями Арбитражного суда г. Москвы от 26 июня 2006 года по делу N А40-22794/2006 и от 29 марта 2007 года по делу N А40-5686/2007 с Должника в пользу Минфина России взыскана задолженность в размере 23 883 513,52 руб. и 312 986,09 руб. соответственно.
Задолженность по Соглашению до настоящего времени Должником не погашена.
Заявитель также пояснил, что из материалов дела исполнительных производств следует, что ОАО ТПК "Лесторгус" по юридическому адресу не располагается, имущество не обнаружено, на учете в ИФНС не состоит (исполнительные производства N 16519/428/24АС/2006, N28/6939/63-08). Последняя отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации, ОАО ТПК "Лесторгус" предоставило за 2 квартал 1999 года (письмо ИФНС России N 2 по ЦАО г. Москвы от 4 февраля 2000 г. N 03-45-04/2/273). Из акта обследования места нахождения юридического лица Отделением федерального казначейства по ЦАО г. Москвы от 25 декабря 2001 г. N 9 следует, что на момент проведения проверки ОАО ТПК "Лесторгус" по адресу регистрации не располагается.
В соответствии с письмом ИФНС России N 2 по г. Москве от 12 августа 2013 года N 18-13/03255 ОАО ТПК "Лесторгус" не прошло перерегистрацию в 2002 году, сведения о нем в Едином государственном реестре юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) отсутствуют.
Таким образом, в настоящее время на балансовом учете Минфина России и аналитическом (внесистемном) учете ВЭБ.РФ как агента Правительства Российской Федерации продолжает числиться задолженность ОАО ТПК "Лесторгус" по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
Такая задолженность является безнадежной (бесперспективной) к взысканию и иному, кроме списания, урегулированию.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что невыполнение уполномоченным лицом юридического лица требований по предоставлению сведений, предусмотренных Законом о регистрации, в течение 6 месяцев со дня вступления его в силу (с 1 июля 2002 г.), является основанием для признания такого юридического лица фактически прекратившим свое существование (ликвидированным), обратился с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, а именно: признать ОАО ТПК "Лесторгус" ликвидированным; признать обязательства ОАО ТПК "Лесторгус" по Соглашению погашенными в связи с ликвидацией.
Оставляя исковое заявление без рассмотрения в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд правомерно исходил из того, что в рассматриваемом случае имеется спор о праве, исходя из следующего.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц начиная с 1 июля 2002 года (пункт 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей").
В связи с осуществлением указанных полномочий ФНС России ведёт Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1, пунктами 7 и 8 статьи 22 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Таким образом, юридические лица, зарегистрированные до 1 июля 2002 года, в соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", были обязаны представить о себе сведения для включения в ЕГРЮЛ.
Суд первой инстанции установил, что ОАО ТПК "ЛЕСТОРГУС" указанная обязанность не исполнена, в ЕГРЮЛ сведения об указанной организации отсутствуют, у ФНС России информация о наличии правоспособности у ОАО ТПК "ЛЕСТОРГУС" не имеется.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы заявителя оснований для внесения в ЕГРЮЛ каких-либо сведений в отношении ОАО ТПК "ЛЕСТОРГУС, в том числе ликвидации, прекращении правоспособности не имеется.
Данная позиция подтверждается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 N 26-П и в определениями от 17.01.2012 N 143-0-0 и от 17.06.2013 N 994-0, которыми предусмотрено, что правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что в рамках рассмотренного дела каких-либо возражений относительно фактов ликвидации ОАО ТПК "ЛЕСТОРГУС" до 01.07.2002 и прекращения его обязательств перед Российской Федерации не заявлено, противоречит материалам дела, поскольку, ФСН России возражало против заявленных требований как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции.
При этом, поскольку заявителем не обосновано наличие оснований для внесения в ЕГРЮЛ каких-либо сведений о ликвидации ОАО ТПК "ЛЕСТОРГУС", суд первой инстанции правомерно усмотрел спор о праве.
Согласно части 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по спорному вопросу апелляционным судом не установлено.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого определения Арбитражного суда.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 21 мая 2021 года по делу N А40-20112/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20112/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГК РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ", ОАО ТПК Лесторгус, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА